Почему так сложно решается проблема производства композитных материалов в РФ: факты и комментарии
---
С завидной периодичностью в прессе всплывает тема отставания российской промышленности в области производства композитных материалов. Причем появление этих материалов часто связывают с выполнением заказов нашего ОПК.
«Мы не можем в условиях санкций выпускать какой-либо продукт из-за отсутствия собственных композитов»… Дальше, в зависимости от направленности издания либо дифирамбы Западу, либо слюни в сторону наших ученых и производственников.
Как же обстоят дела сегодня в этой области? Действительно ли Россия так сильно отстала от других стран в создании этих необходимых для современного производства материалов?
Почти год назад, 22 февраля 2019 года, в Новочеркасске, на площадке Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова состоялось выездное заседание Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК России. Называлось это мероприятие «Импортозамещение композитных материалов и технологического оборудования для диверсификации оборонно-промышленного комплекса».
Именно там были озвучены цифры, которые повергли в шок многих. Оказалось, что мы не просто отстаем в области создания композитов, мы отстаем катастрофически. И именно это отставание дало основание Западу достаточно больно ударить санкциями по многим российским проектам в области самолетостроения, кораблестроения, медицины и других.
Вот как прокомментировал тогда ситуацию Председатель Комиссии ГД, Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев:
Модернизация промышленности, обновление продукции промышленных предприятий невозможны без использования новых материалов, технологий их производства и применения, подготовки квалифицированных кадров. Оборонно-промышленный комплекс является драйвером для модернизации и развития индустрии, в том числе и сектора новых материалов. С использованием его потенциала надо менять сложившуюся ситуацию, когда США и Европа применяют, соответственно, в 20 и 10 раз больше композитов, чем наша страна.
Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы увидеть сложность поставленной задачи. Задача состоит не в слепом копировании каких-то композитов, а в создании, именно так, целой отрасли производства.
Это триединая задача. Расширение сети научных институтов, подготовка кадров для этих институтов и для производства и создание новых технологических производств. Много? Да, много. Но это только начало. Необходимо ещё и заинтересовать потенциальных покупателей из гражданского сектора этими продуктами. Иначе отрасль не будет развиваться.
Сегодня в производстве композитных материалов наблюдается явный перекос. У нас нет компонентов для производства некоторых деталей самолетов, но есть гиперзвуковое оружие, к примеру - «Кинжал». Понятно, что создание этих ракет невозможно без применения композитов.
Но есть ли реальные успехи в решении поставленной задачи? Естественно, четкого ответа на данный вопрос мы не получим. Тема закрыта для прессы. Однако по некоторым косвенным признакам можно уже сегодня сделать некоторые выводы.
Многие помнят хороший «пинок» по нашей перспективной разработке - среднемагистральному пассажирскому самолету МС-21 - американцами. Когда введенные санкции практически остановили производство уже разработанного самолета. Именно из-за композитных материалов, используемых при производстве удлиненного сверхпрочного композитного крыла (т.н. черное крыло) и части киля.
Мы тогда не только не смогли сами создать такой композит, но и закупить нечто подобное за рубежом. Подобную продукцию производили только в США (фирма Hexcel) и в Японии (фирма Toray Industries). Предложенные китайцами композиты не отвечали требованиям.
И что мы увидели 30 ноября 2019 года? «Иркут» собрал четвертый МС-21 для летных испытаний. Более того, официально заявлено, что самолет получит сертификат в России до конца 2020 года, а европейский сертификат в 2021 году!
Уже сегодня на «Иркуте» заказаны 175 самолетов МС-21 (т.н. портфель твердых заказов) на сумму в 9 млрд. долларов. В следующем году будет собрано 7 самолетов, в 2022-12, в 2023 - 25 машин. А в 2025-м - уже 75 самолетов! Согласитесь, уверенность авиастроителей должна на чем-то базироваться.
Восстановление утерянных в годы перестройки позиций процесс долгий. Потерять легко, а вот догонять тяжело. Но в этом деле главное решимость и желание. А желание у нас есть...
Автор:Александр Ставер
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]