Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская
18.01.2020 11 769 0 +347 Manandis

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская

---
+347
В закладки
Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Имя Анны Лепорской сейчас известно разве что коллекционерам фарфора, однако ее вклад в советское искусство огромен. Она работала с Малевичем, принимала участие в создании знаменитого «Черного квадрата» и супрематического надгробия художника, оформляла советские павильоны на всемирных выставках, реставрировала театры в Ленинграде после блокады и почти сорок лет отдала Ленинградскому фарфоровому заводу…

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Лепорская увлекалась живописью и сменила много стилей.

Анна Лепорская появилась на свет зимой 1900 года. Ее отец занимал должность преподавателя латыни в Черниговской духовной семинарии. Семья жила небогато, и, по воспоминаниям Лепорской, в детях воспитывалось стремление к независимости и самостоятельности. Когда Анне было восемь, семья перебралась в Псков. Никто не сомневался в том, что, повзрослев, Анна станет «учительствовать». Так и случилось – в разгар гражданской войны Лепорская устроилась работать школьной учительницей в глухой деревушке. Это было странное и страшное время – восемнадцатилетняя Анна жила в избе с дырявой крышей, иной раз просыпаясь попросту в сугробе, осенью все промокало насквозь, непрестанно слышалась стрельба, а уследить, чьи войска стоят в деревне, было просто невозможно – то белые, то красные, то кто-нибудь еще… В конце концов, по настоянию родителей Анна перебралась в Псков, где поступила в художественно-промышленную школу и проучилась там четыре года, пока школа не была закрыта.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Малоярославец весной. Картина Анны Лепорской.

В эти годы Лепорская увлеклась керамикой, хотя до настоящего керамиста доросла спустя много лет. Но уже тогда ее заворожил сам процесс – как из бесформенного куска глины создается нечто новое, нечто, исполненное пользы и красоты, а сам метаморфоз одновременно и случаен, и подчинен воле художника… Исполненная веры в свои творческие силы, Лепорская поступает в Академию художеств в Петрограде, среди ее учителей – множество известных живописцев тех лет.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Экспериментальная живопись Лепорской.

Однако вскоре Анна узнала, что из Витебска приехал Малевич с группой единомышленников – и планирует развернуть масштабную работу в Государственном институте художественной культуры. О Малевиче тогда много говорили и еще больше спорили, а Анна чувствовала, что ее не привлекает академическое искусство, ее тянуло к экспериментам. Так она стала аспиранткой ГИНХУКа и взяла на себя секретарскую работу в лаборатории цвета у Малевича. Именно благодаря ее систематическому и аккуратному труду, был сформирован и сохранен архив работ создателя супрематизма. В собственном творчестве Анна опиралась на пример учителя, но быстро выросла из геометричной выхолощенности супрематизма, наделяя свои работы лиричным настроением и черпая вдохновение в воспоминаниях детства – о нелегком труде крестьянок, цветущих садах, шумных базарах…

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Работы Анны Лепорской под влиянием Малевича.

По воспоминаниям художницы, Малевич придумал «Черный квадрат» - но кисть в этот момент была в ее руках. «Он сказал – закрасить…» - с доброй иронией писала она.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Работы Анны Лепорской под влиянием Малевича.

Вскоре в этой бурной, вечно спорящей, ссорившейся, но плодотворной среде Анна встретила своего самого близкого соратника по творчеству… и любви – Николая Суетина, ученика и коллегу Малевича, занимавшегося фарфором. Лепорская и Суетин много сделали для сохранения творческого наследия Малевича. Когда художник был арестован, многие его друзья в ужасе бросились избавляться от любых упоминаний о связи с ним – от писем, рисунков, набросков… Анна буквально выхватывала из огня работы своего учителя. После смерти Малевича, в 1935 году она работала вместе с мужем над созданием супрематического надгробия.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Эскизы дизайн-проектов Анны Лепорской.

Немногие ученики Малевича в дальнейшем успешно работали в СССР, но Лепорской и Суетину повезло. Анне наоднократно поручали заниматься оформлением советских павильонов – например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Эскиз сервиза, выполненный Анной Лепорской.

Когда началась война, Анна Лепорская осталась в Ленинграде. Во время блокады она, страдая дистрофией и цингой, отдавала все силы любимому городу. Лепорская бралась за любое посильное (и даже непосильное!) дело – готовила к эвакуации экспонаты Эрмитажа, работала в госпитале, трудилась на производстве мин, которые сразу отправлялись на фронт. Мины невозможно было собирать в варежках или перчатках, и Анна сильно обморозила руки, а ведь повредить руки для художника - чуть лучше потери зрения. К счастью, обошлось без значительных травм, и вскоре Анна уже взялась за кисть – в то время она сумела создать серию «блокадных» пейзажей... В годы войны Лепорская выполнила и два крупных правительственных заказа – она занималась оформлением могилы Александра Невского (в связи с учреждением воинского ордена имени Александра Невского) и сильно пострадавших интерьеров Государственного театра оперы и балета имени Кирова.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Керамические экспериментальные работы Анны Лепорской.

В послевоенные годы и до последнего вздоха главным делом в жизни Анны Лепорской стала керамика. Ее муж, Николай Суетин, был главным художником Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова – того самого, чья аббревиатура «ЛФЗ» украшает бесчисленное множество тарелок, чайников и ваз в домах россиян и по сей день. Он-то и привел супругу на фарфоровый завод – как никто другой понимая, на что она способна.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Проекты Лепорской для ЛФЗ.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Больше всего Лепорская любила белый цвет.

Вспоминая виденную в детстве украинскую керамику и опыт сотрудничества с Малевичем, Анна сумела создать некий образный синтез, который сразу пришелся по душе и начальству, и простым людям, и искусствоведам – а сейчас работы Лепорской для ЛФЗ стали предметом коллекционирования. Ей нравилось создавать изящные, архитектоничные вазы светлых оттенков (особенно она любила белый), геометризованные чайные сервизы, выстраивать «мостик» между народным искусством, авангардом и классическим фарфором. Исследователи называли ее стиль скорее неоклассицизмом – но в самой точности, выверенности форм, в остроте и лаконичности росписей всегда оставался супрематический след.

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора: Анна Лепорская Лепорской, Лепорская, Малевича, много, работы, время, работала, белый, любила, войны, Псков, множество, невозможно, главным, ЛепорскойВ, имени, Невского, перебралась, Александра, нечто

Сервиз Анны Лепорской для ЛФЗ.

Художница скончалась в 1982 году. В наши дни именно благодаря ее архивам и мемуарам удалось провести немало выставок и исследований творчества Казимира Малевича.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]