Дизельный дым вредит сердцу и сосудам
---
Двух часов в загрязнённом воздухе достаточно, чтобы кровеносные сосуды на сутки сделались более жёсткими, в ритме сердца появились отклонения, а в крови – признаки воспаления.
Грязный воздух вреден для здоровья – об этом говорят данные медицинской статистики: те, кто дышит воздухом с большим количеством промышленных и автомобильных загрязнений, чаще страдают от разных болезней, вплоть до болезни Альцгеймера. Можно ли проверить эти данные экспериментально? Эксперимент на людях тут вроде бы не поставишь. Однако исследователи из Афинского национального университета имени Каподистрии именно такой эксперимент и поставили.
В лаборатории оборудовали специальное помещение, в котором можно было контролировать состав воздуха, и наполнили его воздухом с продуктами сгорания дизельного топлива – в том количестве, какое можно найти в центре густонаселённого города (на сгоревший дизель приходится около 50% всех загрязнений городского воздуха). Для сравнения ту же комнату наполняли чистым воздухом. Участников эксперимента, сорок человек без каких-либо сердечно-сосудистых проблем, делили на две части: одни два часа дышали задымленным воздухом, другие – чистым воздухом. Спустя месяц те и другие возвращались в лабораторию, но теперь уже менялись ролями: те, кто раньше дышал чистым воздухом, теперь дышали дизельными выхлопами, и наоборот.
Состояние сердца и сосудов оценивали по целому ряду параметров: измеряли активность протеина С, который работает в крови антикоагулянтом, уменьшая вероятность тромбов, измеряли активность С-реактивного белка – одного из основных маркеров воспаления; у кровеносных сосудов измеряли, насколько они могут расширяться под действием усиливающегося тока крови, насколько эластичная или жёсткая у них стенка, и т. д. Оказалось, что даже двух часов в дизельной атмосфере достаточно, чтобы сердечно-сосудистые параметры изменились, причём не в лучшую сторону.
В статье в European Journal of Preventive Cardiology говорится, что у подышавших грязным воздухом повышалась активность воспалительного белка (у курящих участников эксперимента его оказывалось больше, чем у некурящих). Также повышалась активность белка фибриногена, необходимого для свёртывания крови; одновременно понижалась активность белка-антикоагулянта – из чего можно сделать вывод, что в сосудах увеличивалась вероятность тромбов. Появлялись отклонения в сердечном ритме, а стенки сосудов становились менее гибкими – что, в свою очередь, должно сказываться на кровоснабжении органов и на работе сердца. Что особенно важно, все эти изменения держались в течение суток, хотя грязным воздухом люди дышали всего два часа. А ведь многие из нас проводят в центре города не два часа и не три, а больше.
О том, что между грязным воздухом и сердечно-сосудистыми болезнями есть связь, известно давно, но теперь исследователи могут рассмотреть эту связь во всех биохимических, клеточных и физиологических подробностях – хотя не факт, что для подобных исследований всегда найдутся добровольцы.
Источник
Грязный воздух вреден для здоровья – об этом говорят данные медицинской статистики: те, кто дышит воздухом с большим количеством промышленных и автомобильных загрязнений, чаще страдают от разных болезней, вплоть до болезни Альцгеймера. Можно ли проверить эти данные экспериментально? Эксперимент на людях тут вроде бы не поставишь. Однако исследователи из Афинского национального университета имени Каподистрии именно такой эксперимент и поставили.
В лаборатории оборудовали специальное помещение, в котором можно было контролировать состав воздуха, и наполнили его воздухом с продуктами сгорания дизельного топлива – в том количестве, какое можно найти в центре густонаселённого города (на сгоревший дизель приходится около 50% всех загрязнений городского воздуха). Для сравнения ту же комнату наполняли чистым воздухом. Участников эксперимента, сорок человек без каких-либо сердечно-сосудистых проблем, делили на две части: одни два часа дышали задымленным воздухом, другие – чистым воздухом. Спустя месяц те и другие возвращались в лабораторию, но теперь уже менялись ролями: те, кто раньше дышал чистым воздухом, теперь дышали дизельными выхлопами, и наоборот.
Состояние сердца и сосудов оценивали по целому ряду параметров: измеряли активность протеина С, который работает в крови антикоагулянтом, уменьшая вероятность тромбов, измеряли активность С-реактивного белка – одного из основных маркеров воспаления; у кровеносных сосудов измеряли, насколько они могут расширяться под действием усиливающегося тока крови, насколько эластичная или жёсткая у них стенка, и т. д. Оказалось, что даже двух часов в дизельной атмосфере достаточно, чтобы сердечно-сосудистые параметры изменились, причём не в лучшую сторону.
В статье в European Journal of Preventive Cardiology говорится, что у подышавших грязным воздухом повышалась активность воспалительного белка (у курящих участников эксперимента его оказывалось больше, чем у некурящих). Также повышалась активность белка фибриногена, необходимого для свёртывания крови; одновременно понижалась активность белка-антикоагулянта – из чего можно сделать вывод, что в сосудах увеличивалась вероятность тромбов. Появлялись отклонения в сердечном ритме, а стенки сосудов становились менее гибкими – что, в свою очередь, должно сказываться на кровоснабжении органов и на работе сердца. Что особенно важно, все эти изменения держались в течение суток, хотя грязным воздухом люди дышали всего два часа. А ведь многие из нас проводят в центре города не два часа и не три, а больше.
О том, что между грязным воздухом и сердечно-сосудистыми болезнями есть связь, известно давно, но теперь исследователи могут рассмотреть эту связь во всех биохимических, клеточных и физиологических подробностях – хотя не факт, что для подобных исследований всегда найдутся добровольцы.
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]