«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах
16.01.2020 3 740 0 +75 Starweaver

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах

---
+75
В закладки
«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах

«Схватка кирасира с драгуном». Художник Питер Мёленер. (Музей Прадо, Мадрид) Считается, что в отношении композиции своих батальных полотен он уступал своему учителю Питеру Снайерсу, который битвы изображал в виде целых панорам, тогда как Мёленер брал из них отдельные эпизоды. Однако для историков его картины очень интересны, поскольку дают наглядное представление о том, как именно происходили эти самые боевые эпизоды в годы Тридцатилетней войны. На этом полотне мы видим закованного в «трехчетверные латы» кирасира, в упор стреляющего из пистолета в голову драгуна, у которого не было возможности использовать свой колесцовый мушкет и который попытался защититься шпагой. Но неудачно… На заднем плане хорошо также видно, как другие кирасиры скачут в атаку с пистолетами в руках

Выпить с грусти «Анжуйского», что ли?
Или в полк заглянуть от тоски?
То ли дело сражение в поле,
Грязь копытами лихо месить!

Нет, покой для меня не спасенье.
Дух дряхлеет и вянут усы.
На коня! И скорее в сраженье!
Я по сути своей кирасир!
Юрий Бондаренко. Кирасир

Военное дело на рубеже эпох. Вряд ли стоит удивляться тому, как часто на полотнах фламандских живописцев мелькают всадники с пистолетами в руках, из которых они из самых разных положений чуть ли не в упор стреляют друг в друга. Ведь это же какое тогда было время? Сначала фламандцы приняли участие в войне между Испанией и Голландией, в которую также вмешались Франция и Англия, а позднее Фландрия включилась еще и в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), да и потом 11 лет помогала Испании бороться с Францией. В результате всего этого военные действия подчас разворачивались едва ли не прямо у художников перед глазами, а фламандская батальная живопись опередила голландскую на целых полвека. Причем если фламандцы в основном писали битвы на суше, то голландцы – на море. Интересно, что уже тогда война рассматривалась фламандскими художниками как трагедия, а великий Рубенс так и вовсе как-то сказал о Фландрии: «Фландрия была местом военных действий и театром, где разыгрывается Трагедия». Но естественно, что, как бы художники ни ненавидели ужасы войны, они изображали их по-разному, внося в ее визуализацию свое видение, свое отображение реальных событий.

Питер Мёленер (1602-1654), например, часто писал картины, которые так и назывались: «Кавалерийская атака» и в них показывал разные перипетии сражений всадников-латников первой половины XVII века друг с другом. И вот на одной из них мы видим довольно занятную сценку поединка двух всадников, не латников, однако вооруженных колесцовыми пистолетами, один из которых пытается защититься обломанной шпагой, а другой — ударить его по голове рукояткой своего пистолета и одновременно хватает рукой за шарф.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Вот эта картина. Называется она «Кавалерийская атака», а написана она в 1649 году (Музей Прадо, Испания)

Что в ней такого интересного? А то, что да, действительно, кавалерийские пистолеты из-за из большой длины и тяжелой рукоятки использовались всадниками в качества еще и ударного оружия. Но вот то, что на них специально для этой цели делали шарообразное «яблоко», служившее в качестве навершия для булавы, подтверждения на живописных полотнах не получает. То есть – да, по голове в горячке боя пистолетами били. Но на этих же полотнах видно, что навершия у пистолетных рукоятей имеют самую различную форму. И что это далеко не всегда шар. А вот когда это навершие и впрямь имеет шаровидную форму, как на сохранившихся до наших дней образцах, то оказывается, что внутри эти «шарики» обычно пустые, то есть легкие, и служат обычно пеналами для запасных кремней или кусочков пирита.

В подтверждение можно привести и картину «Атака кавалерии», подписанную Паламедесом Стевартсом и датированную 1631 годом. На ней мы видим уже два колесцовых пистолета – один на земле, другой в руке одного из сражающихся, но… «шарика» на конце рукояти нет ни у одного из них. Просто рукоятки к концу для удобства их удержания расширяются, что было характерно для пистолетов того времени, и именно это расширение кавалеристы в качестве ударной детали и использовали, а так форма рукояти могла быть самая разная. Шарообразная форма принципиальной отнюдь не являлась!

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
«Атака кавалерии». Художник Паламедес Стевартс. Аукцион европейской живописи, 2013 г. Лондон-Нью-Йорк

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах

Еще один «Кавалерийский бой» художника Питера Мёленера, 1644 года. (Музей Прадо, Мадрид). Кстати, таких полотен этот художник написал очень много и у всех сюжет примерно одинаков: два всадника, держа пистолеты боком, стреляют друг в друга, прямо в лицо, или же один отмахивается шпагой, а другой в него стреляет, либо один замахивается на другого пистолетом. Впрочем, в сюжет вот этой картины можно сказать вошло все. Тут и пистолетами бьют по головам, и стреляют в упор, так что пули пробивают кирасы, и стреляют по всадникам, потерявшим коней – словом представлены все виды тогдашнего конного человекоубийства. А на земле валяются его атрибуты: пистолеты, шляпы, шлемы, и умирающие всадники, и их лошади

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
А вот эта «Кавалерийская атака» (Аукцион Кристи 2013, Лондон) этого же художника, написанная им между 1625 и 1654 годами, показывает нам кавалерию, которую своим огнем поддерживают мушкетеры, скрывающиеся в лесу слева

Считается, что первым фламандским художником-баталистом был Себастьян Вранкс (1573-1647), который первым в искусстве Северной Европы превратил батальные сюжеты в отдельный жанр. Впрочем, чему удивляться, ведь он был офицером гражданской милиции Антверпена и все это видел вокруг себя. И то, что около половины известных работ Вранкса - это военные сцены, вполне логично. И, кстати, это именно у него учился и тот же Питер Мёленер и многие другие известные фламандские живописцы, как Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Хендрик ван Бален, а Яну Брейгелю Старшему (сын Питера Брейгеля Старшего) часто помогал и нередко являлся соавтором его отдельных полотен. Он воспитал также несколько учеников, лучшим среди которых считали Франса Снейдерса.

Картины Вранкса напоминают брейгелевские, в особенности те, в которых он изображал жизнь современной ему Голландии. А вот батальные полотна опять-таки являются для историка прекрасным иллюстративным материалом. Вот, к примеру его известное полотно «Битва Леккербетье в Вухте 5 февраля 1600 года» которая находится в частном собрании. Прежде всего, давайте узнаем, что это была за битва, которая вызвала такой интерес у этого художника. На самом деле это была… коллективная дуэль, состоявшаяся 5 февраля 1600 года на пустоши между городскими виселицами (такой вот «живой» пустячок эпохи) и мельницей. В поединке участвовали фламандцы, дравшиеся с наемниками – французами и брабантцами, в количестве 22 человек с каждой стороны, с типичным вооружением того времени. Зачинщиками поединка выступили французский аристократ де Бре и фламандский лейтенант Леккербетье. Ну, а его главной причиной стало презрение французского маркиза к фламандским дворянам. Кстати полное имя лейтенанта было Жерар Абрахамс ван Хоулинген, а Леккербетье – это его прозвище, означавшее одновременно и «ублюдок», и «подлый» (в смысле по происхождению). То есть фламандцы своим воякам давать такие зазорные клички оскорбительным не считали, главное, чтобы сражались хорошо!

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
«Битва Леккербетье в Вухте 5 февраля 1600 года»

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Деталь картины крупным планом. На всех участниках черные доспехи, то есть это те самые всадники, которых называли и «Черные кафтаны», и «Черные доспехи», и «Черные дьяволы», «Черные банды» и даже попросту «Чумазые» — в разных странах по-разному. Дешевые доспехи красили, дорогие чернили при высокой температуре. Вес их составлял от 12 кг и выше (вместе со шлемом), но были и такие супердоспехи, что весили и 30, и даже 46 кг

Центром композиции картины Вранкса стали Леккербетье и де Бре, одетые в типичные, похожие на рыцарские доспехи, латы кирасиров. Согласно истории, Леккербетье убили выстрелом из пистолета уже в самом начале дуэли, но несмотря на это фламандцы одержали полную победу, поубивав 19 французов. Маркиз де Бре с поля боя бежал, но был пойман и тоже убит.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах«Битва при Вимпфене 6 мая 1622 года». Себастьян Вранкс. (Государственный Эрмитаж, Петербург)

Вранкс был очень многоплановым и разносторонним художником, о чем говорит его исключительно многофигурное плотно, написанное им в соавторстве с Яном Брейгелем Младшим «Последствия битвы», находящаяся в одном из частных собраний. И чего, и кого здесь только нет. Захваченное знамя и разбросанные по земле сапоги, мушкеты и шляпы, обнаженные трупы убитых, стонущие раненые, с кого-то снимают сапоги и раздевают до нитки, а кого-то и прикалывают ударом в горло и спину. Тут же валяются рыцарское копье (значит копейщики все еще используются!) и латные «трубы» для рук, кирасы и железный щит рандошьера. Вдали ловят белого коня, и конвоируют пленного латника, видимо, знатного человека, раз его не зарезали сразу. Словом, вся атрибутика эпохи, человеческие характеры и поступки – все представлено как на ладони. Зримо, образно и очень наглядно.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Вот оно, это полотно: «Последствия битвы»

Некоторые из его сюжетов довольно, скажем так, удивительны. Например, это относится к нескольким полотнам, посвященным таким узким темам (а значит не таким уж и узким для того времени, не так ли?), как нападения на всадников-латников и пехотинцев на обоз и – разбойников на мирных путников на большой дороге!

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах«Нападение на конвой» (Музей Прадо, Мадрид)

На этом полотне опять-таки мы видим исключительно многоплановое действие. На уходящей за горизонт равнине, опять же с несколькими виселицами вдали на холме, по дороге движется караван, причем передние повозки явно попытались встать в круг, но явно не успели, мирные путешественники, пользуясь суматохой, женщины и дети бегут в лес. Атака на повозки проводится комплексным образом: слева его с близкого расстояния обстреливают мушкетеры, тогда как со стороны дороги первыми скачут, стреляя на ходу, пистольеры и карабинеры, а сзади мчатся… копейщики с длинными рыцарскими копьями. Ну, и на холме справа пастух угоняет от греха подальше стадо овец.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Другое забавное полотно, написанное в характерной брейгелевской манере Вранкса, называется так: «Пейзаж с разбойниками, устроившими засаду на путешественников за пределами маленького города» (Аукцион Сотби, Лондон 2008 г.) На нем мы видим, что грабеж на больших дорогах был промыслом, в котором участвовало множество людей, причем вооруженных не только вилами, но и огнестрельным оружием и нападавших такой массой, что справиться с ними не могли даже латники. Один из них бежит, другого рубят топором, третьего закалывают вилами, кого-то лупят обычным цепом, а даме-путешественнице уже и юбку на голову завернули… ну как же без этого – скорее всего именно так тогда и было

Самое интересное, что данный сюжет позднее получил очень широкое распространение среди полотен его учеников и последователей. Правда жизни, видимо, была именно такова.

Кстати, именно Вранкс начал писать полотна с изображением битв на местности, уделяя большое внимание топографической точности изображаемого места действия и затем эту манеру у него перенял и развил другой художник этой же эпохи – Питер Снайерс (1592-1667). Он развил технику изображения своего учителя, выделяя на полотне три плана – передний, средний и дальний. Передний план – это всегда несколько основных фигур, например, командующий, наблюдающий за сражением. Но здесь же мы можем увидеть и раненых, и паникеров, и дезертиров, да кого угодно – даже так. В центральной части – изображалось собственно само столкновение, а вот последняя треть картины – это пейзаж, переходящий в далекое спокойной небо. И хотя сам художник ни в одной из битв не участвовал, большинство своих полотен Снайерс были официальными заказами высшего командования армии Габсбургов, чего бы не случилось, если бы они воспроизводили картины названных сражений неточно!

И совсем недаром в Венском военно-историческом музее есть целая «серия Пикколомини» из 12 крупноформатных полотен, написанных им между 1639 и 1651 годами, в которых иллюстрируются все основные моменты походов известного имперского фельдмаршала Оттавио Пикколомини, воевавшего в Лотарингии и Франции в последние года Тридцатилетней войны.

В этой своей характерной манере им было написано множество полотен, но одно из них, пожалуй, наиболее показательно в смысле изучения тактических построений конницы и пехоты периода начала XVII века. Это картина «Битва при Кирхольме», имевшая место в 1605 году. О ней известно, что она была заказана для польско-литовского короля Сигизмунда III, через его агента при Брюссельском дворе эрцгерцога Альберта VII. Затем ее привезли во Францию и продали на аукционе в 1673 году. Эта работа была впервые упомянута в описях замка Сассенаж в 1820 году, где она находится и по сей день.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Вот эта картина. На нее нужно просто внимательно посмотреть, чтобы оценить работу мастера. Кстати, высота ее 142 см, а длина 231,5 см

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах полотен, именно, картины, очень, Леккербетье, тогда, которых, войны, видим, пистолетами, фламандцы, Питер, доспехи, Тридцатилетней, Вранкса, эпохи, пистолета, другой, Вранкс, полотнах
Паламедес Паламедес (1607-1638) – младший брат Энтони Паламедеса, автора множества «караулен», тоже рисовал битвы всадников эпохи Тридцатилетней войны. Одна из множества его картин на эту тему и с традиционным сюжетом – это всадники, палящие из пистолетов друг в друга, так и называлась: «Кавалерия исполняет свой долг», 1635г. (Германский исторический музей, Берлин)

Мы познакомились (и это самое главное) лишь с очень незначительной частью батальных полотен, изображающих схватки всадников XVII века, и битвы Тридцатилетней войны, но на самом деле их во много раз больше. Образцы оружия, доспехи, амуниция, желтые кожаные кафтаны – все это повторяется у разных художников в разных вариациях, а вывод один: именно так тогда и было, и видим мы на этих полотнах нечто очень близкое к современной фотографии. Ну а заглянув в Дрезденскую оружейную палату, в Венскую оружейную палату дворца Ховбург и арсенал в Граце, можно убедиться еще и в том, что доспехи и вооружение художники эти писали уж точно с натуры.

Продолжение следует…

Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:«Маленькое открытие в прикладе аркебузы…»
Всадники Восьмидесятилетней войны
Кони и сёдла XVI—XVII веков
«По людям и по лошадям, а не по аеру»
Ордонансовые роты
«Это чудо, если кого-то убивают копьём»
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]