За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре
30.01.2020 5 231 0 +140 Moramar

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре

---
+140
В закладки
За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

26 лет назад, 29 января 1994 г., ушел из жизни знаменитый актер, народный артист СССР Евгений Леонов. Ему было отведено всего 67 лет, но за это время он успел сыграть более 100 ролей в кино и в театре, многие из которых стали легендарными. Он часто воплощал на экранах образы королей и прочих представителей власти, умея любых отрицательных персонажей делать неоднозначными. Таким стал и его бургомистр в фильме «Убить дракона». У этой киносказки Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Дракон», долгие годы запрещенной, был совсем другой финал, и звучал он совсем не сказочно…

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Автор пьесы *Дракон*, прозаик, поэт, драматург, сценарист Евгений Шварц

Философская киносказка Марка Захарова была снята по одной из самых известных сказок-притч Евгения Шварца, которую называют вершиной его творчества, – пьесе «Дракон». Он написал ее в 1943 г., когда уехал в эвакуацию из Ленинграда в Сталинабад. В этой сказке несложно было увидеть сатиру на тоталитарную власть и всех, кто ей подчиняется, и многих удивляло то, что автор не подвергся гонениям за такие прозрачные намеки на советский режим. Секрет был прост – современникам драматурга могло показаться, что он описывает фашизм, который хочет завладеть миром. Под этим идеологическим прикрытием по этой пьесе поставили спектакль в Ленинградском театре Комедии еще в годы войны, но после московской премьеры спектакль был снят, а пьеса – запрещена.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Евгений Леонов в фильме *Убить дракона*, 1988

На протяжении 18 лет эту пьесу не ставили ни в одном из театров. Ситуация изменилась только во времена хрущевской оттепели – в 1962 г. состоялась первая постановка. Тогда же Марк Захаров поставил «Дракона» в студенческом театре МГУ. Однако ее жизнь на сцене оказалась непродолжительной. Режиссер вспоминал: «Дракон» шел не очень долго – до посещения Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки абстракционистов. Потом изменился климат во всех сферах, и спектакль пришлось снять».

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Александр Абдулов в роли рыцаря Ланцелота

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Кадр из фильма *Убить дракона*, 1988

Вернуться к «Дракону» Марку Захарову удалось только спустя четверть века, во времена перестройки. Сценарий он писал вместе с драматургом, писателем-сатириком Григорием Гориным. На этот раз режиссер решил создать экранизацию, с участием актеров Театра имени Ленинского комсомола, которым он руководил. Актерский состав был по-настоящему звездным: роль Дракона досталась Олегу Янковскому, Ланцелота (потомка знаменитого сэра Ланцелота) сыграл Александр Абдулов, бургомистра – Евгений Леонов, ученого Фридрихсена – Александр Збруев. Все они были утверждены без проб. Захаров привлек и актеров «со стороны»: на роль архивариуса Шарлеманя он пригласил Вячеслава Тихонова.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Олег Янковский в роли Дракона

По мнению критиков, эта работа стала одной из лучших в фильмографии Олега Янковского. Киновед Кирилл Разлогов писал: «Победителем этого своеобразного актерского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после «Поцелуя» Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия – все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства». Дракон Янковского был одновременно и циничным злодеем, и тонким психологом, и настоящим мудрецом, понимающим, в отличие от Ланцелота, что жители Драконии просто не готовы существовать без жесткого подчинения.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Кадр из фильма *Убить дракона*, 1988

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Александр Абдулов в роли рыцаря Ланцелота

Александр Абдулов часто отказывался от помощи каскадеров и многие сложные трюки в фильмах выполнял самостоятельно. Так было и на этот раз. У актера были свои представления о профессии, от этих принципов он никогда не отступал, и спорить с ним было бессмысленно. Поэтому Захаров предоставил ему полную свободу действий. В одном из эпизодов в самом начале фильма связанного Абдулова подняли за ноги краном на высоту 45 метров. Поскольку фильм был советско-германским, на съемках присутствовал немецкий продюсер. Захаров спросил у него, сколько бы получил его актер за такой трюк. Тот не задумываясь ответил: «Не меньше 30 тысяч марок». Абдулову же за это никаких дополнительных премий не полагалось – только суточные по разнарядке.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Евгений Леонов в фильме *Убить дракона*, 1988

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Александра Захарова в фильме *Убить дракона*, 1988

Изначально предполагалось, что у фильма будет другое название – «Странствующий рыцарь». Но в процессе работы режиссер решил сделать названием главную идею фильма – «Убить дракона». В новую эпоху главная мысль фильма – «убить дракона в себе» – зазвучала по-новому, созвучно с лозунгом второй половины 1980-х гг. «начни перестройку с себя».

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Кадр из фильма *Убить дракона*, 1988

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Кадр из фильма *Убить дракона*, 1988

Фильм заметно отличался от пьесы. У Шварца финал был счастливый, сказочный: Ланцелот и дочь архивариуса Эльза хотят воспитать нового человека, который убьет в себе дракона, и люди верят, что Ланцелот приведет их к счастью. У Захарова финал куда более пессимистичный, мрачный и безнадежный: Ланцелот уходит от людей. Он встречает побежденного, но живого Дракона. Того окружают мальчишки, и он произносит: «Ну что, снова начнем? Вот сейчас и начнется самое интересное». Очевидно, что он снова собирается воспитывать поколение рабов.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Александра Захарова в фильме *Убить дракона*, 1988

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Кадр из фильма *Убить дракона*, 1988

Захарову несколько раз рекомендовали изменить финал, и он действительно неоднократно его переписывал. Но в результате оставил его таким, каким подсказывало его тонкое чутье: какой смысл бунта и убийства дракона, если он продолжает жить внутри каждого из людей? На смену злу приходит новое зло – совсем не так, как в сказке. Ничего не изменится до тех пор, пока каждый не убьет дракона в себе. Финал остается открытым. Ланцелот, Дракон и дети уходят вдаль. Дальнейшее предстоит додумать зрителям. «Дракон» стал первой работой, с которой начался путь в театральной режиссуре Марка Захарова, а фильм – последней киноработой Марка Захарова. После этого он сосредоточился на театральных постановках.

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

Александр Абдулов в роли рыцаря Ланцелота

Эти слова и сегодня звучат иронично и актуально. Дракон спрашивает: «Ради кого идете на смерть? Ходите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали? Фридрихсен, тебе нужна свобода?» Тот отвечает: «Мне? Ну что вы, зачем?». Тогда Дракон обращается к его жене: «Может быть вам, сударыня?» Та говорит: «Зачем мне свобода? Я замужем!» Дракон произносит: «Дай им свободу – они передушат друг друга». В одном из интервью в 2004 г. Олег Янковский говорил: «Вот сейчас картину недавно как-то показывали, я посмотрел, проблема осталась – дракон-то в нас сидит. Убить не удалось. И не удастся, думаю, еще много лет, к большому сожалению».

За кадром фильма «Убить дракона»: Почему Марк Захаров переписал финал пьесы, запрещенной в театре дракона, Убить, фильма, Захарова, Александр, Ланцелота, Дракон, фильме, Абдулов, Евгений, kinoteatrru, Ланцелот, Дракона, Марка, только, «Дракон», финал, Захаров, Леонов, свободу

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]