Наказание европейских фашистских элит и наций после войны
26.01.2020 6 776 0 +239 Starweaver

Наказание европейских фашистских элит и наций после войны

---
+239
В закладки
Наказание европейских фашистских элит и наций после войны фашистских, нации, элиты, человек, наций, после, Италии, фашистские, территории, только, военных, войны, фашистов, членов, против, преступлений, режиме, которые, власти, преступления

Наказание европейских фашистских элит и наций после войны

Союз либеральных буржуазных и коммунистической советской нации (Объединенные нации) разбил нацистскую Германию и ее фашистских союзников (страны Оси) в ходе Второй мировой войны.

В Европе победители подвергли наказанию как нацистские (https://izborsk-club.ru/18585), так и фашистские элиты, и нации. Наказание фашистов в значительной степени отличалось от наказания нацистов. Причиной этого было отличие субъектов совершения преступлений и характер самих преступлений. Рассмотрим эту проблему подробнее.

Фашизм «генетический», «индуцированный» и «сервильный»

Введем различение трех форм фашизма: 1) фашизм, возникший на собственной национальной основе — «генетический»; 2) фашизм, привнесенный в нацию извне — «индуцированный»; 3) фашизм, возникший в рамках нации, деятельность которой полностью подчинена интересам другой нации — «сервильный».

Ряд европейских наций самостоятельно выбрал путь фашизации, как средство решения накопившихся внутренних проблем: ослабления классовых и этнических противоречий, осуществления первоначального накопления капиталов, воссоединения разделенной нации. Назовем возникший на собственной национальной основе фашизм — «генетическим». В Европе «генетический» фашизм развился в рамках итальянской, венгерской, румынской, болгарской, финской, испанской, португальской наций.

Большинство «генетических» фашистских наций для получения дополнительных материальных и трудовых ресурсов развития прибегло к внешней агрессии. Агрессия осуществлялась ими с целью: 1) завоевания территорий, которые потом непосредственно присоединялись к метрополии или превращались в ее колонии; 2) ограбления населения завоеванных колоний; 3) проведения террора в отношении населения завоеванных территорий с целью удержания его под контролем; 4) закрепощения и эксплуатации населения оккупированных территорий; 5) ассимиляции населения оккупированных территорий — этноцида; 6) воссоединения своей разделенной нации.

Страны «генетического» фашизма приступили к агрессивным захватам в Европе еще до начала Второй мировой войны. Итальянцы захватили Албанию. Венгры присвоили себе часть территории южной Словакии, Закарпатскую Украину и отобрали у румын южную Трансильванию. В ходе Второй мировой войны итальянцы прирезали себе французскую, югославскую и греческую территории, болгары — территорию Румынии, а затем Греции и Югославии.

Страны «генетического» фашизма создали военно-политический союз с нацистской Германией — блок антикоммунистической Оси. После этого нации «генетического» фашизма стали именоваться «союзниками» Третьего рейха. Это название формально верно, но несколько затушевывает природу господствовавших в этих странах фашистских отношений.

Фашистские «союзники» напали вместе с нацистской Германией на СССР. В восточной компании итальянцы «отрабатывали» военную помощь немцев в их захватах в Северной Африке, во Франции и на Балканах. Румыны получили, в качестве колоний на советской территории Трансистрию, северную Буковину и Бессарабию. Финны оккупировали советскую территорию на Карельском перешейке и в Мурманской области. Болгары не участвовали в походе против СССР, но «отрабатывали» помощь немцам в оккупации части Греции и Югославии. Испанцы и португальцы официально в походе на Восток не участвовали, но отправляли туда добровольцев.

В части европейских стран до войны фашистские элиты не смогли самостоятельно прийти к власти. После оккупации этих стран Третьим рейхом в них были размещены немецкие войска, подразделения СС и гестапо. С помощью этих институтов насилия немцы привели к власти местные элиты, которые согласились с ними сотрудничать и тем «индуцировали» развитие фашистских отношений в оккупированных странах. Обычно эти элиты мягко называют коллаборационистами, но их следует однозначно определить, как местных фашистов.

Местные фашистские элиты организовывали уплату подконтрольным им населением дани немцам, набирали соотечественников для отправки на принудительные работы в Германию, производили и поставляли немцам продукцию военного и гражданского назначения. В помощь немцам местные фашистские элиты направляли добровольцев в войска Ваффен СС. Местная полиция оказывала поддержку СС и гестапо в борьбе с антифашистами и бойцами Сопротивления. Она также вела преследование национальных меньшинств, в первую очередь евреев, отправляла их на уничтожение в немецкие концентрационные лагеря.

Массы местного населения в той или иной степени поддерживали собственную фашистскую элиту и в связи с этим можно говорить об образовании «индуцированных» фашистских наций.

«Индуцированные» фашистские нации в литературе зачастую называют «сателлитами» нацистской Германии. Традиционно к «сателлитам» относят хорватскую нацию при режиме Павелича и словацкую нацию при режиме Тиссо. Однако к нациям сателлитам, а по предложенной нами классификации к нациям «индуцированного» фашизма, следует отнести также французов при режиме Виши, норвежцев при режиме Квислинга, сербов при режиме Недича, голландцев при режиме Мюссерта, бельгийцев при режиме Дегреля, датчан при режиме социалистов во время войны, греков при правительствах Цолакоглу, Логофетопулоса и Раллиса. Ведь не только правящие элиты этих наций, но и значительная часть масс получала статусные и материальные выгоды от сотрудничества с нацистской Германией, поддерживала фашистские порядки в своей стране.

То обстоятельство, что в период оккупации в составе рассматриваемых наций существовали либеральные буржуазные и коммунистические элиты, которые участвовали в движении Сопротивления, а потом боролись за освобождение страны от немецких нацистов и собственных коллаборационистов не снимает потребности в классификации того режима, с которым они боролись, как фашистского.

Наконец, ряд европейских наций немецкие нацисты после захвата лишили права на государственность, обрекли на геноцид и ассимиляцию в самом ближайшем будущем. Однако в их составе нашлись элиты, которые были готовы сотрудничать с Третьим рейхом исключительно ради сохранения своего высокого социального статуса и материальных благ. Они обеспечивали производство и поставку продуктов в Германию, поставляли в нее работников, проводили мобилизацию членов своей нации в войска Ваффен СС, участвовали в расправах с антифашистами, в геноциде евреев и собственного инородного населения. Эти элиты и часть поддерживающих их масс правильнее всего определить, как «сервильные», поскольку они служили интересам чужой нации. В литературе эти фашистские элиты и нации чаще всего называют «подручными» немецких нацистов, имею в виду, что «подручные» — это лично не свободные военные слуги.

Специфика наказания фашистских элит и наций после войны

Согласно Уставу, Международный военный трибунал(МВТ) имел право судить и наказывать главных военных преступников всех европейских стран членов Оси. Наказанию подлежали физические лица, виновные в совершении преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечества. Преступными могли объявляться также организации, задействованные в совершении преступлений. Это влекло за собой признание преступниками всех членов такого рода организаций.

Однако суд в Нюрнберге ограничился наказанием только нацистских немецких военных преступников. Отдельного заседания МВТ для проведения суда над военными преступниками-фашистами из числа членов европейских стран Оси не созывалось. Во многом причиной этого было обострение к началу 1947 г. политических отношений между СССР, с одной стороны и США, Великобританией и Францией(Союзниками), с другой стороны.

Соответственно, главные фашистские преступники из числа союзников нацистской Германии не были судимы судом Объединенных наций, а европейские фашистские партии не были объявлены преступными на международном уровне.

Преступления фашистских элит и наций рассматривались Союзническими контрольными комиссиями отдельно в каждой из оккупированных стран.

Причиной этого решения было желание как Союзников, так и СССР установить собственный контроль над правящими элитами побежденных европейских наций. Для этого достаточно было наказать только тех членов фашистских элит, которые совершили наиболее тяжелые военные преступления и преступления против человечности. Остальных членов фашистских правящих элит достаточно было наказать условно и тем самым запугать и поставить под свой контроль.

Наказание итальянской фашистской элиты и нации

Вскоре после высадки Союзников на юге Италии в сентябре 1943 г. и заключения перемирия правительство маршала П. Бадольо приняло акты о роспуске фашистской партии, палаты фашей и корпораций, заменявшей парламент, Большого фашистского совета, специального фашистского трибунала по защите государства, фашистских органов управления и контроля над экономикой. Был принят также указ о дефашизации политической системы страны. Этот указ определял кто является виновным: высшее фашистское руководство, партийные функционеры и лица, состоявшие в партии. Полагалось освободить государственный аппарат от фашистов, виновных в совершении преступлений. Поскольку все чиновники в стране состояли в фашистской партии, то на их долю выпало исполнение указа Бадольо. Эффективность исполнения указа о дефашизации была крайне невелика.

В ноябре 1943 г. был создан Союзнический контрольный комитет (СКК) по Италии. В него вошли только американцы и англичане, несмотря на протесты советского руководства. СКК действовал на освобожденной от немцев территории страны. На севере Италии продолжала существовать фашистская Итальянская социальная республика (ИСР).

В начале апреле 1945 г. англичане и американцы, при поддержке части итальянских войск и антинацистского Комитета национального спасения, освободили север страны от немецких войск. Муссолини и его ближайшее окружение были захвачены и казнены партизанами.

Власть на всей территории Италии перешла в руки СКК. СКК сформировал временное правительство Италии под руководством консерватора Бономи. Фашистская милиция, политическая полиция, подконтрольная фашистам армия, фашистская партия, фашистские корпорации и профсоюзы, действовавшие на территории ИСР были распущены.

Одним из первых решений СКК после этого было создание Верховного комиссариата по чистке государственного аппарата от фашистских элементов (Верховный комиссариат).

В начале 1946 г. власть от союзнической военной администрации перешла в руки временного правительства Италии. Верховный комиссариат был им вскоре распущен.

В стране прошли выборы в Учредительное собрание и референдум о ее конституционном устройстве. По итогам референдума Италия была провозглашена республикой.

В 1947 г. СКК прекратил свою работу в Италии.

Участие масс итальянцев в борьбе с немецким нацизмом и местным фашизмом предопределили судьбу нации. Она была признана Союзниками побежденной в войне, но получила право на сохранение суверенитета, собственной системы власти и управления, территориальную целостность.

В советском плену оказалось 48,9 тыс. итальянских военнослужащих. Рядовой и унтер-офицерский состав был освобожден из плена в сентябре 1945 г. Офицеры итальянской армии содержались в советском плену до 1955 г. Союзники итальянских военных, сражавшихся на стороне ИСР не пленяли.

По Парижскому мирному договору (1947 г.) границы Италии восстанавливались по состоянию на 1938 г. Италия лишалась адриатических островов, Истрии, части Далмации, Риеки и большей части Словенского приморья. Эти территории передавались Югославии, которая к этому времени стала называться Социалистической Федеративной Республикой Югославией (СФРЮ). Греции отходили оккупированные итальянцами во время войны острова Додеканес. Незначительно менялась граница Италии и Франции в пользу последней. Признавалась независимость Албании и Эфиопии от Италии. Провозглашался отказ Рима от претензий на колонии в Северной Африке — Ливии, Эритреи и Итальянского Сомали в пользу англосаксов. Город Триест получал статус автономии.

В последний период войны и сразу после нее произошла депортация итальянцев из Истрии, Задара и Риеки, которые возвращались СФРЮ. Это была одна из форм наказания итальянской фашисткой нации. Численность депортированных определяется исследователями от 230 до 350 тыс. человек. От 10 до 20 тыс. итальянцев на рассматриваемых территориях было стихийно убито в ходе наказания фашистов югославскими партизанами. Собственность депортируемых итальянцев была конфискована в пользу югославского государства.

Итальянская фашистская нация была приговорена Союзниками к уплате репараций в размере 360 млн. долларов в пользу наций, пострадавших от ее действий во время войны. Югославии причиталось $125 млн., Греции — $105 млн., Советскому Союзу- $100 млн., Эфиопии — $25 млн. и Албании — $5 млн. репараций.

Репарации покрывались из итальянского оборудования, судов; итальянских финансовых и материальных активов в Румынии, Болгарии и Венгрии; текущей продукция промышленности страны.

В целом итальянская фашистская нация была подвергнута достаточно мягкому наказанию за совершенные ее членами преступления.

Итальянские фашистские элиты значимого наказания за свои преступления также на получили.

После освобождения Италии начались чистки государственного аппарата. Фашисты, виновные в подавлении гражданских свобод должны были наказываться лишением гражданских и политических прав; итальянцы, которые после заключения перемирия сотрудничали с союзниками или с немцами должны были судиться особым судом; пострадавшие от фашистского режима чиновники возвращались на свои прежние должности; все фашистское законодательство отменялось и устанавливалось новое -демократическое законодательство.

К февралю 1946 г. проверку прошло 394 тыс. государственных служащих, 1580 из них было уволено. Однако вскоре была объявлена амнистия и большинство из уволенных чиновников восстановили на работе.

Судами было приговорено к тюремному заключению за активное участие в фашистской деятельности около 50 тыс. человек.

В 1946 г., то есть через год после вынесения приговоров, по амнистии были освобождены все те, кому присудили тюремное заключение на срок до 5 лет.

Смертная казнь была применена к 50 фашистским преступникам, еще 55 человек было убито партизанами в июле 1945 г.

Преступления фашистов за пределами Италии — в Югославии, Албании, Греции, Франции, СССР национальными судами практически не расследовались, преступники не наказывались.

Не преследовались итальянские фашисты и за преступления, совершенные в африканских колониях. Например, маршал Рудольфо Грациани, известный своей жестокостью по отношению к гражданскому населению Ливии и Эфиопии и возглавлявший позднее вооруженные силы Итальянской социальной республики англо-американскими союзниками не был призван к ответственности. Он провел в тюрьме всего несколько месяцев, а потом был освобожден.

Коммунист П. Тольятти, занимавший пост министра юстиции в послевоенный период выступал за прекращение преследования фашистов, опасаясь, что это может привести к продолжению гражданской войны по образцу той, что в это время шла в Греции.

Действительно, первые месяцы после освобождения Союзниками на юге Италии царил правовой произвол — расправы без суда чинило антифашистски настроенное население, народные(партизанские) суды, союзнические военные трибуналы. В ходе этих расправ было убито около 15 тыс. человек.

На низовом уровне после освобождения Италии от фашистов происходили захваты пустующей земли, создание сельских самоуправлений, убийство тех людей из числа землевладельцев или предпринимателей, кто поддерживал фашистов. Значительную роль в организации этих процессов играли итальянские коммунисты.

В ответ на это буржуазное правительство запустило программу антикоммунистических мер, в ходе которой были произведены массовые аресты профсоюзных деятелей, бывших партизан и членов компартии. Это была попытка запугивания коммунистов, о чем свидетельствуют результаты арестов. Из 90–95 тысяч коммунистов и бывших партизан, арестованных в период между осенью 1948 г. и 1951 г., только 19 тысячам человек было предъявлено обвинение и только 7 тысяч человек признали виновными в том или ином преступлении. Остальные в течение разного времени содержались в «превентивном тюремном заключении». Речь шла о коммунистическом партийном ядре, особенно бывших партизанах, к ним применили самые жестокие меры.

Из 1697 бывших партизан, арестованных в 1948–1954 гг., 884 человека были осуждены в общей сложности на 5806 лет тюремного заключения. Некоторых судили за преступления, совершенные во время освобождения, несмотря на амнистию, объявленную в 1946 г. Этот «суд над Сопротивлением» был гораздо более жестоким, чем какие-либо чистки общества от фашистов. Его смысл понятен: «герои» 1945 г., освободившие север Италии от власти фашистов, в конце концов стали врагами пришедшей к власти буржуазной элиты.

Наказание венгерской фашистской элиты и нации

В Венгрии в конце 1944 г. на освобожденной советскими войсками территории было создано Временное национальное правительство. Оно принимает решение о чистке армии от фашистских элементов, о роспуске королевской жандармерии.

Для управления оккупированной территорией в феврале 1945 г. была создана Союзническая контрольная комиссия.

В советском плену оказалось 513,7 тыс. венгерских военнослужащих. Рядовые, унтер офицеры и офицеры находились в плену от 5 до 10 лет. Офицеры были освобождены только в 1945 г. В литературе упоминается об интернировании гражданских венгров на территории Трансильвании и отправке их в СССР на принудительные работы. Исследователями называется цифра в 100 тыс. человек. В дополнение к интернированным на территории Румынии венграм, на территории Закарпатья было интернировано и затем отправлено в СССР от 25 до 50 тыс. этнических венгров и немцев — мужчин трудоспособного возраста. По Парижскому договору (1947 г.) Венгрия оставалась в границах 1938 г. Захваченное венграми в 1939 г. у Словакии Закарпатье передается СССР. Победители уславливаются в том, что возмещение нанесенных венграми убытков будет произведено не полностью, а только частично, а именно, в сумме 300 млн. долларов США, с погашением в течение 8 лет, начиная с января 1945 года. Репарации производились товарами (машинное оборудование, речные суда, зерно и другие). Сумма возмещения Советскому Союзу составила 200 млн. долларов США, Чехословакии и Югославии — 100 млн. долларов США. Между Венгрией и Чехословакией произошел обмен населением с целью добиться его большей этнической гомогенизации. Из Венгрии в 1947—1948 гг. была выселена половина живших в ней немцев (240 тыс. человек). Таким образом можно говорить, что венгерская фашистская нация подверглась такому же жесткому наказанию, как и немецкая.

Преследование фашистских преступников в Венгрии занимались в основном местные Народные суды. В 1945 г. было учреждено 50 таких судов. Суды действовали до апреля 1950 года. Суды успели рассмотреть 58,9 тыс. дел и осудить по ним 26,2 тыс. человек. Из общего числа осужденных 476 было приговорено к смертной казни, реально казнили 189 человек.

В стране к этому времени уже установилась власть коммунистов.

Наказание румынской фашистской элиты и нации

В Румынии в августе 1944 г., по распоряжению короля Михая I, было арестовано правительство И. Антонеску. Король заявил о прекращении военных действий против СССР и заключении перемирия с Союзниками. В августе этого же года румынские части стали, в контакте с советскими частями, воевать против гитлеровцев. Румынские войска участвовали в освобождении своей страны, а затем воевали против немцев и венгров в Венгрии и против немцев в Чехословакии.

Для управления оккупированной Союзниками территорией и проведения денацификации их населения в сентябре 1944 г. была создана Союзная контрольная комиссия по Румынии.

В советском плену оказалось 187,3 тысячи румынских военнослужащих. Рядовые, унтер офицеры и офицеры находились в плену от 5 до 10 лет.

Для Румынии по Парижскому мирному договору устанавливались границы по состоянию на январь 1941 г., за исключением границы с Венгрией, которой не возвращалась Трансильвания, полученная ей по Венскому арбитражу.

Румынию обязали выплачивать пострадавшим от действия ее армии странам репарации в размере 300 млн долларов. Репарации производятся нефтепродуктами, зерном, лесными материалами, морскими и речными судами, различным машинным оборудованием и другими товарами.

То есть, наказание румынской нации было таким же жестким, как немецкой

В марте 1945 г. в стране было создано правительство национально-демократического блока. В апреле 1945 г. оно принимает Закон о чистке государственных органов от фашистских элементов. К концу мая по этому Закону были привлечены к судебной ответственности 626 военных преступника, свыше 1100 членов Железной гвардии.

После отставки Антонеску и перехода на сторону Союзников король Михай I назначал по очереди несколько переходных правительств. Румыния оказалась в зоне оккупации и политического влияния СССР. Это позволило советскому руководству привести к власти коммуниста П. Грозу.

Во время проводимой новым правительством чистки из 6300 служащих министерства внутренних дел почти половину либо отправили в запас, либо уволили. Всего через несколько недель после прихода к власти нового режима были арестованы несколько сотен офицеров полиции и контрразведки. Перед сотрудниками сыскной полиции стояла задача выследить всех бывших членов «Железной гвардии», которые по-прежнему занимались активной политической деятельностью.

В течение лета министр юстиции Лукрециу Пэтрэшкану «вычистил», уволил или досрочно отправил на пенсию свыше тысячи судей по всей стране. На их место он назначил чиновников, верных коммунистической партии.

Король был арестован, вынужден подписать акт об отречении от престола и эмигрировать из страны.

В январе 1945 года в Румынии были приняты закон «О преследовании и наказании военных преступников» (он предусматривал наказание вплоть до смертной казни) и закон «О преследовании и наказании виновников катастрофы страны» (по нему полагалось наказание вплоть до пожизненного лишения свободы).

В мае 1945 года по этим законам 29 военных преступников были приговорены к смертной казни, а ещё 8 к пожизненному заключению. Приговоренные к смертной казни преступники вскоре были определены к пожизненному лишению свободы.

Формально фашисткой партии в Румынии не было. Подлинной партией румынских фашистов являлись офицерский и унтер-офицерский корпус армии, персонал полиции и спецслужб, а также государственный аппарат. Они на протяжении десятилетий комплектовались по национальному признаку и воспитывались в духе румынского шовинизма. Можно было — как и произошло на деле — устранить из этих структур наиболее экстремистские элементы, но не избавиться от всего их персонала.

Были учреждены Народные трибуналы в Бухаресте и Клуже, призванные рассматривать дела о военных преступлениях. Однако их упразднили к июню 1946 г. За краткий срок своего существования они рассмотрели дела 2 700 обвиняемых, но осудили всего 668 чел., при этом многим приговоры были вынесены заочно.

Всего за период 1945-1964 гг. по делам о безопасности государства были привлечены к следствию 107 294 чел., из которых осуждены 73 310 чел., а 18 455 — оправданы.

В послевоенный период было осуждено несколько десятков румын, совершавших преступления на территории оккупированной Молдавской ССР. Их приговорили к различным срокам заключения, вплоть до 25 лет. Однако большинство осужденных было освобождено к середине 50-х годов по амнистии.

Вместо преследования виновных в совершении военных престулпений, руководство МССР прибегло в июле 1949 г. к высылке 11,6 тыс. глав семейств ведших антисоветскую деятельность. Среди них было 3,6 тыс. глав семейств «активных пособников немецких оккупантов, лиц, сотрудничавших с немецкими и румынскими органами полиции, участников профашистских партий и организаций». В эту же категорию включили незначительное число «белогвардейцев и участников нелегальных сект».

Наказание фашистских сателлитов и подручных немецких нацистов

Элиты и нации фашистских «сателлитов» и «подручных» немецких нацистов после войны не подпадали ни под действие Международного военного трибунала, ни под действие Союзнических контрольных комитетов. Судили их национальные суды.

Во Франции, к примеру, национальные суды рассмотрели дела 350 тыс. человек, обвиняемых в сотрудничестве с нацистами и фашистами, 45 тыс. из них было признано виновными, 1,5 тыс. наказано.

В Нидерландах от 120 до 150 тыс. человек были арестованы по обвинению в сотрудничестве с нацистами и фашистами, 50 тыс. было признано судом виновными, в том числе 152 человека были приговорены к смертной казни, в отношении 40 человек смертная казнь была приведена в исполнение.

В Бельгии расследование по фактам сотрудничества с нацистами и фашистами велось против 405 тыс. человек, 60 тыс. человек было обвинено в коллаборационизме. Об их наказании в доступной литературе найти сведений не удалось.

Напомним, что только число жертв Холокоста во Франции составляет 120 тыс. человек, в Нидерландах — 113 тыс. человек, в Бельгии — 25 тыс. человек. К ним необходимо добавить десятки тысяч погибших из числа антифашистов подпольщиков и партизан, а также сотни тысяч погибших гражданских лиц.

Простое сопоставление числа жертв и числа наказанных за совершение военных преступлений в странах сателлитах говорит о том, что преследование фашистских элит после войны в них не приняло должного размера. Пришедшая к власти буржуазия постаралась сама избежать наказания за сотрудничество с немецкими нацистами и не допустила массового преследования собственных политических элит, реализовывавших фашистский проект в годы войны.

Аналогичные выводы можно сделать из сравнения фактов преступления и наказания фашистских «сервильных» элит и наций. Однако сложность и слабая исследованность проблемы требуют ее рассмотрения в отдельной статье.

Выводы

Наказание «генетических» фашистских элит и наций, связанных с нацистской Германией союзническими отношениями, происходило из-за разногласий СССР и Союзников только с помощью инструментария Союзнических контрольных комиссий. Этот инструментарий позволил победителям провести возврат пораженных наций к довоенным границам, обеспечил выплату ими репараций, позволил провести депортации диаспор в материнские государства, наказать часть правящих элит, виновных в совершении преступлений и поставить под контроль остальных.

Фашистские элиты и нации «сателлиты» и «подручные» оказались в юрисдикции только своих собственных национальных судов. Это позволило большинству из виновных получить минимальное наказание или вообще избежать его.

Фашизм, как таковой, фашистские организации международным сообществом после войны не были осуждены. Фашистские режимы сохранились на длительное время в Испании, Португалии, Греции.

Александр Гапоненко

Источник
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]