Эволюция отечественного бронежилета: от кирасы до «Ратника»
---
В наши дни ценность жизни солдата возросла многократно, поэтому созданием новых, более надежных и совершенных видов индивидуальной защиты человека занимаются во многих странах мира. Сегодня бронежилет – неотъемлемая часть экипировки военнослужащего, невозможно себе представить отправку в бой солдата без средств защиты.
Еще с незапамятных времен человек старался обезопасить себя от стрелы, меча или копья неприятеля. В ход шли плотные шкуры животных, металлическая чешуя, кольчуги, специальные стальные панцири. Распространение огнестрельного оружия, его использование в военном деле и резко увеличившаяся мощь поражающих элементов стали причиной того, что латы и доспехи вышли из употребления, поскольку для пуль они перестали быть преградой и лишь обременяли своих владельцев. К разработке первого армейского бронежилета Россию подтолкнули итоги Инкерманского сражения, произошедшего 24 октября 1854 года, в котором русская пехота была расстреляна как мишени в тире. На третий день по получении донесения о сражении, российский император Николай I писал: «Крайне жаль, что намерение князя Меншикова не имело удачи, стоив столько драгоценной крови». События стали причиной того, что полководцы задумались не только над изменением традиционной тактики военных действий, но и о защите солдат. Ведь солдата от смертоносного металла защищало лишь тонкое сукно мундира или гимнастерки.
Первым на поле сражений попыталась вернуть щит. В России в 1886 году прошли испытания стальных щитов конструкции полковника Фишера и капитана Голштейна, которые оказались малоэффективными: пуля, выпущенная из новой винтовки, запросто простреливала щит. Другой проект оказался более перспективным – на поле боя начали возвращаться кирасы (панцири), которые являлись частью парадного мундира солдат кирасирских полков. Во время Первой мировой войны кирасы и подобные средства защиты использовались не только Россией, но и другими странами. Проверка на практике показала как достоинства, так и недостатки данных видов защиты. Безусловно, она хорошо защищала туловище и жизненно важные органы. Но стойкость кирасы напрямую зависела от толщины. Легкая и тонкая абсолютно не защищала от крупных осколков и пуль, а более толстая из-за своего веса не позволяла воевать.
Относительно удачный компромисс нашли в 1938 году, когда Красная армия получила на вооружение первый экспериментальный стальной нагрудник СН-38 (СН-1). Данный бронежилет защищал только грудь, живот и пах бойца. Благодаря экономии на защите спины стало возможным увеличение толщины стального листа без перегрузки для человека. Однако все слабые стороны данного решения были выявлены во время Финской кампании, в связи с чем в 1941 году началась разработка нагрудника СН-42 (СН-2). Создателем модернизированной версии стала броневая лаборатория Института металлов под руководством М.И. Корюкова – одного из авторов легендарного советского стального шлема. Нагрудник защищал от осколков, автоматных очередей (на расстоянии более 100 метров), однако не выдерживал выстрелов из пулемета или винтовки.
Оценка эффективности подобного нагрудника фронтовиками была самой противоречивой – от восхищения до полного неприятия. Однако, проанализировав причины таких диаметрально противоположных мнений, можно выявить следующий парадокс: нагрудник ценили в штурмовых частях, «бравших» крупные города, а в частях, захватывавших полевые укрепления, новинка получила отрицательные отзывы. «Панцирь» защищал грудь от осколков и пуль, пока солдат бежал или шел, а также во время рукопашной схватки, поэтому он был необходим в боях на городских улицах. При этом в полевых условиях саперы-штурмовики, как правило, передвигались по-пластунски. В этом случае стальной нагрудник был ненужной помехой. В частях, ведших бои в слабозаселенной местности, нагрудники сначала перекочевали на батальонные склады, а позднее и на бригадные.
Из воспоминаний фронтовиков: «Старший сержант Лазарев, вырвавшись вперед, побежал к немецкому блиндажу. Ему навстречу выскочил фашистский офицер, разрядивший в упор в грудь штурмовика всю обойму пистолета, однако пули смельчака не брали. Лазарев нанес удар прикладом по голове немецкому офицеру, перезарядил автомат и вошел в блиндаж. Там уложил нескольких фашистов, которые попросту обезумели от увиденного: офицер в русского стрелял в упор, а он остался невредим». Подобных случаев в ходе боев было много и немцы, попавшие в плен, много раз просили объяснить причину «неубиваемости русского солдата». В 1946 году на вооружение поступила модель СН-46, ставшая последним стальным нагрудником.
Мировая практика показывала, что необходимо создать эффективную бронезащиту для рядовых бойцов и защитить их на поле боя от осколков и пуль. Первый отечественный бронежилет был создан Всесоюзным Институтом Авиационных Материалов. Тогда изготовили около полутора тысяч экземпляров и заложили их на склады. Было принято решение о том, что массовое производство бронежилетов развернут лишь в случае угрозы. Московскому НИИ Стали с середины 70-х был поручен большой цикл работ по оснащению спецподразделений КГБ, которые в дальнейшем приобрели известность как группы «Альфа». Тщательность, с которой создавались и тестировались новые изделия индивидуальной бронезащиты, по сей день вызывает уважение. Сложнейшие эргономические, медицинские тесты, скрупулезная оценка параметров эксплуатации в различных неожиданных ситуациях, огромное количество испытаний защитных качеств различных вариантов брони были здесь нормой.
В начале 90-х развитие средств индивидуальной защиты для Вооруженных сил застопорилось, финансирование большого количества перспективных проектов было свернуто. Однако даже в эти тяжелые для страны годы прогресс на месте не стоял. Возникло такое понятие как «базовый комплект индивидуальной экипировки» (БКИЭ), в котором значительная роль отводилась бронежилету. Первый БКИЭ «Бармица» включал проект «Забрало».
В XXI веке наступил новый этап развития базовых комплектов индивидуальной экипировки − проект «Бармица-2». В 2004 году в рамках данного проекта на снабжение был принят БЗК (боевой защитный комплект) «Пермячка-О», предназначенный для защиты от поражения военнослужащих стрелковым оружием, круговой защиты от осколков снарядов, гранат, мин, от локальных заброневых контузионных травм, атмосферного воздействия, тепловых факторов, механических повреждений. Защитные свойства комплекта не изменяются при температурах от -40 до +40 С а также сохраняются после длительного воздействия влаги. БЗК «Пермячка-О» испытывался на Северном Кавказе во время боевых действий. Там он показал, в целом, положительный результат. Мелкие недочеты в основном касались эргономики отдельных элементов комплекта.
Следующий этапом развития отечественного армейского бронежилета явилась разработка и внедрение базового комплекта индивидуальной экипировки «Ратник», который превысил эффективность «Бармицы» в 10 раз. В состав боевой экипировки комплекта «Ратник» входит индивидуальный тактический шлем, керамический бронежилет с бронепанелями пятого и шестого класса защиты, которые выдерживают попадание пули, выпущенной из снайперской винтовки Драгунова с расстояния десяти метров, а также усиленной пули калибра 7,62 мм для автомата Калашникова, активные наушники, тактические очки и перчатки, щитки для локтевых и коленных суставов. Бронежилеты оборудованы модульной системой и на них легко установить дополнительные секции для магазинов и подсумков, призванных разгрузить общий носимый вес вооружения и средств защиты от РХБ заражения.
По состоянию на начало 2020 года в воинских частях Западного военного округа более 80% устаревших моделей бронежилетов заменили на средства индивидуальной защиты «Ратник». Такое переоснащение Вооруженных сил России проходит в рамках общевойсковой модернизации. «В 2020 году набранные темпы перевооружения армии и флота сохранятся, а уровень оснащения современным оружием и техникой должен составить не менее 70% и стабильно поддерживаться в дальнейшем», − сообщили в российском Министерстве обороны. По отдельным видам и родам Вооруженных сил этот показатель уже практически достигнут.
Какими будут бронежилеты в обозримом будущем? Сложно дать точный ответ на этот вопрос. Есть несколько интересных разработок, которые могут стать реальностью уже в ближайшие годы. Сегодня крупнейшие производители и разработчики бронежилетов, такие как НПО «Техника», НИИ Стали, НПО «Спецматериалы», ЦВМ «Армоком», ЗАО Кираса ведут поиск современных защитных материалов и структур, исследуют новые принципы индивидуальной бронезащиты. Есть все основания полагать, что ожидаемый рост мощности поражения не застанет врасплох отечественных разработчиков БЗК.
Источник
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]