«Мне сверху видно всё, ты так и знай!» Музей планов и рельефов в Париже
---
Вход в музей
Интересные музеи. На страницах «ВО» мы уже рассказывали о том, что можно увидеть в Музее Армии. Вот только там всего так много, что за один день его можно разве что обойти… А вот для того чтобы его осмотреть, надо выделить по меньшей мере два дня, и то это будет весьма и весьма беглый осмотр.
Два в одном
Есть в парижском Музее Армии еще один музей, так сказать, музей в музее, который стоит посетить хотя бы из одного только любопытства, поскольку другого такого музея нет больше нигде. Это Музей планов и рельефов, созданный волей случая после того, как идею составления рельефных карт королю Людовику XIV подсказал его военный министр Лувуа. Очевидно, что так было нагляднее, а кроме того, при помощи рельефных карт строившиеся крепости легче привязывались к местности. Выдающийся военный инженер Вобан взялся за их разработку, ну а Людовик всем макетам крепостей, созданных им, придал статус особо важных государственных секретов. Всего было создано более 20 таких карт. А хранились они в Лувре, в хорошо охраняемой комнате. Снимать планы с крепостей в других странах отправили специальных людей, причем Короля-Солнце особенно интересовали укрепления Голландии. Но вместе со смертью короля, с ним умерли и его секреты. Вернее, они показались устаревшими и ненужными.
Вид на Дом инвалидов с птичьего полета. Обратите внимание на два блока корпусов слева, напоминающих две огромные цифры 8. Так вот интересующий нас музей находится в дальнем блоке как раз посредине «восьмерки» (туда указывает красная стрелка)
Лишь только после того как началась Семилетняя война, Людовик XV решил обновить старые карты, чем в 1754 году и занялся военный министр герцог де Бройль. Удалось восстановить около 15 карт, к которым еще добавилось несколько новых. Но потом и они устарели и в 1777 году все они были перевезены в Дом Инвалидов. Инвалидам надо было работать, чтобы было за что их кормить, а также наливать винную порцию, лишение которой там было одним из самых серьезных наказаний! Но работу им нужно было давать по их силе – инвалиды все-таки, – вот тогда и придумали, чтобы они трудились над изготовлением таких вот рельефных карт и планов! Изготовление рельефных планов было возобновлено в период Революции и продолжено при Наполеоне 1. Оно было прекращено только после войны 1870 года в связи с отказом от строительства бастионных укреплений.
Палата карт в Лувре.
Ну а всего с 1668 по 1870 год было изготовлено 260 (!) рельефных карт 150 укрепленных объектов, находившихся на границах королевства, а также в его бывших владениях. Коллекция по традиции была надолго засекречена, но стала потрясающим памятником истории фортификации и макетного моделирования.
Мне всегда очень нравился Мон-Сен-Мишель. Но когда еще я смогу увидеть его вблизи. А тут – вот он, со всеми подробностями
Для всеобщего обозрение ее открыли лишь в 1953 году. К тому времени в распоряжении музейных работников было около сотни рельефных карт и примерно семьдесят подробных планов разных городов, принадлежавших к различным эпохам. Зато в музей попали наглядные пособия, по которым учили военных инженеров. Ну а самым старым и ценным экспонатом, который датируется 1686 годом, является разработанный и выполненный Вобаном план укреплений Перпиньяна – города на границе с Испанией.
Вот он, этот план
Ну а одним из самых красивых является макет укреплений знаменитого острова-крепости Мон-Сен-Мишель в Нормандии, изготовленный в 1691 году. Эта крепость была оплотом могущества на северном побережье Франции, так что даже английский флот не смог его захватить.
И опять макет Мон-Сен-Мишеля. Обычно на всех фотографиях мы видим его со стороны берега. Но тут мы можем посмотреть, а как он выглядит сзади…
Интересно, что этот весьма специфический музей является вторым по посещаемости в Музее Армии – вот даже как. Видимо, желание увидеть огромные города и замки сверху притягивает сюда людей словно магнитом. Интересно, что в залах освещены только сами экспонаты, поэтому царит таинственный полумрак, только лишь усиливающий впечатление от увиденного. Но следует помнить, что ни в одной стране мира не было столь точных карт и рельефов местности, как те, что были собраны здесь. Так что отправляясь в очередной поход французским маршалам следовало лишь сюда наведаться и узнать, если ли здесь планы определенного к завоеванию города или крепости или нет. Ну а уже потом действовать по обстоятельствам. Кстати, многие сохранившиеся рельефные карты все еще продолжают восстанавливать, так что собрание этого необычного музея пополняется постоянно.
Мон-Сен-Мишель. Такой была его застройка в конце XVII века. Мастерски сделанный макет, не так ли?!
Здесь мы немного отвлечемся от темы, поскольку нужно все-таки подробнее пояснить, почему необходимость создания таких вот макетов возникла не раньше и не позже эпохи Людовика XIV. А дело в том, что именно в его время могущество артиллерии стало таково, что ни один старый замок и ни одна старая крепость уже не могли устоять под их огнем. Вот почему с XVI века верхние части средневековых башен начинают разбирать, а их основания прикрывают земляными валами, лучше сопротивлявшихся чугунным ядрам. Так родилась концепция бастионного укрепления, доведенная до совершенства все тем же Вобаном в XVII столетии. Но оно требовало более точной привязки к местности, нежели средневековые замки, вот поэтому-то наглядные макетные планы в то время и появились. Благодаря точности своего исполнения планы-рельефы стали для нас важным источником информации о строительстве городов до эпохи индустриальных революций. Ведь на макетах присутствуют не только укрепления, но и фермы, мельницы, порты, дороги и мосты. Сначала планы-рельефы по королевскому указу делали на местах, непосредственно в населенных пунктах. Затем с 1750 года мастерская по их производству располагалась в Мезьере, а в 1777 году ее перевели в Дом инвалидов. Техника изготовления и масштаб макетов были постепенно стандартизированы. Так, соответствующий рельеф выпиливался из дерева, которое затем покрывалось слоем мелкого песка и шелком. Деревья выполнялись из шелковых волокон, скрученных на основании из металлической проволоки. Здания вырезались из небольших деревянных блоков, после чего их оклеивали рифленой или крашеной бумагой.
А вот так на этом макете изображены скалы, из которых сложен сам остров
Основным масштабом является 1:600, позволяющий показать на макете даже такие крупные объекты, как целые города.
Ну а теперь немного прогуляемся по этому музею и посмотрим, что в нем есть такого особенно уж интересного. У входа в него висит карта, на которой отмечены все объекты, макеты которых имеются в его экспозиции. И прежде всего это укрепления Ла-Манша, главным из которых является монастырь-крепость Мон-Сен-Мишель. Он представляет собой яркий пример крепости, сооруженной на скалистом островке. На востоке Франции — это город Страсбург, оборонный комплекс которого был дополнительно укреплен во 2-й половине XIX в. сооружением форта Шаваньяк.
А вот это форт порта Брест, 1807 – 1811 гг.
На Атлантическом побережье много крепостей построил небезызвестный министр Кольбер. Здесь особое внимание привлекает макет цитадели Бель-Иль (ну, той самой, которую в романе Дюма укрепил небезызвестный Портос), воспроизводящий этот населенный пункт после работ, проведенных там под руководством маршала Вобана.
Макеты фортификационных сооружений провинции Ониса это прежде всего форты на островах Ре, Олерон u Экс, и завершенные постройкой при Людовике XIV в целях прикрытия порта Рошфор, построенного Кольбером в глубине эстуария реки Шаранты.
Знаменитый Тулон
В Аквитании наблюдение за побережьем осуществлялось из порта Байонна, укрепление которого продолжалось вплоть до XX века. Побережье Бордо было также защищено целым рядом укреплений фортами Блам, фортом Пате и фортом Медок. Все они были построены в период между 1700 и 1705 годами и имели прямое отношение к обороне французского побережья во время войны за испанское наследство, продолжавшейся с 1701 по 1713 год.
Внутренний интерьер музея и макет Байонны
Широкомасштабные фортификационные работы проводились Вобаном и в Пиренеях, а начаты были в 1679 году по его просьбе после того, как война между Францией и Испанией выявила уязвимость франко-испанской границы. Укрепления и форты здесь возводились парами, как например форт Лагард и форт Ле Бон на границе в Перпиньяне и вблизи от нее.
Знаменитый Сан-Тропез
На средиземноморском направлении одним из самых популярных макетов является макет замка Иф 1761 года. Ну, понятно, ведь там же содержался Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо! Также в коллекции музея присутствуют макет лондонского Тауэра и укреплений Рима.
Форт Сент-Николас. Марсель
В разделе планов городов показан Париж в различные эпохи, планы Бреста, Нанта, Версаля и Рима. Это прекрасно выполненные чертежи тушью.
Прославленный замок Иф
Так что будете в Музее Армии, не поленитесь, поднимитесь на четвертый этаж его левого крыла и посетите еще и Музей планов и рельефов.
Ну а адрес у музея простой: Франция, Париж, VII округ Парижа, ул. Гренель, 129, Музей Армии.
Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:https://topwar.ru/161024-artillerijskie-izlishestva.html]Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества[/url]
Грац. Арсенал рядовых латников
Доспехи подлинные и доспехи поддельные
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]