Дело Исаака Зальцмана. Коррупция на ЧТЗ и опала «танкового короля»
---
«Свести к нулю превосходство в танках!»
О взлете в управленческую элиту 1940-х годов Исаака Зальцмана было подробно изложено в первой части повествования. В этой связи любопытна история о том, как Исаак Зальцман стал заместителем наркома танковой промышленности. Это красочно описал Даниял Ибрагимов в книге «Противоборство». Во многом он основывается на рассказах самого Зальцмана.
Дело происходило 10 октября 1941 года в Ставке Верховного Главнокомандующего, когда Георгию Жукову объявляли, что с этого дня он командует Западным фронтом – защищает Москву. Тогда уже было известно, что Ленинградский танковый завод эвакуируют в Челябинск, и Жуков даже попросил «танкового короля» первый же выпущенный КВ отправить под Москву. В то время Сталин и его окружение отлично понимали, что только танки смогут остановить немцев, и промышленники все чаще слышали:
«Нужны танки! Сегодня без танков нельзя. Вы видите, чем будет немцы: массированными танковыми клиньями. Мы им должны противопоставить свои клинья»
.
А военным повторял:
«Беспощадно истребляйте вражеские танки!», «Свести к нулю превосходство в танках!»
Но вернемся в Ставку. Беседу Жукова и Зальцмана прервал Сталин:
— Товарищ Жуков! Товарищ Зальцман здесь членам Политбюро обещал выпускать на Урале столько танков в день, сколько ему лет. Жаль только, что молод, всего 30 лет. Так, что ли, товарищ Зальцман?
— Так, товарищ Сталин!
— А что, если мы назначим товарища Зальцмана наркомом танковой промышленности?»
Исаак Зальцман с семьей
По словам самого Исаака Зальцмана, это предложение для него было полной неожиданностью. Он попытался ответить, что у него мало опыта и он слишком молод для такой должности. Но Сталин в ответ назвал тридцатилетний возраст не препятствием, а преимуществом.
В итоге к будущему «танковому королю» прислушался присутствующий Молотов и предложил в качестве компромисса назначить Зальцмана заместителем наркома и куратором всех танковых заводов Урала и смежников. А Сталин дополнил: «Правильно, и перенесете традиции краснопутиловцев на Урал».
И тут в книге начинается самое проникновенное. Исаак Зальцман, очевидно, воодушевившись таким оборотом дела, предлагает переименовать ЧТЗ в Кировский. В кабинете воцарилась гробовая тишина. Далее цитирую по книге Ибрагимова:
«Сталин не понимал, почему у всех стал смущенный вид, и спросил:
— А как называется сейчас?
— Имени Сталина, — прямо смотря в глаза, ответил Зальцман.
Сталин сделал несколько шагов в сторону и, смотря куда-то в угол кабинета, проговорил:
— Ну, что же, имени Кирова, так имени Кирова, пусть будет так….»
Еще один случай, подтверждающий доверие власти Исааку Зальцману, связан с Нижним Тагилом в период постановки Т-34 на производство. Прибыв на Уралвагонзавод с инспекцией, Зальцман обнаружил заваленный артиллерийскими ящиками конвейер — в это время выполнялось указание Лаврентия Берии (он курировал артиллерийскую тематику в правительстве) об увеличении выпуска снарядов. Все это шло вразрез с планами выпуска тридцатьчетверки, и, естественно, заместитель наркома свернул эту сборочную линию, тем более что снарядов уже немало скопилось на складах завода. От нападок НКВД и даже личных звонков Берии удалось отбиться только прямым распоряжением Верховного Главнокомандующего. Очевидно, именно тогда Берия затаил обиду на "танкового короля".
Символ Победы у ворот Уралвагонзавода
Несмотря на такое серьезное доверие со стороны Сталина и, безусловно, героическую работу «Танкограда» в годы войны, к концу 40-х годов Зальцман окончательно растерял расположение и оказался в опале. Во многом это было следствием послевоенной работы кировского завода – предприятие хронически не справлялось с планами.
Надо сказать, что в ходе процесса над Зальцманом ему припомнили его младшую сестру Марию Моисеевну, которая в годы «большого террора» потеряла своего мужа. Его расстреляли в 1938 году, а Марии, матери троих детей, дали максимальный срок для супруги «врага народа» — 8 лет в Акмолинском лагере жен изменников Родины. Выпустили лишь в 1946 году, после отбытия всего срока, и Исаак Зальцман с большим трудом смог прописать сестру с детьми в закрытом тогда Челябинске. Примечательно, что сделать он это смог только с разрешения руководства областного УНКВД – об этом стоит помнить, когда идет речь о всемогуществе «танкового короля».
Воровство и коррупция
Сразу же оговорюсь, что приведенные ниже факты о карьере Исаака Зальцмана и характере являются результатами исследования историков Уральского отделения Российской академии наук.
Если судить по данным источникам, то уже в 1946 году на Зальцмана стали собирать компромат в виде обвинений в вождизме, грубости и хамстве, которые, однако, не привели всемогущего директора в чувства. Так, 15 августа 1947 года на совещании начальников цехов «танковый король» заявил:
"Жаль, что мне мешают советские законы. Если бы можно было изолироваться от советских законов, то я бы за две недели завод на ноги, навел бы нужный порядок. Дали бы мне полную власть, как у партизан, я бы лично немедленно расстрелял начальника механического цеха Таравана, начальника цеха топливной аппаратуры Золотарёва и других».
Эти слова были задокументированы, и позже комиссия пыталась найти объективные причины придирок со стороны директора, но тщетно. Будущего директора завода, а тогда начальника цеха шасси Александра Крицына Исаак Зальцман так встретил на новой должности:
"Ты у меня тут, в кулаке, я могу тебя упрятать в тюрьму».
К слову, Крицын в дальнейшем дослужится до заместителя министра оборонной промышленности СССР. Из приличных ругательных слов, частенько используемых Зальцманом в управленческих целях, историки даже составили «топ-12»:
«Балда, болтун, бездельник, дешёвка, авантюрист, проходимец, сукин сын, сволочь, предатель, вредитель, пройдоха, холуй»
.
Все остальное по понятным причинам опубликовать уральские историки не решились.
Неудовлетворительные темпы выпуска трактора С-80 стали во второй половине 40-х годов одной из причин снятия Исаака Зальцмана с должности директора
Но даже такое отношение Зальцмана к подчиненным не было главной причиной опалы. В 1949 году на стол к Сталину легла служебная записка следующего содержания:
«Кировский завод в послевоенные годы работал неудовлетворительно. В 1946 г. план по товарной продукции выполнен только на 67 %, в 1947 г. – на 79,9 % и в 1948 г. – на 97,8 %. За эти три года завод недодал стране 6 тысяч мощных тракторов С-80, крайне необходимых для нужд сельского хозяйства, лесной промышленности и строительства крупнейших сооружений. Особенно серьёзный провал по выпуску тракторов завод допустил в 1948 году — вместо 16,5 тыс. тракторов выпущено только 13230. Крайне плохо завод выполнял в 1946–48 гг. задания правительства по танкам. Выпуск танков систематически срывался, значительное количество их выпущено с серьёзными конструктивными и производственными дефектами, за что т. Зальцману постановлением Совмина в феврале 1949 г. объявлен выговор».
Надо сказать в оправдание директору завода, что правительство в свойственной манере регулярно повышало планы выпуска как бронетехники, так и тракторов. Зальцман в 1948 года даже лично обращался к Берии и Сталину с просьбой о снижении нормы выпуска трактора С-80 с 16,5 тыс. до 11 тыс., но его не услышали. ИС-4 Зальцману удалось поставить на конвейер, но в 1947 году план по тяжелым танкам выполнили только на 25%, годом спустя уже на 77,5%, но ценой качества изготовления.
Великие "Танкограда". Слева направо — главный конструктор Н. Л. Духов, директор завода И. М. Зальцман, главный инженер С. Н. Махонин
Наконец, важнейшей претензией к деятельности Зальцмана было воровство подчиненных, о чем свидетельствуют многочисленные архивы.
Близкий к «танковому королю» начальник цеха вывозил строительные материалы с завода и возводил себе дачу, на строительство которой позже сгонял работников для трудовых субботников. Зальцман узнал об этом от соответствующих лиц, уволил коллегу, а потом снова поставил в руководство, но уже начальником углеподачи электростанции. А вот начальнику цеха, который в документах фигурирует как В-н, и его заму Д-ну в 1948 году влепили срок за присвоение 16000 рублей, но наказание они чудесным образом отбыли, работая на заводе. Начальник цеха Я-н использовал служебное положение и премировал своих подчиненных, а все премиальные забирал для организации банкетов с неуёмными алкогольными возлияниями.
Были схемы и посложнее, которые, думается, и сейчас найдут своих последователей. Челябинский кировский в те времена выполнял разнообразные крупные заказы сторонних заводов, и это вызывало нездоровый интерес у нечистых на руку дельцов. Так, поступавшие с завода имени Колющенко и опытного завода №100 крупные заказы стоимостью свыше миллиона рублей должным образом не оформлялись и не регистрировались. Выполнение этих заказов осуществлялось за счёт использования заводского оборудования и материалов кировского завода. К выполнению «спецзаказов» привлекались лучшие мастера и наиболее квалифицированные рабочие. Вывозка изделий и деталей осуществлялась по подложным документам под видом внутризаводских перевозок в цеха, расположенные за заводским забором. Деньги за выполнение заказов получали обманным способом. Чтобы заполучить в свои руки основную часть средств, в заключённом соглашении между кировским заводом и заказчиком стоимость изготовленных деталей и их количество была в разы занижена. К примеру, ведущий вал для грейдера вместо фактической стоимости в 1000 р. продавался за 1 р. 80 коп.
Другой случай был зафиксирован в цеху сборки моторов. Начальник со своим замом выкрали два новых тракторных мотора (каждый по 20 тыс. рублей), перебили серийные номера и вывезли с завода под видом старых. Потом продали на завод имени Колющенко и разделили выручку в 16 тыс. рублей.
По данным челябинской прокуратуры, все эти случаи покрывались лично Зальцманом, никто из преступников так и не понес наказания. А в некоторых случаях воры и коррупционеры были повышены директором в должностях. Однако тучи над Исааком Зальцманом сгустились серьезные. Как оказалось, коррупцию и воровство «танковый король» поощрял еще с 1942 года.
Продолжение следует…
Автор:Евгений ФедоровИспользованы фотографии:archive74.ru, spb-tombs-walkeru.narod.ru, techstory.ruСтатьи из этой серии:Исаак Зальцман. Неоднозначная судьба «танкового короля» Советского Союза
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]