Людмиле Савельевой – 78: Обратная сторона славы одной из самых красивых советских актрис
---
24 января исполняется 78 лет знаменитой актрисе, народной артистке РСФСР Людмиле Савельевой, которая стала известна во всем мире как лучшая исполнительница роли Наташи Ростовой из «Войны и мира». Эта работа принесла ей славу и признание, но не гарантировала ей счастливой творческой судьбы. Почему одна из самых популярных и красивых советских актрис так мало снималась в кино и так рано пропала с экранов – далее в обзоре.
В ее судьбе было немало испытаний, она не раз оказывалась перед сложным выбором, после чего ее жизнь менялась кардинально. Ради роли Наташи Ростовой Людмила Савельева оставила балет, которым занималась с 11 лет. Это решение было вынужденным – ее организм попросту не выдержал нагрузок. Актриса родилась в блокадном Ленинграде, чудом выжила, но ее здоровье с детства было слабым. После того, как однажды в павильоне «Мосфильма» она упала в обморок от истощения, стало ясно, что дальше совмещать съемки и выступления на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова просто невозможно. Хотя в балете ей прочили блестящее будущее, Людмила сделала свой выбор в пользу кино.
Первая же роль в кино – Наташа Ростова в «Войне и мире» – принесла Савельевой не только всесоюзную, но и мировую популярность. После триумфа в СССР фильм прошел по экранам 117 стран мира и в 1968 г. получил высшую награду Американской киноакадемии – «Оскар», в номинации «Лучший иностранный фильм». Режиссер на вручении премии отсутствовал – он был занят на съемках другого фильма, и «Оскар» получила Людмила Савельева. Позже она вспоминала: «Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда».
Так дебютантка в один момент стала звездой мирового масштаба. Имя Наташа стало модным не только в СССР, но и за рубежом, в Европе и Америке. А Людмилу Савельеву долгие годы называли во всем мире олицетворением советского кинематографа и эталоном красоты. С премьерой фильма она объездила много стран, выступая перед зрителями и участвуя в телепередачах. Савельева рассказывала: «Меня всюду узнавали и называли Наташей. Я объехала с картиной весь мир – нас всюду принимали необыкновенно доброжелательно, восторженно. Все говорили, что эта картина – событие в кинематографическом мире». Но у этой славы была и обратная сторона.
На пике популярности Людмила Савельева вдруг обнаружила, что последние 5 лет жила только жизнью своей героини, забыв о себе самой. Внутри нее будто что-то оборвалось. Съемки, продолжавшиеся целых 5 лет, закончились, со многими членами съемочной группы за это время она сроднилась. Актриса растерялась: «И я представить себе не могла, как же дальше быть-то, что дальше делать, неужели мы расстанемся на всю жизнь? Было очень тяжело». Она даже начала жалеть о том, что ушла из балета.
Актриса с кинопремией *Оскар*, 1968 |
Зарубежные продюсеры и режиссеры были уверены: Савельева – настоящая звезда, ее нужно снимать не только в СССР. Итальянский режиссер Витторио де Сика в один из приездов в Москву выступил на телевидении, заявив, что он специально приехал в СССР, чтобы пригласить на съемки Людмилу Савельеву. И она действительно снялась в его фильме «Подсолнухи», где ее партнерами по съемочной площадке стали Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Однако на премьеру фильма советскую актрису в Италию не выпустили.
Софи Лорен и Людмила Савельева
Наверное, ни одна из советских актрис до этого не имела такого громкого успеха за рубежом, у нее был шанс стать звездой мирового уровня. В Японии 1972 год был объявлен годом Людмилы Савельевой. Фильм «Война и мир» там показывали ежегодно. «Подсолнухи», «Бег» и «Чайка» там тоже пользовались большим успехом. Но в СССР об этом признании Савельевой за рубежом широкой публике почти ничего не было известно.
Людмила Савельева в фильме *Подсолнухи*, 1970
Советские режиссеры тоже засыпали ее новыми предложениями, но чаще всего Савельева отвечала отказом. «Мне казалось, что я должна сыграть роль, совершенно не похожую на Наташу. А мне все предлагали играть наивных смешных девочек», – рассказывала актриса. Время шло, паузы в ее кинокарьере затягивались, но она стояла на своем: либо будет сниматься в том, что ей нравится, либо не будет сниматься вообще.
Подарком судьбы Савельева считала главную роль в фильме «Бег» по роману Михаила Булгакова. Наконец ее героиня ни по возрасту, ни по характеру, ни внешне не была похожа на Наташу Ростову. Вдова писателя, Елена Булгакова, была так впечатлена работой актеров, что пригласила Людмилу Савельеву и Владислава Дворжецкого к себе в гости. Благодаря «Бегу» и «Подсолнухам» Савельевой удалось доказать, что она – не актриса одной роли.
Людмила Савельева в фильме *Всадник без головы*, 1973
Однако перерывы между съемками все так же длились годами, зрители постепенно начали забывать об актрисе. Но Савельева по-прежнему очень щепетильно относилась к выбору ролей. Она терпеливо ждала хороших сценариев, а их предлагали все меньше. В середине 1980-х гг. актриса совсем перестала сниматься, решив, что, очевидно, ничего хорошего в ее творческой судьбе уже не случится. Эта пауза затянулась на 11 лет, в 2000-х гг. Савельева сыграла еще в 4-х фильмах, а после 2009 г. новых работ с ее участием больше не выходило. «Кино – это искусство для молодых», – говорила актриса.
Кадр из фильма *С вечера до полудня*, 1981 |
Режиссер Сергей Соловьев о ней говорил: «Это хрупкое создание на самом деле – человек колоссальной силы воли, колоссальной закрытости. Не оттого, что она сознательно закрывается от каких-то контактов, а потому что в этом состоянии закрытости ей легче осуществлять те самые волевые поступки, которых требует от нее жизнь». Людмила Савельева действительно ведет очень замкнутый образ жизни, не посещает светских мероприятий, не ездит на кинофестивали.
Кадр из фильма *Нежный возраст*, 2000
Она не любит рассказывать о себе и пускать журналистов в свой дом, объясняя это так: «Когда актер работает над хорошим материалом, тогда он действительно счастлив. И если он чего-то добился, то пусть это останется легендой. Нельзя совершенно обнажать актеров, у актера должна быть тайна. А у нас сейчас пошла такая мода: снимают актрис и особенно актеров, мужчин, на кухне, где они стоят за плитой и что-то там чистят, варят, готовят. Лично у меня это совершенно не совмещается с образом тех героев, которых они создавали. Повторяю, в актерах должна быть какая-то тайна!». Сегодня она печалится только об одном: «Я жалею о том, что меня почему-то не использовали кинематографисты как балерину, не написали сценарий, где я могла бы что-то станцевать».
Источник: showbiz.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]