Писать на бересте и вскрывать линолеум: один день русского педагога в Германии
09.11.2016 457 0 0 odin-moy-den

Писать на бересте и вскрывать линолеум: один день русского педагога в Германии

---
0
В закладки

Всем привет, меня зовут Александра (в немецкой школе) и Саша (в русском детском центре), мне двадцать пять лет, я по-прежнему живу в Ганновере и очень много работаю с детьми и их родителями (второе иногда тяжелее первого).
Мою рабочую пятницу тринадцатое можно при желании посмотреть по этой ссылке, а из того поста по цепочке отследить все изменения в моей жизни на протяжении четырёх лет.

Под катом - 11.10.2016, вторник; 45 фотографий весьма среднего качества (увы - снимать получалось только на телефон) и много текста.
FotorCreated123

1. Первый раз я просыпаюсь в 4 утра и думаю: «Проспала!». Рядом со мной мигает ноутбук: Скайп показывает пятый час беседы. Второй раз с ним такое: никак не могу понять, не выключил ли мой собеседник Скайп или же ноутбук продолжает односторонний сеанс связи после того, как я засну. Думаю о том, что для полноты картины следовало бы сделать фотографию, но вместо этого решаю спать дальше.

Второй раз я просыпаюсь, когда на часах уже практически семь. Вот теперь проспала. Позже я узнаю, что почему-то поставила будильник на семь утра вместо шести, но пока непродуктивно сержусь и в панике собираюсь.
IMG_20161012_065656
2. На кровати остается подушка, которую я в минуты печали раскрашиваю маркером для ткани, ноутбук и словацкая детская книжка, которую я читаю с переменным успехом в рамках расширения словарного запаса.
IMG_20161012_065958

3. Едва встав, начинаю носиться по квартире в поисках списка покупок. В него воткнуты очень важные винтики, которые нужны мне сегодня.

В кухне нашего нового помещения нужно прикрутить столешницу; подруга обещала помочь с этим сегодня. Она же, оценив всю коллекцию винтиков, сказала, что нужны по длине точно такие же, как этот с круглой шляпкой, только шляпка должна быть плоская. Я взяла с собой пример длины и шляпки. Большой шуруп тоже является примером – нужно купить упаковку таких и повесить с их помощью большое зеркало.
IMG_20161012_073740

4. Список найден, можно завтракать. Печеная картошка с беконом и сыром –  единственное из того, что нужно просто разогреть, а не готовить (мюсли не в счет – они есть, но их не хочется). Непривычное сочетание ноутбука и занавески объясняется тем, что окно нужно занавешивать на день, иначе солнце превратит квартиру в пекло; прямо около окна стоит стол, поэтому занавеска укладывается на него; сейчас же на улице еще темно и смысла открывать занавески нет. Разбираю рабочую почту, отвечаю коллеге по поводу планирования детских мероприятий на декабрь, смотрю погоду. Восемьдесят процентов дождя.
IMG_20161012_073140

5. Семь часов десять минут: телефонный звонок: продолжение вчерашнего Скайпа. Как и все нормальные люди, мы общаемся по утрам и вечерам. Но, честно скажу вам, общаться всяко проще, когда человек находится здесь, а не за 500 километров. Как минимум потому, что одновременно разговаривать вживую и работать я могу, а вот одновременно общаться в Скайпе и работать получается хуже, концентрация теряется.

Итак, я почти не поработала этим утром, потому что всё оставшееся время проболтала по телефону. Время неумолимо движется к восьми, а в восемь открывается строительный магазин. У меня много других дел на это утро, так что стоит поторопиться.
IMG_20161012_074855_1

6. Вынимаю весь комплект одежды, который мне понадобится для того, чтобы пережить дождь (подобие скафандра на правой картинке). С июля я начала эксперимент под названием «Не езжу на общественном транспорте». Сначала мне было просто интересно, реально ли обходиться только велосипедом; потом к этому добавилось нежелание платить за проездной. На первых порах я умудрилась пару раз съездить на велосипеде на конюшню (30 километров в одну сторону), накатывая в такие дни 80 километров. Выяснила, что могу. Выяснила, что не буду: при максимальной скорости на моем велосипеде это отнимает слишком много времени. В итоге на конюшню езжу на машине, а по всем остальным делам – на велосипеде, в день получается в среднем 20-30 километров. За прошедшие месяцы я привыкла к велосипеду, но начинается ужасное: осень и сезон дождей. Потом будет зима и сезон дождей. Я настроена продержаться. Итак, по списку: рубашка-джинсы, флисовая кофта, непромокаемая куртка, дождевые штаны, гамаши, повязка на уши, шарф, перчатки, шлем.

Без шлема я ездила до того момента, пока как-то раз вместо работы в детском лагере не провела неделю в больнице, помогая кушать и ходить в душ человеку, столкнувшемуся с другим велосипедистом и сломавшим несколько костей.

После этого я завела шлем. На всякий случай.
FotorCreated

7. Традиционно ругаясь на крутую лестницу, вытаскиваю из подвала велосипед. Багажник завален мусором, напоминающим о визите в пекарню. Было вкусно. Практикую иногда: если есть всякие вкусности чаще, чем раз в пару недель, мозг начинает принимать их за сами собой разумеющиеся вещи и даже не радуется; зато раз-в-две-недельный чизкейк отлично поднимает настроение.
IMG_20161012_075412_1

8. Мчу в строительный магазин, по дороге проезжая один из многочисленных мостов через канал. Так и хочется сказать, что это горизонт кривой, а не руки – но увы. Я очень торопилась, тут уж было особенно не до фотографий.
IMG_20161012_075958_1

9. Строительный магазин.
IMG_20161012_080840_1

10. С горем пополам нахожу винтики, расплачиваюсь. Время не ждет.
FotorCreated1

11. На обратном пути решаю забрать посылку, квиток для которой болтался на доске у подъезда, но вот: почта открывается в 9.00. Что мешало мне прочитать об этом на квитке для посылки? Не спрашивайте. Хорошо хоть крюк был небольшой: метров триста.
IMG_20161012_082958

12. Приезжаю на работу: в русскоговорящий детский центр. Проекту три года и он успел много чего пережить, в том числе спор с хозяйкой помещения, по итогам которого мы оказались на улице за пару недель до Рождества. Примерно в этот же период проект остался без моей правой руки (урок номер 1000500 – ты, который это читает, не смешивай работу и личную жизнь!).

Каким-то образом мы умудрились выжить, распределившись по съемным углам; найти новое помещение, сделать в нём ремонт «с нуля». Сейчас постепенно обживаемся. Проблемы решены далеко не все, работа – сугубо на общественных началах, дел невпроворот и кто-то, может быть, не поймет, почему именно на этот проект я трачу 40 часов в неделю (и еще у меня есть вторая работа, которая не на общественных началах, потому что кушать нужно хотя бы иногда). Но – мне очень хочется, чтобы центр жил и всячески притягивал к себе хороших людей, поэтому.. я стараюсь.
IMG_20161012_084011

13. Захожу в коридор, включаю чайник. Опять начинает болеть голова, а таблетки остались дома, так что будет мне чай вместо кофе. Снимаю с себя костюм осеннего велосипедиста, он занимает целую кучу места в углу.
IMG_20161012_084551

14. Сейчас у детей каникулы, а у нас – городской научный лагерь, поэтому я здесь так рано. В 9.30 начнут собираться дети, а пока у меня по плану уборка и подготовка материалов (убираться после лагерного дня тоже можно, но после шести интенсивных часов с детьми тяжеловато).

Сначала нужно разобрать бардак на кухне, она же зал. В обычное время здесь стоит только светлый кухонный стол в его сложенном состоянии, а свободное место используется как комната для подвижных игр. Сейчас же обедать усаживаются 14 детей и нужно сделать это удобным.

Здесь же занимается одна из групп (см. флип-чарт). Здесь же любовь моя – пианино: в свободное от каникул время преподаю музыку и играю сама, дабы хоть иногда заниматься хоть чем-нибудь кроме работы.
IMG_20161012_084703

15. В этой комнате занимается вторая группа: моя. У лагеря научная тематика – в первый день дети выбрали науки, которые хотят изучать (биология, география, история, лингвистика) и начали свои исследования. У меня историки и лингвисты изучают происхождение письменности и вчера мы как раз закончили на клинописи. Белые квадратики на столе – глиняные таблички, на которых они вчера клинописью писали истории.
IMG_20161012_085004

16. Сегодня мы будем писать на бересте, которую и нужно подготовить. Заточенные китайские палочки пригодились вчера для клинописи – пригодятся и сегодня для бересты.

IMG_20161012_085732

17. Время спешит.
IMG_20161012_085833

18. Стук в дверь: пришла Саша с мамой. Саша – участница лагеря, мама (ветеринар) – руководитель блока «биология и география».
IMG_20161012_090502

19. Я пью чай и пишу письма. Поскольку часть детей изучает письменность, мне пришла в голову мысль устроить лагерную почту. В течение первого дня письма писали только мы (преподаватели), во второй день один ребёнок решился написать что-то другому; сегодня на переменках активно строчили человек пять (правда, не все писали – кто-то рисовал).
IMG_20161012_091725

20. Начинают собираться дети. Я всех отправляю в сад, потому что следующие шесть часов они проведут в помещении. В это время договариваюсь с уборщицей о том, что она ликвидирует наш бардак в пятницу. Разговариваю с подругой, которая, увы, не сможет помочь сегодня со столешницей (и думаю о том, как велик был соблазн не торопиться в строительный магазин, но: лучше уж сделано, чем не сделано).
IMG_20161012_094924

21. Десять часов утра. Все собрались. Я отдаю телефон коллеге и отправляюсь «разогревать» детей играми. Это первый лагерь в новом помещении; в старом сад был значительно больше; здесь же,,  как вы можете заметить, береза не слишком способствует подвижным играм с группой, но я стараюсь обыграть её, как могу. Вот, например, игра «кто первым дотронется до берёзы».
IMG_20161012_100613

22. Потом игра про жирафа, слона и птичку. У нее есть шикарная немецкая версия с кенгуру, которого тошнит (kotzendes Känguru), но я не знаю, как красиво перевести это на русский, поэтому ограничиваемся жирафами и слонами.
IMG_20161012_100716

23. Началась работа в группах. Дети думают о том, какое бы послание процарапать на бересте.
IMG_20161012_105504

24. Одиннадцать часов утра. Большинство уже справилось с берестой и отправилось копать яму в саду: для того, чтобы закопать бересту и посмотреть в пятницу, произойдет ли с ней что-нибудь. До этого мы обсуждали, почему берестяные грамоты под Новгородом сохранились хорошо, а в других местах – нет (в свое время я была очень воодушевлена лекцией Зализняка на эту тему).

Кто-то из детей предложил в пятницу достать не все берестяные грамоты, а только часть; вторую же часть выкопать через год. Посмотрим…
IMG_20161012_112221

25. Закончив с берестой, мои дети рисуют заголовки для выставки, на которой будет представлена вся та письменность, с которой они познакомились во время лагеря (рисуночное письмо, клинопись, узелковое письмо, предметное письмо…). Дети, изучающие биологию, в это время на прогулке в лесу – знакомятся с местной флорой и фауной.
IMG_20161012_115830

26. Вернувшиеся с прогулки юные биологи сортируют находки, а я, воспользовавшись тем, что все мои дети качественно заняты, быстро ставлю воду для риса и закидываю в сковородку овощи с беконом.
IMG_20161012_121359

27. Время от времени поглядываю, что делают историко-лингвисты. Стараются. Для многих детей этот лагерь – единственная возможность вспомнить, как пишут по-русски: в обычной жизни им это не нужно и навык теряется. Некоторые дети не умеют читать по-русски и плохо говорят – но мы стараемся максимально это развить, насколько это возможно в формате лагеря. Некоторые из этих детей ходят и на постоянные занятия (театральная студия, русский язык, математический кружок и т.д.).
IMG_20161012_121953

28. Потом наступает время дежурных накрывать на стол, дети обедают, я обедаю, успеваю наскоро заснять доедающих...
IMG_20161012_125749
29...и время.
IMG_20161012_132609

30. После обеда у детей свободное время; я давала бы и больше – но увы, не все пока умеют конструктивно себя чем-то занимать и максимум через полчаса нужно снова собирать всех вместе и давать задания. Моя группа сперва доделывает заголовки….
IMG_20161012_133524

31. ….а потом мы обсуждаем способы доставки почты (от голубей до Интернета) и каждый ребёнок делает рисунок к наиболее понравившемуся способу.
IMG_20161012_145413

32. В это время биологическая группа работает над макетом биогеоценоза. Именно в этот момент всё идет гладко: после того, как фабрика жареных бананов отстояла право на существование, а трупы зомби были вынесены за пределы макета (с обсуждением, почему невозможна жизнь при ядерной зиме). Работа педагога: каждый день новые открытия. Дети никогда не дадут заскучать, а чувство юмора нужно сохранять даже в самых сложных ситуациях. Один ребенок, не буду показывать пальцем, сегодня во время обеда сначала пытался съесть мокрицу (добыли для биорассуждений), а потом – откусить ноги всех присутствующим. Мы их кормим, вкусно кормим. Просто всякое бывает, знаете ли.
IMG_20161012_145503

33. Три часа дня. У детей – полчаса свободного времени. Дежурные домывают посуду. Отрадно видеть, что к дежурным добавились не-дежурные и вчетвером они закончили значительно быстрее. У меня тоже намечалось свободное время, но тут я вижу горячую реку, вытекающую из-под стены. Что-то подобное мы уже видели здесь, как только переехали. Сантехник проверил все трубы и сказал, что все в порядке, а чуть позже нашел засорившийся водосток и свалил все на дождь. Водосток прочистили, плесень убрали, полы залили и застелили новым линолеумом – и вот да.

Тряпок не хватает. Вода прибывает. Я максимально ограждаю место будущего болота и иду наверх, потому что, судя по звукам, кто-то из детей больше не может себя конструктивно занимать сам.
IMG_20161012_161654

34. Мне все же хочется дать им возможность решать и думать самостоятельно, поэтому я просто сижу в одной комнате с ними и настраиваю гитару. Дети резко становятся тише. Кто-то интересуется настройкой гитары, кто-то – планами на будущее, а кто-то – моим любимым цветом. Мы немножко общаемся, а потом наступает время идти вниз (осторожно: болото. Осторожно: ни слова детям про болото, иначе спокойствия не будет совсем).

Внизу мы поём песни (сегодня в программе к костровым вроде «Ты да я, да мы с тобой» добавляется креативное творчество «Клюп-студии» и бременские музыканты), а потом обсуждаем день и прочее («свечка»).
14570632_944753798963026_1691908225356340451_o

35. В 16.00 детей забирают родители, а мы с коллегой вскрываем линолеум. Фотографий этого процесса нет. Я уставшая и расстроенная; у меня ужасно болит голова; вода под линолеумом все никак не заканчивается; я пытаюсь связаться с хозяином помещения (в отпуске) и сантехником (будет только в пятницу). Светлана сушит макет био-гео. Согласно моему личному плану я должна была прикручивать столешницу или разбираться с документами дома за компьютером. Не происходит ни того, ни другого. В конце концов, уже после того, как вытерли всё, что могли, и доели оставшийся с обеда рис, слегка его поджарив, я прихожу к светлой мысли оставить Светлане ключи и прийти завтра на работу чуть позже – когда придёт и она.

Светлана остается досушивать макет, а я ускоряюсь, как могу, запихав в рюкзак всё антидождевое: я всё-таки хочу забрать посылку, а почта закроется через 15 минут.
IMG_20161012_170939

36. По дороге делаю фотографию полуготовой выставки. Обилие клейкой ленты меня пугает, но по-другому с нашими стенами сложно. Может быть, стоит попробовать кнопки, но в гипсокартоне останутся дырки… посмотрим.
IMG_20161012_172228

37. Успеваю на почту. Пришел рюкзак. После того, как предыдущий выдержал три года каждодневного использования, я целенаправленно выбирала точно такую же модель, хоть и удовольствие не из дешевых. Рюкзак заявлен как велосипедный, но мне отлично подходил для города и коротких путешествий.

Осматриваюсь вокруг на предмет мусорного бака. Такового нет; а картон в этом районе забирали вчера, так что обратно поеду с такой конструкцией на багажнике.
IMG_20161012_175202

38. Подвал: затаскиваю велосипед. Каждый раз при виде этого коридора думаю о какой-нибудь тюрьме со скелетами несчастных узников за каждой дверью, но пока все открытия ограничиваются скелетами велосипедов и стиральных машинок.
IMG_20161012_175743

39. В почтовом ящике – открытка (традиция обмена различными штуками по почте изрядно поддерживает отношения на расстоянии). На открытке – я на велосипеде, а из-за спины у меня торчат – сложно разглядеть, но они там есть – прутья ивы. У разных людей разные способы проведения выходных с любимым человеком; вот мне на выходных часто приходится добывать материалы для детского творчества – и бедный человек оказывается втянут в авантюру. Ивовые прутья нужно было добыть для индейского лагеря – дети плели корзинки – и мы объездили все окрестности Маннхайма в безумных поисках (иву, ко всему, нельзя просто так взять и обстричь: и для природы нехорошо, и для полицейских повод пообщаться). Какое-то количество прутьев мы добыли, а потом у велосипеда лопнуло колесо и мы очень долго выбирались из симпатичных немецких деревень, а на следующее утро я колоритно заталкивала прутья в поезд.

Добыча бересты тоже стала забавным дополнением к совместному отпуску: в итоге береста была найдена на чешской автозаправке, где работники, конечно, одолжили нож, но посматривали с подозрением, а на объяснения, зачем нам береста, отреагировали по-своему: стали вспоминать, где люди писали на бересте. Вспомнили: в Древнем Египте.

Так вот: открытка гласит, что человеку всячески нравится добывать со мной прутья ивы, бересту и прочие странные вещи.

Поживём – увидим.
IMG_20161012_175959

40. Я распаковываю рюкзак и бросаюсь к таблеткам от головы. Боже, храни цитрамон.

Пока голова еще болит, включаю компьютер, разбираю почту и делаю то по работе, что не требует серьезных умственных усилий (например, рассылка в группу WhatsApp о грядущих мероприятиях). Время – в углу ноутбука – 18.10.
IMG_20161012_180940

41. 19.30. Телефонный звонок. К этому времени в рамках отдыха от всего происходящего я успела описать свой день и какое-то время болтаю по телефону, предлагая переключиться в Скайп, потому что Скайп и работа всё же проще, чем телефон и работа. Осматриваюсь по сторонам. Хотите, я покажу вам социально-педагогический бардак? Преимущественно вокруг разбросаны всевозможные материалы для работы. Я прихожу, выгружаю их, загружаю новые – в дни лагеря со временем особенно непросто, а мои тренированные переездами и общежитиями границы комфорта могут долго растягиваться, прежде чем я встану и уберусь. Тем не менее, сейчас я чувствую, как границы начинают трещать по швам. Пойду-ка уберусь.
IMG_20161012_195232

42. 20.30. Найди 10 отличий. Стало значительно чище. Окончательно уборка завершится в пятницу, потому что на выходные я уезжаю и очень не люблю возвращаться в бардак.
IMG_20161012_204635

43. Вечер идёт своим чередом: работа и Скайп. Я разбираю фотографии мероприятий. За год сложностей с переездами и ремонтами накопилось очень много материалов, который я никуда не выкладывала – теперь пытаюсь разобраться со всеми этими завалами.
IMG_20161012_212611

44. 22.00 За это время я успела ответить на несколько писем, вникнуть в план рекламы нашей группы на ФБ, подумать о том, что нужно оплатить несколько счетов, но лучше я займусь этим завтра; подготовить на завтра информационную рассылку о мастер-классе; сделать информационную рассылку о киновечере, подобрать фотографии для рекламных объявлений и разобрать какое-то количество фотографий. Я понимаю, что если подумать обо всей работе, которая должна быть сделана на сегодняшний момент, можно запланировать часов так сто и отсидеть их за ноутбуком, не отвлекаясь.
IMG_20161012_215722
45. Проблема в том, что – увы – даже встав в 7.00 вместо 6.00, я начинаю засыпать, поэтому я беру ноутбук и перебираюсь в кровать вместе со своим Скайпом, который занят подсчетами своих месячных финансов и периодически интересуется у меня, были ли мы там-то и делали ли то-то, и вместе со своей несделанной работой.

Вместе со мной отправляется и словацкая книжка, один рассказ из которой я уже отфотографировала и отправила в Скайп, потому что читать чужой язык получается намного легче, когда не нужно искать каждое слово в словаре, а можно просто спросить человека. Осилив один смешной словацкий рассказ, я засыпаю. До следующих семи утра.

IMG_20161012_212911уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]