Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР
03.02.2020 12 509 0 +305 ZurabSTK

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР

---
+305
В закладки
Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Испытания импортных автомобилей в СССР были обыденным явлением во все времена: наши инженеры внимательно следили за развитием технического прогресса в мире. Но в отдельные периоды времени подобные испытания набирали особенный размах. Происходило это, например, тогда, когда речь заходила о необходимости закупок крупных партий автомобилей за рубежом. В частности, на стыке 1960-х и 1970-х годов Советскому Союзу понадобились самые современные магистральные тягачи для «Совтрансавто», тяжелые самосвалы для строительства Байкало-Амурской магистрали, а также среднетоннажные самосвалы и тяжелые лесовозы для дальневосточных леспромхозов. Каких только экзотических грузовиков не испытывали у нас в этот период времени!  Сегодня расскажем об испытаниях американских самосвалов International Paystar, которые имели шансы отправиться на БАМ.

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Строительный самосвал International Paystar F5050 с колесной формулой 6х6

Полноприводный строительный самосвал International Paystar F5050 имел универсальную коробчатую платформу с массивным козырьком и съемными деревянными (!) надставками у боковых бортов, позволяющих увеличить вместимость с 7,8 до 9,4 кубометров. Несмотря на внешнюю массивность, автомобиль был сделан с большим вниманием к весовой культуре. Например, в конструкции кабины и оперения широко использовались алюминиевые сплавы. Как результат – весил полноприводный «Интер» всего 10,5 т при грузоподъемности 13,2 т. Машину приводила в движение дизельная «восьмерка» Caterpillar 1160 (225 л.с.), соединенная с 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой «раздаткой». Привод на передний мост был сделан отключаемым, а средний мост имел проходную конструкцию и был снабжен межосевым дифференциалом. Интересно, что колеса переднего моста были обуты в широкопрофильные шины. При этом мест для крепления хоть одной «запаски» на самосвале не было вовсе: у американцев было заведено, что запасное колесо самосвалу при необходимости подвезет «техничка»…

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Строительный самосвал International Paystar F5070 с колесной формулой 6х4

Второй самосвал – International Paystar F5070 – отличался не только отсутствием привода на передний мост и еще более высокой полной массой (26 т при грузоподъемности 13,15 т), но и конструкцией грузовой платформы. На нем стоял тяжеленный 9,2-кубовый кузов без заднего борта, снабженный подогревом выхлопными газами и приспособленный к перевозкам скальных пород. Дизельная «восьмерка» International DVT 800 HJR развивала уже 280 л.с. и была снабжена диковинным для нас турбонаддувом. А коробка передач с 7 ступенями выглядит необычно даже сегодня. Интересно, что нагрузка на колеса задней тележки у самосвала 6х4 на 1,6 т превышала допустимый для дорожных условий СССР лимит (18 т).

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Загрузка самосвала International Paystar F5070 вскрышным грунтом

Оба самосвала были доставлены в Москву с фирмы International Harvester летом 1973 года. Первым делом они были подвергнуты лабораторно-дорожным испытаниям в институте НАМИ, а затем отправились на эксплуатационные испытания – возить вскрышную породу в рудном карьере железно-рудного комбината, а затем доставлять песок и вывозить глину со стройплощадок в Москве. И нареканий обе машины заработали немало! «Полноприводник» F5050 оказался едва ли не самым тихоходным автомобилем в карьере. Причем не только из-за недостаточного запаса мощности, но и вследствие плохой плавности хода: на выбоинах из-за возникновения резонансных колебаний водитель и пассажир порой выпрыгивали из сидений! Это было обусловлено плохой приспособленностью балансирной подвески Hendrickson к эксплуатации на разбитых дорогах и жестким креплением кабины к раме. Турбодизель на заднеприводном самосвале F5070, напротив, наделял машину отличными тягово-динамическими качествами, но сильно дымил, превышая лояльные советские нормативы вдвое. Кроме того, уровень шума у обоих самосвалов лежал на верхней границе поля допуска.

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Самосвалы International Paystar на технологической карьерной дороге в общем потоке с самосвалами БелАЗ-540А

Оба грузовика прослыли «обжорами», отличаясь низкой экономичностью: в карьере средний расход топлива составил 101,7 л/100 км у самосвала 6х6 и 120 л/100 км у 6х4, в городе – 61,2 и 68,3 л/100 км соответственно. Двигатели «американцев» легко пускались зимой, но в отсутствие подогрева на днище и стенки универсальной платформы самосвала 6х6 налипало до половины груза! А после каждой разгрузки на этой же машине водителю приходилось вручную очищать от грязи запоры заднего борта. Оба самосвала обладали эффективной рабочей тормозной системой, однако энергоаккумуляторы у них имелись только на колесах среднего моста, и при использовании «ручника» в качестве запасного тормоза «Интеры» не укладывались в советские нормативы. Не добавляло оптимизма испытателям и отсутствие моторного тормоза, затрудняя преодоление затяжных скользких спусков на карьерных дорогах.

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Самосвалы International Paystar двигаются на подъем по грязной бетонной дороге

Отдельный разговор – о проходимости. Самосвал F5070, будучи обутым в шины с универсальным рисунком протектора, плохо справлялся с грязными грунтовыми дорогами даже с заблокированным межосевым дифференциалом. Полноприводный F5050 по грязи перемещался значительно увереннее, однако он, так же как и его собрат с колесной формулой 6х4, обладал слишком низким дорожным просветом и очень уязвимым расположением ряда узлов. Как следствие – на технологических дорогах с глубокими колеями оба самосвала регулярно себе что-нибудь отрывали. Кроме того, более 20 раз каждому самосвалу приходилось ремонтировать или полностью заменять шины, отличавшиеся низкой стойкостью к механическим повреждениям.

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Самосвалы International Paystar двигаются по грязной грунтовой дороге к отвалу

Да и в целом надежность и качество сборки «американцев» оказалась не на высоте: скучать нашим испытателям они не давали! Вот несколько выдержек из дефектной ведомости по самосвалу F5050:

2528 км – поломка листа передней рессоры;
2731 км – отвалился и потерялся кардан привода гидронасоса;
4715 км – в колее оторван от заднего моста защитный кожух розетки электроподогрева масла;
4894 км – в колее оторван кронштейн тормозной камеры среднего моста;
5010 км – при загрузке экскаватором грунта с крупными камнями сломались оба деревянных надставных борта;
5520 км – сломался пневматический моторчик стеклоочистителя;
5630 км – в колее оторвана тормозная камера среднего моста;
5930 км – треснул и потек маслобак гидросистемы;
7020 км – треснул картер двигателя в районе сливной пробки;
7600 км – пробит камнем масляный фильтр двигателя.
8007 км – при выезде с пробуксовкой колес от места разгрузки по рыхлому песку сломался межколесный дифференциал среднего моста.

В ожидании запчастей и инструмента для отворачивания крепежа дюймовой размерности полноприводный самосвал простоял «под забором» несколько месяцев…

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Строительный самосвал International Paystar F5050 с колесной формулой 6х6

Заднеприводный самосвал F5070 избежав столь серьезных поломок, за тот же период времени успел набегать 14 тыс. км. Основные его проблемы также оказались связаны с недостаточным дорожным просветом при работе в карьере и частыми повреждениями штатных шин General. К концу испытаний из-за низкого качества резины они покрылись глубокими трещинами, а износ протектора достиг 80%. Ну и снова приведем несколько строчек из дефектной ведомости:

2136 км – поломка стяжной пружины тормозов правого переднего колеса; 2325 км – проворачивание бездисковых колес на задней оси;
5734, 6001, 7950 км – в колее оборван выхлопной тракт;
6064 км – в колее поврежден перепускной клапан ресивера;
7201 км – сломан пневмомотор стеклоочистителя;
8760 км – пробой радиатора деформированным кожухом вентилятора.

Как американские самосвалы International сломались на испытаниях в СССР самосвал, самосвала, колее, колесной, формулой, только, International, среднего, карьере, моста, F5070, самосвалу, F5050, колеса, Paystar, International Paystar F5070, времени, несколько, борта, заднего

Строительный самосвал International Paystar F5070 с колесной формулой 6х4

Таким образом, каких-либо преимуществ в плане производительности по сравнению с самосвалами КрАЗ-256Б и БелАЗ-540А «американцы» не продемонстрировали, в связи с чем они фактически теряли какие-либо шансы на положительное решение о закупках советской стороной. И, как мы знаем, никаких закупок этих машин впоследствии так и не последовало, а приоритет был отдан немецким «Магирусам».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]