День автомобиля под куполом Нью-Москвы, или антиутопичный тест-драйв Mercedes-Benz SL 400
Два солнца одно за другим привычно взошли над куполом Нью-Москвы, осветив стеклянные стены. Андрей Ли открыл свои узкие глаза. На его плоском веснушчатом лице, обрамленном копной рыжих волос, сияла улыбка. Этого дня он ждал целый год. Ради этого дня выбивал в Комитете Транспорта право на ручное управление, посещая скучные многочасовые лекции и каждый день тратя по часу на занятие на тренажере. Ежегодно переводил кредиты на счет Первого Мехатронного Облака. И вот этот день настал. День автомобиля.
Шел 2090 год, но дела на Земле шли совсем не так, как это виделась в начале века экономистам в их "дорожных картах" и писателям в своих сюрреалистичных полетах одурманено фантазии. Огромные успехи человечества в развитии технологий обернулись тотальным загрязнением природы и глобальными конфликтами за ресурсы.
Никто так и не полетел на Марс. Не исследовал глубины океана. Медицина шагнула далеко вперед, но была доступной далеко не всем. Автомобили не научились летать. Под защитными куполами уцелевших городов они ездили в полностью автоматическом режиме. Сами автомобили (теперь их называли — муверы) стали полностью электрическими и неспешными. Маленький, похожий на штурвал руль в них все еще стоял, но больше как дань традиции; покачивая его вправо-влево, можно было подавать запрос на поворот на следующем перекрестке, парковку или смену полосы движения — разумеется, после того, как этот маневр был бы одобрен суперкомпьютером "Крей-Сяоми" в Комитете Транспорта. После чего раздавалось: "Команда принята. Уберите руки с руля". Города были оплотом безопасности, поэтому по-другому было нельзя.
Полный переход на муверы в 2040 году, одновременно с завершением купола Нью-Москвы, знаменовал новую эру. Эру стабильности, личной безопасности. Поэтому решение запретить автомобили с ручным пилотированием и двигателями внутреннего сгорания было принято государственным советом Рукитая единогласно. Сами муверы по-прежнему выпускались под разными марками, как прежде автомобили, вот только отличий в них было гораздо меньше.
Принятая Госсоветом «Концепция трех У» — «Ум, управление, унификация», подразумевала, что муверы должны обеспечивать максимальную безопасность, их движение должно управляться из единого центра. Третье У — Унификация — означало, что плодить платформы, разрабатывать различные системы независимо друг от друга производителям не просто не выгодно — это была бы преступная халатность, нацеленная на торможение прогресса, и без того давшего крен в сторону оборонительной техники в последние лет сорок.
По этой причине, все муверы отличались лишь эмблемами, дизайном интерфейса да набором опций (например, в числе хитов продаж в премиум-сегменте был 8D-кинотеатр). Производились муверы на одних и тех же, полностью автоматических герметичных заводах, находящихся в глубине загрязненных территорий. Также автоматически происходила добыча сырья, его переработка и доставка на заводы — Государственный Совет не раз заявлял о том, что с использованием человеческого труда давным-давно покончено. Проверить это лично у Андрея Ли, как и других жителей Нью-Москвы, возможности не было. Купол Нью-Москвы был непрозрачным, а поезда и флай-муверы, которые перемещались между куполами городов по загрязненным территориям, из соображений безопасности не имели окон — лишь гигантские экраны вместо них, на которые транслировались картинки мира, каким он был сто лет назад.
Впрочем, кое что из двадцатого века в конце двадцать первого все же уцелело. В числе членов Госсовета Российско-Китайской Народной Республики было немало любителей старой, доунификационной роскоши. Поэтому при Госсовете существовало Первое Мехатронное Облако — общественная организация, а точнее — закрытый клуб, в который входили представители различных элит. Идеей, объединивших всех этих людей, заставляющей их платить немалые членские взносы были Автомобиль. Именно так, с большой буквы.
Несмотря на полный запрет на владение автомобилями с двигателями внутреннего сгорания частным лицам, в коллекции Облака сохранились выдающиеся образцы техники, доступные для осмотра и изучения. Один раз в году члены общества имели возможность выехать на своих любимцах на улицы Нью-Москвы, которые по такому случаю перекрывали на два часа для гражданских муверов. Разумеется, из соображений безопасности, ведь старые автомобили были настолько примитивны, что вписаться в безопасный, управляемый суперкомпьютерами поток муверов они просто не могли.
Даже эти два часа раз в год были настоящей проблемой для общества, вызывая бурю протеста. Все хорошо помнили из школьных учебников, что именно двигатели внутреннего сгорания отравили Землю, и только изобретение безопасных электрических муверов остановило этот чудовищный процесс, благодаря усилиям Партии и Госсовета.
За спиной Андрея Ли с шипением задвинулась пластиковая гермодверь. Перед ним откинулся прозрачный колпак мувера. Тело приняло привычное положение на ложементе. Взмахивая пальцами по объемной голограмме меню, Андрей установил пункт назначения — гараж Облака, и закрыл глаза. Мувер начал свое бесшумное и неспешное движение. Через двадцать минут Андрей уже стоял рядом с автомобилем, на два часа с которым рассчитывал целый год. Старинный, выпущенный еще до третьей мировой Mercedes-Benz SL400 2016 года — в первозданном состоянии, с пробегом в 15 000 километров на одометре.
Обводы низкого кузова не имели с нынешними муверами ничего общего. Можно было сказать, что это действительно красивая машина.
В былые годы цифры экономии были не важнее дизайна.
Дрожащей рукой Андрей распахнул дверь, и ему в нос ударил пьянящий запах кожи.
Использовать натуральный материалы для отделки автомобилей перестали еще в 2030 году, за четыре года до роспуска ООН и появления мирового Двуумвирата. Низкое кожаное кресло оказались невероятно удобными, обнимая тело не хуже электромагнитных ложементов.
Массаж и вовсе поразил Андрея — вроде, какая примитивная, механическая вещь, но как работает! Взгляд Андрея забегал по шкалам и деталям отделки, руки сами потянулись к холодным металлическим клавишам.
Все это он уже видел сотни раз во время занятий на тренажере, но тактильные ощущения захлестнули его с головой — и даже не смотря на то, что он был хорошо знаком с машинами тех лет, посещая гараж облака с самого юного возраста. Тогда его брал с собой отец, бывший одним из инженеров защитного купола, а потому не последним человеком в Нью-Москве. Но посидеть в этом Mercedes ему почему-то никогда не доводилось…
С трепетом повернул ключ зажигания, и под длинным, высоким капотом грозно зарычал трехлитровый двигатель V6 с двойным турбонаддувом, развивающий 367 л.с. Андрей дважды нажал клавишу на тоннеле, на экранах засветилось Sport+.
Двигатель заревел еще громче, словно в старых кинофильмах про автогонки.
В 2016 году это была младшая модель этой серии, но даже при этом на разгон до сотни требовалось менее 5 секунд — благодаря легкому кузову, на 90% сделанного из алюминиевых сплавов. Об этом говорит само название SL — Sport Lightweight, "спортивный лёгкий".
Взглянув на примитивный — даже по меркам того времени — графический дисплей с низким разрешением, Андрей перевел взгляд на стрелочные часы.
Его два часа мехатронной свободы уже сократились на пятнадцать минут — ровно столько он провел в салоне, наслаждаясь качеством и фактурой отделки, а также слушая чистые, нескромные мелодии прошлого на безупречной аудиосистеме Bang & Olfusen с вычурными высокочастотными динамиками, стоящими по углам панели, словно радары.
Откинув крышечку на подлокотнике, Андрей потянул на себя рычажок. Над головой началось движения, и при помощи хитроумных механизмов, стеклянная крыша переместилась в багажник. Пора ехать!
Отключив трекш-контроль, как сотни раз делал на тренажере, Андрей надавил на газ — и с пробуксовкой сорвался с места, оставив горячие черные полосы на месте, где только что стоял автомобиль. В отсутствии муверов, развязки внутренних колец Нью-Москвы представляли отличное место для того, чтобы насладиться скоростью.
Повреждение автомобиля означало бы с большой вероятностью исключение из Облака, но Андрей решил рискнуть. Нажав на газ перед поворотом, он прошел его в скольжении, потом снова и снова. Невероятная простота, с которой SL выполнил это упражнение под демоничный крик выпускной системы, даже слегка разочаровала его. Так просто? А если попробовать другой режим? Выбрав Curve, Андрей снова атаковал уже знакомую связку поворотов — только на этот раз автомобиль без всякого скольжения ехал по траектории, причем гораздо быстрее! В Нейронете Андрей уже читал про лишенную стабилизаторов поперечной устойчивости гидропружинную подвеску ABC с регулируемым клиренсом и способностью открениваться почти на 3 градуса в поворотах, но тут впервые ощутил это вживую.
Свернув на Васильевский спуск к мавзолею Минь-Синдзина, Андрей удивился мягкости работы подвески. Оснащенные электромагнитной подвеской муверы скакали по брусчатке, комфорт в капсуле достигался лишь за счет подвески кресла. Старинный SL шел гораздо комфортнее… В Нью-Москве была установлена осенняя погода, соответствующая календарю, работали генераторы ветра — но шею Андрея защищал от холода экран за креслом и специальные воздуховоды в кресле, создающие так называемый "воздушный шарф".
Удивительно, думал Андрей, этому автомобилю — почти сто лет, а в чем-то его технологии не уступают нынешним. Но не слишком ли их много для одного человека? С точки зрения "трех У", непозволительная роскошь…
Вскоре автомобиль остановился у дальней точки купола, окруженный вечнозелеными деревьями, скрывающими от дронов наблюдения. Андрей потянулся за кресло, откинув крышку расположенного за ним вещевого ящичка.
В руке появился серебристый прямоугольник с округлыми краями, крошечным экраном и полустертой клавиатурой, из-под которой просвечивало зеленое сияние.
Пальцы забегали по клавишам. Использование неинтегрированных средств связи в Нью-Москве было преступлением. Все коммуникации осуществлялись только через Нейронет и контролировались Советом Связи. Покрутив шайбу на центральном тоннеле автомобиля, Андрей установил Bluetooth соединение между смартфоном Nokia E71 и автомобилем. Ровно в этот час где-то за куполом заработало передающее устройство GSM-GPRS. Тонким ручейком на жесткий диск автомобиля полилась информация, которая никогда не могла оказаться в Нейронете.
Жизнь за куполом. Массовый ручной труд на добывающих карьерах. Радиационое заражение новых регионов. Война на востоке. Эпидемии. Голод в Америке. Не отрывая взгляда, Андрей смотрел на заголовки и фотографии на крошечном экране на панели старинного Mercedes.
Внезапно за его спиной раздалось жужжание. Обернувшись, Андрей увидел полицейский дрон, висящий в двух метрах над автомобилем. Его охватило отчаяние и страх… и в этот момент он проснулся.
За высоким окном загородного коттеджа на Новой Риге давно уже светило солнце, просвечивая через листья яблони, тени которых уже танцевали вальс на стене напротив кровати. Пожалуй, пятая рюмочка абсента с соседом, вернувшимся накануне из Китая, была лишней. Детали неправдоподобного сна растворялись в голове как сахар в кипятке.
Приняв душ и позавтракав, Андрей решил прокатиться. Бережно обойдя в гараже глянцевые бока "Крузака" и "S-Класса", он сел в свой SL400. Бесшумно поднялась гаражная дверь, и под спортивный рокот двигателя Андрей выкатился на дорогу.
Включив автоматический режим в длинной пробке перед въездом на парковку районного супермаркета, Андрей убрал руки с руля. Автомобиль самостоятельно двигался в потоке. Но стоило вырваться из пробки, как на экране появилась надпись: «Положите руки на руль». Андрей охотно взялся за гладкую кожу руля и надавил на газ. Гидропружинная подвеска беззвучно отрабатывала неровности подмосковного асфальта.
Ветер слегка трепал волосы, шею грел воздушный шарф. Желтая листва кружилась вокруг 19-ти дюймовых пропеллеров дисков в огненном вихре под пронзительный "Полет валькирий". Наслаждаясь миром вокруг и своей жизнью, Андрей еще раз вспомнил сон и ухмыльнулся. А что, пожалуй, такой автомобиль стоит иметь, даже если ездишь на нем всего один раз в году…
Взято: artemspec.livejournal.com