Князь Андрей Боголюбский - основатель государственного суверенитета всей Великороссии
---
Происхождение
Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский по праву считается основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси, а в конечном счёте и всей Великороссии. «В лице князя Андрея великоросс впервые выступил на историческую сцену», — писал, например, Василий Осипович Ключевский.
Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что родословная Андрея Боголюбского меньше всего напоминает родословную «великоросса». Прапрабабкой его была шведка Ингигерд, супруга Ярослава Мудрого, прабабкой — греческая принцесса, жена Всеволода Ярославича, бабкой — дочь англосаксонского короля Харальда Гида, дедом — полугрек Владимир Мономах, матерью — дочь половецкого хана Аепы, отцом — полуанглосакс Юрий Долгорукий. Эту смесь кровей нельзя назвать особо симпатичной, если судить по знаменитой скульптурной реконструкции внешности Андрея работы Михаила Герасимова. Впрочем, она не может претендовать на точное портретное сходство. Учёный и сам признавался, что «монгольское веко» Боголюбского — «плод художественного осмысления материала».
Андрей Боголюбский. Реконструкция М. Герасимова
Тем не менее это, так сказать, интернациональное происхождение не помешало Андрею стать одним из самых выдающихся русских князей, который вознёс Владимиро-Суздальское княжество на небывалую высоту. Усилиями князя Андрея русский северо-восток решительно опрокинул весь старый порядок, державшийся на представлении о киевском старшинстве.
Для нас пример Андрея Боголюбского ценен ещё и тем, что ясно показывает одну простую истину: раскосые глаза, широкие скулы и пять процентов русской крови в жилах отнюдь не мешают быть по-настоящему русским человеком.
Перенос столицы
Андрей был первым русским князем, которого не манил «златой» киевский стол. Рождённый около 1110 года и воспитанный в Ростово-Суздальской земле, он прикипел душой к этим местам. Поэтому, когда в 1155 году Юрий Долгорукий посадил его князем в далеком Вышгороде, что под Киевом, Андрей поехал туда с крайней неохотой. А вскоре, вопреки отцовской воле, он бросил Вышгород и возвратился в родные края. С собой Андрей захватил чудотворную икону Святой Богородицы, привезённую в Вышгород из Константинополя. По преданию, сама Богородица явилась Андрею во сне и велела поместить её икону в небольшом городке Владимире-на-Клязьме. Андрей так и сделал. На месте чудесного видения он приказал заложить город Боголюбов, который отныне стал его любимой резиденцией. По имени города князь и получил своё прозвище — Боголюбский.
Икона Богоматери Владимирская, XII век
После смерти в 1157 году Юрия Долгорукого Андрей перенёс столицу отчего княжества из Суздаля во Владимир — город, основанный его великим дедом Владимиром Мономахом.
Древний Владимир
Новую столицу Андрей украсил великолепными постройками. До наших дней сохранились две из них — владимирские Золотые ворота и Успенский собор. Неподалёку от Владимира Андрей возвёл чудо древнерусской архитектуры — храм Покрова на реке Нерли, внесённый ныне в список культурных памятников ЮНЕСКО.
М. Кудрявцев. Владимир на Клязьме. Успенский и Дмитровский соборы детинца в конце XII в.
При жизни Андрея на Руси не было никого, кто мог бы сравняться с ним по силе и политическому авторитету. Он диктовал свою волю и соседнему Новгороду, и далекому Киеву. За время своего 18-летнего правления Андрей сумел создать из Владимиро-Суздальского княжества новый политический центр Древней Руси, которому в будущем предстояло собрать вокруг себя все русские земли и сплотить потомков восточнославянских племен в великорусскую нацию.
Церковь Покрова на Нерли. Первоначальный вид
Владимирская автокефалия
В наше время во главе Русской церкви стоит Московский патриарх. Но так было не всегда. В период Средневековья Русскую церковь возглавлял Киевский митрополит. Разумеется, такое положение вещей устраивало далеко не всех русских князей.
Мысль о том, чтобы обзавестись собственным митрополитом, пришла в голову и князя Андрея Боголюбского. Он прочил на это место своего любимца — Ростовского епископа Фёдора. Создание во Владимире митрополичьей кафедры позволило бы Андрею превратить свою столицу в духовный центр Русской земли, в противовес Киеву. Однако Киевский митрополит по понятным причинам не давал на это своего благословения. В ответ Федор отказался признавать власть Киевского митрополита и стал держать себя как независимый церковный владыка.
Древний Владимир
Самоуправство Фёдора смутило многих верующих. Народ роптал и не хотел повиноваться ему. Тогда Фёдор прибегнул к террору. По его приказу непокорных священников, монахов и простых верующих подвергали страшным мучениям. Им рвали бороды, выжигали глаза, резали языки, рубили головы.
Андрей Боголюбский до поры до времени смотрел сквозь пальцы на бесчинства своего епископа. Но увидев, что народное возмущение готово перерасти в открытый бунт, он решил пожертвовать своим любимцем. Фёдора выдали на расправу Киевскому митрополиту, который приказал отрубить злодею правую руку, вырезать язык и выколоть глаза.
Ирония истории заключается в том, что в наши дни дела обстоят ровно наоборот. И теперь уже Украина стремится во что бы то ни стало отделить Украинскую православную церковь от Московской патриархии.
Разгром Киева
Прозвище я Андрея Боголюбского не должно вводить нас в заблуждение. Превыше всего этот князь любил не Бога, а власть, ради которой он был готов преступить все законы, как божеские, так и человеческие. То, как он поступил с древней русской столицей, — лучший тому пример. Если кто-то думает, что Киев разгромили монголо-татары, то он сильно ошибается. Задолго до монгольского нашествия «матерь городов русских» подверглась страшному разорению от рук самих русских людей.
Политика Андрея Боголюбского преследовала одну главную цель: унизить значение Киева, лишив его старшинства над русскими городами в пользу своего родного Владимира. В 1169 году соперничество Владимирского и Киевского княжеств вылилось в ожесточённую войну. Князь Андрей двинул на Киев огромное войско, состоявшее из дружин 11-ти союзных князей — рязанского, муромского, смоленского и других. Киевляне и прежде никогда не выдерживали осады и обыкновенно сдавались князьям, приходившим добывать Киев силой. Вот и теперь у них достало выдержки всего на три дня. Если бы они знали, что их ждёт, то они бы, наверное, держались до последнего.
Древний Киев
Киев был взят 12 марта 1169 года. Шла вторая неделя Великого поста, но войско Андрея Боголюбского было настроено отнюдь не благочестиво. Целых два дня в городе царила вакханалия погромов и грабежей. Не было пощады ни старому, ни малому, ни церквям, ни монастырям, откуда вывезли иконы, церковную утварь и колокола. Зажгли даже общерусскую святыню — Киево-Печерскую лавру.
Впервые в нашей истории русское войско поступило с Киевом, как с каким-нибудь иноземным городом. События 1169 года возвестили о начавшемся закате целой эпохи русской истории — эпохи Киевской Руси.
Неудача под Новгородом
В истории Русской земли князь Андрей Боголюбский являет собой как бы прототип великих московских князей XIV—XV веков. Как и они, Андрей хотел был самодержцем в Русской земле. Подвергнув разгрому Киев, он обратил свои взоры на вольный Новгород.
Зимой 1170 года под стенами Новгорода появилась грозная рать — суздальцы, смоленцы, рязанцы, муромцы и полочане. Это были дружины тех же князей, которые в прошлом году ходили с Андреем на Киев. Завоеватели не сомневались в победе и уже заранее делили между собою по жребию новгородские улицы и предвкушаемый полон: жён и детей новгородских.
Однако новгородцы были полны решимости стоять за свою свободу до конца. Утром 25 февраля новгородский архиепископ Иоанн вознёс на городскую стену икону Пресвятой Богородицы — покровительницы Новгорода. В тот же час новгородцы отворили городские ворота и ударили на врага. Огромное войско Андрея Боголюбского побежало, словно гонимое какой-то невидимой силой. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок.
Позднее в Новгороде сложилось предание, что суздальцы выпустили в икону тучу стрел. Тогда икона будто бы отвернулась от нечестивцев, и из глаз Богородицы потекли слёзы. И тут случилось чудо: на суздальцев нашло одурение, и они начали стрелять друг в друга.
Легенда об избавлении Новгорода имела важное значение на будущие времена. Она поддерживала нравственную силу Новгорода в борьбе с владимиро-суздальскими, а затем и с московскими князьями. А чудотворная икона Богородицы, которая в 1170 году спасла Новгород от разорения, впоследствии под именем Знаменской сделалась одной из самых почитаемых святынь на Руси.
Смерть
При жизни Андрея Боголюбского на Руси не было князя, который мог бы сравниться с ним по силе и политическому авторитету. Тем не менее ему так и не удалось установить в Русской земле прочного порядка. Причины неудачи крылись в личности самого князя Андрея. Им двигало одно голое властолюбие, которому сопутствовали два других неприглядных качества: высокомерие и жестокость. В конце концов эти необузданные страсти и погубили его.
Боголюбовский дворец близ Владимира 1158-1165 гг. Реконструкция Н.Н. Воронина
Княжеский двор Андрея находился в городе Боголюбове — его любимой резиденции. Среди приближенных князя особым его расположением пользовались местные бояре Кучковичи. Но однажды Андрей в гневе приказал казнить одного из них за какую-то провинность. Это сильно не понравилось остальным боярам. «Нынче он казнил Кучковича, — рассуждали они меж собою, — а завтра казнит и нас!» Логика была неотразима, и 28 июня 1174 года на тайном боярском собрании было решено убить Андрея.
Той же ночью, выпив для смелости вина, два десятка заговорщиков вломилось в княжескую спальню. Впотьмах убийцы сначала ранили одного из своих, но потом, различив князя, искололи его тело мечами, саблями и копьями. Когда отчаянно сопротивлявшийся Андрей затих, заговорщики, думая, что покончили с ним, ушли. Однако раненый князь очнулся и пополз по винтовой лестнице вниз, в сени. На беду, бояре услышали его стоны. Они вернулись, зажгли свечи и нашли Андрея по кровавым следам. Он сидел в сенях, прижавшись за лестничным столбом, и молился. Летописец сообщает, что боярин Петр Кучкович отсёк Андрею правую руку, после чего тот испустил дух.
Убийство Андрей Боголюбского. Миниатюра Радзивилловской летописи
В 60-х годах ХХ века археологи внесли уточнение в летописный рассказ. Исследование останков Андрея Боголюбского показало, что у него была отрублена не правая, а левая рука. Судя по всему, Пётр Кучкович был опытный боец. Его меч буквально срезал Андрею левое плечо вместе с лопаткой.
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]