Астрономы выяснили маршрут «кирпичиков жизни» во Вселенной
16.01.2020 4 147 0 +218 Cordaath

Астрономы выяснили маршрут «кирпичиков жизни» во Вселенной

Астрономы выяснили маршрут «кирпичиков жизни» во Вселенной кометы, молекулы, фосфора, ROSINA, фосфорсодержащие, звездообразования, составе, состав, образуются, жизни, звезд, комплексом, форме, элемент, межзвездных, которые, комет, звезды, массивных, образом

Ученые впервые обнаружили фосфорсодержащие соединения в далекой области звездообразования, а также на комете Чурюмова-Герасименко. Результаты опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Фосфор — один из шести основных химических элементов, из которых строятся живые организмы. Он формирует основу ДНК и РНК, входит в состав молекул АТФ, участвует в построении клеточных мембран. Но как он попал на Землю на заре ее существования, остается загадкой.

Объединив результаты наблюдений, выполненных комплексом радиотелескопов ALMA, расположенным в чилийской пустыне Атакама, и межпланетным зондом Европейского космического агентства «Розетта», астрономы проследили путь фосфора от областей звездообразования до комет. Это исследование впервые показало, где образуются фосфорсодержащие молекулы, как этот элемент оказывается на кометах и какая конкретная молекула могла сыграть ключевую роль в зарождении жизни на нашей планете.

«Жизнь появилась на Земле примерно 4 миллиарда лет назад, но мы все еще не знаем, какие процессы к этому привели», — приводятся в пресс-релизе Европейской южной обсерватории ESO слова первого автора статьи Виктора Ривилла (Víctor Rivilla), сотрудника Астрономической обсерватории «Арчетри» Национального института астрофизики Италии INAF.

Наблюдения на ALMA показали, что фосфорсодержащие молекулы образуются в процессе формирования массивных звезд. В этих заполненных пылью и газом межзвездных областях появляются новые звезды и планетные системы. Таким образом, эти межзвездные облака являются идеальными местами, в которых следует искать «кирпичики жизни». Астрономы, работающие на ALMA, сумели обнаружить фосфорсодержащие молекулы, представленные главным образом оксидом фосфора, в области звездообразования AFGL 5142. Еще одна обнаруженная молекула — нитрид фосфора.

Уникальные характеристики телескопа позволили разобраться в деталях. Потоки газа от молодых массивных звезд формируют в межзвездных облаках полости и пустоты. На стенках этих полостей в процессе объединенного воздействия ударных волн и излучения новорожденных звезд образуются молекулы оксида фосфора.

Если стенки полости коллапсируют и образуют звезду, в частности, такую как наше Солнце, молекулы оксида фосфора могут попадать в состав зерен ледяной пыли, концентрирующейся вокруг новорожденной звезды. И еще до того, как звезда полностью сформируется, эти пылевые зерна слипаются, образуя более крупные глыбы и, наконец, кометы, которые становятся межзвездными переносчиками фосфора.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые изучили данные о составе кометы 67P/Churyumov–Gerasimenko, собранные с помощью орбитального спектрометра ROSINA (Rosetta Orbiter Spectrometer for Ion and Neutral Analysis) — одного из приборов межпланетного зонда «Розетта», находившегося вблизи кометы в течение двух лет.

Астрономы и ранее выявляли следы фосфора в анализах «Розетты», но не знали, в состав каких молекул он входит. После открытий, сделанных комплексом ALMA, ученые, работающие в проекте ROSINA, заново пересмотрели свои данные и поняли, что и в составе кометы фосфор представлен в форме оксида.

«Фосфор — существенный элемент жизни в той ее форме, которая нам известна, — говорит Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg), научный руководитель программы ROSINA и один из авторов нового исследования. — Так что обнаружение окиси фосфора в составе кометы 67P подтверждает гипотезу о связи между кометами и жизнью на Земле».

Объединение данных, полученных в проектах ALMA и ROSINA, позволило проследить путь фосфорсодержащих соединений от их формирования в зонах звездообразования до появления вблизи Земли в составе комет, которые, возможно, играли ключевую роль в зарождении жизни на нашей планете.