«Карузо» из Одессы. Как Валерий Ободзинский уживался с советской властью
26.01.2020 11 690 0 +342 Nabar

«Карузо» из Одессы. Как Валерий Ободзинский уживался с советской властью

---
+342
В закладки
«Карузо» из Одессы. Как Валерий Ободзинский уживался с советской властью Ободзинского, Ободзинский, музыканта, который, голосом, эстрады, артист, культуры, вновь, более, своего, песни, певец, тогда, популярности, перед, советской, после, выступал, исполнения

«Карузо» из Одессы. Как Валерий Ободзинский уживался с советской властью Ободзинского, Ободзинский, музыканта, который, голосом, эстрады, артист, культуры, вновь, более, своего, песни, певец, тогда, популярности, перед, советской, после, выступал, исполнения

24 января 1942 года родился кумир советской эстрады Валерий Ободзинский.

***

В 1970-е годы Ободзинский был одним из самых известных исполнителей советской эстрады. «Эти глаза напротив», «Неотправленное письмо», «Восточная песня», «Что-то случилось», «Ребята семидесятой широты», «Белые крылья», «Листопад», «Колдовство» — эти песни в его исполнении раздавались почти из каждого окна, а на концерты музыканта невозможно было достать билеты.

В отличие от обычных зрителей партийное начальство недолюбливало Ободзинского — им не нравилась его «несоветская» манера исполнения и выбор репертуара, в котором он смешивал «одобренных» композиторов и западный шансон. В день рождения Ободзинского АиФ.ru вспоминает, как складывалась карьера знаменитого певца.

Шпана из Одессы

Валерий Ободзинский родился в 1942 году в оккупированной фашистами Одессе. Его родители ушли на фронт, а мальчику удалось пережить Великую Отечественную войну благодаря заботливой бабушке, которую он всю жизнь с любовью называл «мама».

В детстве Ободзинский не мог похвастаться ни примерным поведением, ни хорошей успеваемостью в школе, зато отличался звонким голосом и любовью к пению. Мальчишка с большим успехом выступал на пляжах Одессы перед отдыхающими, однако после его «концертов» зрителей всегда ожидал неприятный сюрприз: пока Ободзинский пел, аккомпанируя себе на контрабасе, местная шпана обчищала карманы отдыхающих. Считается, что именно тогда, в воровской среде, знаменитый артист приобщился к алкоголю. Спустя много лет эта пагубная привычка станет главной причиной его преждевременной смерти.

Уже в юности Ободзинский отличался оригинальным репертуаром, помимо популярных советских шлягеров тех лет, он выбирал итальянские песни. Говорят, лучше всего у него получалась «Аве Мария», за исполнение которой Ободзинский у сверстников получил прозвище «Карузо».

«Западным певцом» его называли и в годы всесоюзной популярности, он же этого не стеснялся, а, наоборот, старался перенимать манеры лучших иностранных артистов — Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, Марио Ланца. «Я пою открытым голосом. Все западные певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы...», — говорил музыкант.

«Несоветский» певец

Феномен Ободзинского заключался не только в его оригинальном репертуаре и «несоветской» манере исполнения — артист обладал уникальным голосом и абсолютным музыкальным слухом, хотя серьёзно пению никогда не обучался.

Врождённый талант позволил Ободзинскому поступить на работу в Томскую филармонию, где он несколько лет выступал в качестве солиста и контрабасиста. Во время гастролей музыкант познакомился с болгарским композитором Борисом Карадимчевым, который подарил артисту свою композицию «Луна на солнечном берегу», именно её исполнение принесло успех молодому певцу.

Зрители сразу полюбили артистичного музыканта, в конце 1960-х песня Давида Тухманова «Эти глаза напротив» в исполнении Ободзинского считалась едва ли не главным шлягером советской эстрады. Единственным певцом, который по популярности мог сравниться с Ободзинским, был Муслим Магомаев. Администратор музыканта Павел Шахнарович рассказывал: «Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева — 7 дней, 8 концертов, на круг 89 процентов заполняемости зала. Мы работаем 10 дней, 14 концертов, 100-процентный аншлаг, плюс еще процентов 20 мы продаем входных. Вот что такое был тогда Ободзинский».

С ростом популярности Ободзинского всё чаще критиковали. Начальство в Управлении культуры было недовольно выбором композиций, Ободзинскому говорили: «У вас в репертуаре нет песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика». А председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин (который славился тем, что лично контролировал количество появлений на телевизионном экране лиц еврейской национальности), просматривая отснятый для новогоднего «Огонька» материал однажды закричал: «Уберите Градского!». На что ему возразили: «Да это не Градский, это Ободзинский!». «Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона», — возмутился чиновник. Примечательно, что многие считали Ободзинского евреем, хотя сам он по национальности был наполовину украинцем и наполовину поляком.

На радио не менее внимательно следили за репертуаром «несоветского» певца. Александр Цыгальницкий, ударник музыкального ансамбля Ободзинского, вспоминал: «Как-то ему позвонили из радиокомитета: «Вашу „Восточную песню“ запретили...». Почему?! Оказывается, кому-то «наверху» не понравились слова: «В каждой строчке — только точки после буквы «Л... », Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел... ». Мировой пролетариат тогда готовился к столетию со дня рождения Ленина».

Жирную точку в карьере Ободзинского чуть было не поставил министр культуры РСФСР Алексей Попов, который, побывав на концерте популярного исполнителя, возмутился: «И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!». Около года все выступления музыканта в СССР были под запретом. Однако и среди чиновников у Ободзинского нашлись поклонники: заведующему Отделом культуры ЦК КПСС Василию Шауро нравилось творчество музыканта, поэтому ему вновь дали возможность выходить на сцену.

«Надоело унижаться»

С годами раскованное поведение исполнителя на сцене и его смелый репертуар не менялись, поэтому «травля» музыканта продолжалась. В «Советской культуре» о концерте Ободзинского писали: «Что хочет сказать своими песнями исполнитель? К чему призывает? Чему учит? Изжеванная и навязчивая тема любви — вот чему отводит певец два часа своего пребывания на сцене».

В прессе всё чаще говорили об Ободзинском в негативном ключе, но в его жизни появилась куда более серьёзная проблема — алкоголь. Пагубная привычка привела к тому, что Ободзинский развёлся с женой, а в 1986 году принял решение уйти со сцены.

Исчезновение певца для его поклонников стало настоящей загадкой. О том, куда пропал Ободзинский, ходили самые невероятные слухи, но правда оказалась куда более неожиданной — знаменитый артист устроился работать сторожем на галстучную фабрику.

Лишь спустя десятилетие, благодаря поддержке своей преданной поклонницы и гражданской жены Анны Есениной, талантливый артист вернулся на сцену. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» состоялось триумфальное выступление Ободзинского — после первой же песни зал взорвался аплодисментами.

Усталый, располневший, но не утративший внутреннего достоинства и своего уникального голоса певец вновь давал концерты и терпеливо отвечал на вопрос, который мучил его слушателей все эти годы: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски... Прошло время».

К сожалению, вновь приобретённая популярность артиста была недолгой. 26 апреля 1997 года Ободзинский скончался от сердечной недостаточности. Знаменитому музыканту было всего 55 лет.

Елена Яковлева

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]