Канал «Стамбул»: Подкоп Турции под российский Крым начнется в феврале
19.01.2020 6 181 0 +177 Starweaver

Канал «Стамбул»: Подкоп Турции под российский Крым начнется в феврале

---
+177
В закладки
Через пять лет американские крейсеры и авианосцы могут встать на якорях у Севастополя

Сергей Ищенко

Канал «Стамбул»: Подкоп Турции под российский Крым начнется в феврале «Стамбул», канал, Монтре, Потому, кораблей, через, конвенция, всего, мгновенно, будет, Турции, только, России, миллионов, время, почти, боевых, станет, который, наверняка

26 февраля нынешнего года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметит свой 66-й день рождения. Но на сей раз это будет для него особо знаменательный день, который наверняка войдет в историю страны. Потому что именно на 26 февраля в Анкаре намечен тендер на строительство нового канала из Черного в Мраморное море, о котором Турция мечтала веками.

Водная артерия длиной в 43 километра и предварительной стоимостью в 10 миллиардов долларов (по другим данным — до 20 миллиардов), полная готовность которой намечена на 2025 год, не просто способна коренным образом изменить трафик между важнейшими для мировой торговли и безопасности морями. Она грозит в корне перекроить всю военно-политическую ситуацию на южном фланге европейского континента. Причем — явно не в пользу России и на радость Соединенным Штатам Америки. Потому что завершение всего через пяток лет эрдогановской мега-стройки будет означать, что главная «заноза» Пентагона в этих морях — знаменитая конвенция Монтре, единственная, мешающая Пентагону на постоянной основе держать эсминцы и крейсера с «Томагавками» почти на кромке внешнего рейда Севастополя, мгновенно прикажет долго жить. И Черное море превратится в проходной двор для кого угодно. Прежде всего — для боевых кораблей 6-го флота ВМС США и его союзников по НАТО.

Зато роль и политический вес Турции вырастет мгновенно и многократно. Потому что правовой статус нового пути «из варяг в греки» и обратно на сегодня неизвестен никому. Его еще только предстоит разработать. Но заинтересованные стороны (Москва — в первую голову) еще даже и не договаривались с турками о грядущих переговорах.

Если переговоров так и не случится, или договориться не о чем не удастся, к 2025 году Турция превратится в ничем не ограниченного ключника, вольного запирать или распахивать ворота крепости по собственному желанию. Что, очевидно, и собирается подчеркнуть самодовольный Эрдоган, явно неслучайно назначив исторический тендер на день собственных именин. Сам турецкий премьер уже назвал свой замысел «безумным и блистательным», отметив при этом, что данный проект куда масштабнее Панамского и Суэцкого каналов.

Несколько слов о самом проекте. Будущий канал, громко названный в проекте «Стамбулом», намерены прокопать параллельно нынешнему Босфору. Он рассчитан на пропуск кораблей и судов практически любого водоизмещения. Включая супертанкеры, крейсеры и авианосцы. Для этого он должен быть 150-метровой ширины. Глубина на фарватере — до 25 метров (к слову — осадка атомных авианосцев ВМС США типа «Нимиц» всего 11,3 метра).

Понятно, что по самому Стамбулу и его пригородам такую гигантскую стройку затеять невозможно — слишком велика плотность жилой застройки. Поэтому трасса возьмет начало на побережье Мраморного моря, западнее города Силиври (турецкая Фракия), в 70 километров от бывшей столицы Турции. Горы поднятого экскаваторами грунта пойдут на создание новых искусственных островов у побережья Силиври. Которые турки превратят в новый туристический рай в Мраморном море.

15 января 2018 года турецкие власти утвердили маршрут канала. Министерство транспорта Турции объявило, что он пройдёт через водохранилище Сазлыдере, озёра Кючюк-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу и выйдет в Чёрное море к востоку от Теркосской дамбы.

Что канал «Стамбул» способен дать простым туркам кроме дополнительных рабочих мест? Прежде всего, резко уменьшится транспортная нагрузка на Босфор, через который сегодня в обоих направлениях в среднем ежесуточно проходит до 150 судов и кораблей различного назначения. Особая головная боль властей Стамбула, раскинувшегося по обоим берегам Босфора, — танкеры. На них (главным образом, — из России) каждый год перевозят до четырех миллионов тонн сжиженного газа, до трех миллионов тонн химикатов и примерно 150 миллионов тонн нефти. Но при таком уровне интенсивности судоходства аварии с танкерами в этих водах — обычное дело. Особенно с учетом 12 резких поворотов в русле Босфора, от встречных «сюрпризов» в которых регулярно бросает в пот самых опытных капитанов и штурманов.

Аварии в сложившихся условиях — вещь практически неизбежная. Тогда мало что в хрустальной прозрачности воды выливаются многие тонны топлива — само движение через пролив замирает надолго. А это миллионные убытки. Не только для судовладельцев, но и для турецких властей, обеспечивающих лоцманскую проводку и гражданских судов, и боевых кораблей.

Если весь этот поток с 2025 года примет на себя будущий канал «Стамбул», в Босфоре точно станет так же просторно, как во времена могущественных султанов и «блистательной Порты». И тогда здесь станет достаточно места для новых пляжей, виндсерфинга, запоминающихся туристических прогулок на яхтах и прогулочных катерах. А это тоже большие деньги.

Впрочем, все перечисленное — на поверхности проблемы с черноморскими проливами. Важнее другое. Начала строительства наверняка не менее нетерпеливо, чем Эрдоган, ждут в Вашингтоне. Потому что канал «Стамбул», когда он вступит в строй, определенно похоронит все ограничения для американцев на плавание в Черном море.

Пока, напомню, конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, ограничивает время пребывания в Черном море боевых кораблей государств, которые в его водах считаются лишь гостями, 21 сутками. Существенны лимиты и на суммарное водоизмещение (до 45 тысяч тонн) отрядов таких кораблей. Если бы не конвенция Монтре — корабли 6-го флота ВМС США на всех парах устремлялись бы и в 2008 году к Грузии, и в 2014 году — к Крыму. И кто его знает, как бы там в то время все обернулось для России? А вот как с этим будет после 2025 года, если эрдогановская «стройка века» завершится успехом?

Да, сегодня политические отношения между Анкарой и Вашингтоном не просто не идеальны — они очень плохи. Но Эрдоган не вечен. Да и внешняя политика Турции, как говорится, по-восточному «себе на уме». Сегодня Турция — лицом к России. А завтра? А канал — это на века.

Тем временем американцы явно рассчитывают, что скоро конвенция Монтре окажется в мусорной корзине. И поможет ей туда отправиться именно канал «Стамбул». Через который им будет: ходи — не хочу. Во всяком случае, еще в 2016 году, когда о проекте Эрдогана уже заговорили вовсю, тогдашний командующий 6-м флотом вице-адмирал Джеймс Фогго внезапно заявил, что, по его мнению, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Более того. «Если вызовы в этом регионе станут более срочными», то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и общей численности таких кораблей.

Говорить подобное ответственный военачальник мог, считаю, только в единственном случае. Лишь если он твердо убежден, что скоро все препоны, придуманные почти век назад в швейцарском Монтре, вот-вот падут или станут бессмысленными. Турецкая газета «Хюрриет» пишет по этому поводу: «Канал «Стамбул» де-факто станет ходом США в попытке обосноваться в Чёрном море. Канал позволит обойти конвенцию Монтрё, которая ограничивает прохождение американских кораблей через проливы Дарданеллы и Босфор и не позволяет им находиться в Чёрном море больше 21 суток.

Но это просто с ног на голову перевернет все оперативную ситуацию на южном фланге России. «Томагавки» не сотнями — тысячами под палубами всего лишь пары десятков эсминцев типа «Арли Берк» и крейсеров УРО типа «Тикондерога» в считанные дни через канал «Стамбул» могут быть подтянуты, к примеру, в Одессу. Или в Констанцу. Или в Варну. Встать там на сколько угодно долгое боевое дежурство. Подлетное время к Крыму — считанные минуты. К Ростову, Воронежу, Белгороду, Курску — немногим больше.

Тогда на фоне этого почти мгновенно возникшего у российской границы боевого потенциала 24 американские противоракеты SM-3 Block IB, уже развернутые в Румынии на военной базе США в местечке Девеселу и давно отравляющие для нас международную обстановку в Европе, мгновенно покажутся Москве детскими хлопушками. Потому что такую тучу одновременно стартующих с корабельных палуб средств воздушного нападения никакая ПВО отразить окажется просто не в состоянии.

Что же нам делать? Единственное: поскорее начинать с Анкарой переговоры о международно-правовом статусе будущего канала «Стамбул». В идеале — отстаивать, чтобы конвенция Монтре распространялась и на эту водную магистраль.

Правда, дипломатические позиции Москвы на этом направлении сегодня очень шаткие. Потому что из числа причерноморских государств только Россия и будет однозначно против развязывания рук американцам в Черном море. Точка зрения Турции — под вопросом. Остальные окажутся только счастливы, увидев звездно-полосатый флаг у своих берегов на постоянной основе.

Но что-то делать все равно необходимо и срочно. Когда канал «Стамбул» вступит в строй, наверняка будет поздно.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]