Писайте против ветра: Почему пора снять табу с туалетной темы. Мнение
---
ТЕ, КТО БЫВАЛ В БАРСЕЛОНЕ ПОД НОВЫЙ ГОД, НЕ МОГЛИ НЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЯ на продающиеся в каждом сувенирном магазине фигурки каганеров — человечков, сидящих на корточках без штанов и справляющих большую нужду (собственно, слово caganer и переводится как «какающий»). У туристов из России они вызывают смешанные чувства — от ощущения пошлой шутки до отвращения; только прожив в Каталонии несколько лет, я задумалась о том, что теперь воспринимаю эти игрушки совершенно спокойно. Моего сына, когда он подрастёт, пожалуй, легче будет удивить тем, что у Деда Мороза есть внучка, чем какающими рождественскими персонажами. Посмотрим, почему туалетная тема так сильно стигматизирована в русскоязычном пространстве и не пора ли начать относиться к ней проще.
Конечно, средиземноморское побережье — мощная сельскохозяйственная зона, и местная культура сконцентрирована вокруг еды и стола. А это значит, что и вокруг всего, что происходит с едой в организме (людей и животных), и того, во что она превращается. В конце концов, от объёма пролившихся дождей и плодородия местной почвы зависят — хотя сейчас и в меньшей степени, чем раньше — доходы множества людей, а какая плодородная почва обойдётся без удобрения в виде экскрементов? Дарья Гаврилова, журналистка, гид в Барселоне, автор блога «Балалайка почти гитара» о Барселоне и Испании и феминистского канала «Патриархат, гори», рассказывает, что современные каганеры — это «потомки» фигурки простого крестьянина, которую каталонцы на Рождество ставили в игрушечный вертеп, чтобы призвать плодородный год. Сейчас на прилавках магазинов каждый год появляются новые каганеры в образах политиков (в этом году лидируют Дональд Трамп и Карлес Пучдемон), артистов и футболистов, а школьников водят в театр на пьесу «Три поросёнка обкакались от страха». Другой важнейший местный рождественский персонаж — это кагатьо, бревно, которое дети колотят палками, напевая праздничную песню: «Бревно, бревно, какай миндалём, конфетами и подарками!»
От непривычки удивляет и тот факт, что здесь люди совершенно спокойно говорят «я пошёл в туалет», не пользуясь эвфемизмами вроде «припудрить нос», — и поначалу даже это кажется странным, ведь есть совершенно нейтральные варианты вроде «я сейчас вернусь» или «пойду помою руки». Получается, что для живущих здесь людей сообщение о походе в туалет и есть такой нейтральный вариант, ничем не хуже других: в туалет ходят все и стесняться этого не стоит. Диарея как причина кратковременного больничного ничем не отличается от простуды, и о ней можно точно так же говорить вслух. Конечно, это не тема для увлекательного разговора за ужином, но и скрывать тут нечего — мы ведь спокойно упоминаем сопли при насморке. Дарья Гаврилова отмечает, что, хотя никто не отменял вопросы уместности и неуместности, попытки притворяться, что физиологические процессы вас не касаются, а то и вовсе стыдиться их — это прямой путь к неврозам. Все люди едят и ходят в туалет, у женщин есть менструация, а от плохой пищи любого может вырвать. Способность обсуждать такие процессы важна — например, при спокойном отношении к физиологии проще раньше обнаружить серьёзную болезнь.
Для ребёнка всё в этом мире ново и удивительно. То, что еда попадает в организм через отверстие в голове, а выходит через попу, примерно одинаково важные и интересные для него процессы
По словам психотерапевта Екатерины Сигитовой, тема посещения туалета вызывает смущение у большинства людей самых разных культур, а некоторым людям стыдно даже быть замеченными на пути в туалет или из него. У проблемы достаточно длинная история, и выражению «принцессы не какают» очень много лет. Чаще от этой стигмы страдают именно женщины, потому что в мире объективации им предписывается благоухать, услаждать взоры и не иметь совершенно никакой видимой физиологии. Но, как отмечает специалист, достаётся и мужчинам: разве может сильный и мужественный мачо сознаться, что он съел что-то не то и у него диарея? В итоге наш перфекционистский мир создаёт весьма узкие рамки для живых людей, которые потеют, какают и писают.
Страшно подумать, сколько первых свиданий сорвалось из-за того, что человеку срочно нужно было в туалет, а он постеснялся в этом признаться. Сигитова отмечает, что, хотя обсуждать эту тему без повода не стоит — собеседник не поймёт, но если есть какая-то проблема, связанная с туалетом, и она мешает вам присутствовать на свидании или встрече — сообщать о ней нужно, причём прямо и открыто. Во-первых, чем больше вы скрываете в начале отношений, тем меньше ваш потенциальный партнёр контактирует с вашей истинной личностью — он может со временем оказаться в отношениях с ложной, не существующей версией вас. Во-вторых, адекватные люди, даже имея за плечами культурный бэкграунд в виде туалет-шейминга, способны нормально отреагировать на такие известия и даже предложить помощь. Если же реакция явно странная и включает попытки вас стыдить — вполне возможно, что человек и в будущем не сможет остаться рядом, когда физиологические проявления вашего тела по какой-то причине не будут его устраивать.
Отношение к туалету как к теме, о которой не говорят и которой надо стесняться, закладывается в детстве — тогда же, когда родители стесняются называть своими именами половые органы. И хотя безграмотность в этом отношении ведёт к повышению риска сексуального насилия, очевидность того, что секспросвет необходим, признают далеко не все. То же самое с вопросами, касающимися унитаза и кишечника: во многих семьях их не обсуждают вовсе, формируя отношение как к чему-то стыдному. Да, у маленьких детей бывает интерес к собственным испражнениям, который взрослым кажется чрезмерным — но для ребёнка всё в этом мире ново и удивительно. То, что еда попадает в организм через отверстие в голове, а выходит через попу, примерно одинаково важные и интересные для него процессы. Безусловно, нужно обучать детей гигиеническим навыкам, а потом и обсуждать вопросы уместности той или иной темы в разговоре, но не стоит учить их стыдиться своего тела — до хорошего это не доводит.
Если в Европе и Америке для обсуждения этих деликатных тем с детьми печатают подходящие книги, то российский бизнес книгоиздания их опасается. Как рассказывает Галина Бочарова, сотрудница издательства «Самокат» и автор телеграм-канала «О чём думает Фрекен Букс?», люди видят в обсуждении туалетной темы с детьми нечто ужасное. Когда в 2011 году издательство «Мелик-Пашаев» выпустило классическую уже в Европе книгу «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову», оно просто взорвало рынок. До сих пор можно прочитать возмущённые отзывы родителей о том, что книгу писал психически больной человек (как будто психически здоровые не какают) и что такую книгу совершенно естественно написать только для немцев (русские тоже не какают). В одном из отзывов изучение темы и вовсе сравнивают с причинением вреда: «И если дети любят рассматривать каки, разве это значит, что взрослый должен сам предлагать ему пойти на них посмотреть? А ещё дети любят лазать по крышам, прыгать с качелей и кидаться пакетами с водой из окон».
Пора начинать относиться к походам в туалет спокойнее — как и к менструациям, под каждым нашим материалом о которых обязательно появляется комментарий
«вы ещё про какашки напишите»
По словам Бочаровой, после выхода закона «О защите детей от вредной информации» издатели стараются очень осторожно относиться к содержанию и иллюстрациям — и их можно понять, ведь скандала никто не хочет. Тем не менее с детьми надо обсуждать все традиционно табуированные у нас темы: и туалет, и смерть родных, и развод, и изменения в растущем теле, и секс. Ребёнок взрослеет и задаёт много вопросов, и на них нужно уметь отвечать достойно и честно, а детские книги — прекрасный помощник в таких разговорах. Обсудить сложную тему через книгу гораздо проще и самому родителю.
Детский поэт Маша Рупасова в своём фейсбуке рассказала, что при издании первой книги в неё включили все стихотворения, кроме одного — про какашку: «И получается в нашей детской литературе, что явление огромной важности есть — а стихов о нём нету. Вернее, есть, у меня — но как печатать, непонятно». По её словам, информированность всегда лучше умолчания, но для каждого возраста нужна своя тональность. В возрасте двух лет в туалетной теме нет стыда, сплошное приятие и уважение, ведь двухлетки прекрасно относятся и к себе, и к любому продукту своего труда. Шестилетним или семилетним детям нужна уже не романтика, а деликатный научный подход в разговорах о теле, и особенно о туалете. Рупасова рассказывает, что в Канаде, где она живёт, занятия, посвящённые телу человека (Body Science), начинаются в школе с шести лет — и это больше чем информированность и словарь для разговоров о своём организме. Это ещё и безопасность, и здоровье, и увеличение продолжительности жизни. В русскоязычной среде семьям не хватает грамотности в вопросах устройства человека, что, конечно, не способствует здоровью детей или родителей.
Грамотность — это в том числе способность говорить о своём теле, называть его части и происходящие процессы своими именами и понимать, когда пора обратиться за помощью. Хронические запоры, диарея, метеоризм, следы крови в испражнениях — это поводы идти к врачу не стесняясь. К сожалению, если долго делать вид, что кишечника не существует, это не убережёт его от заболеваний — и лучше вслух обсуждать любые проблемы с врачом своевременно, чем узнать о раке кишечника в терминальной стадии. Просвещение в этом деликатном вопросе — нелёгкая задача, но и с ней можно справиться изобретательно; например, в знаменитом ролике о том, как правильно сидеть на унитазе, главный герой — единорог, какающий радужным мороженым. В конце концов, в туалет ходят абсолютно все люди, и пора начинать относиться к этому факту спокойнее — как и к менструациям, под каждым нашим материалом о которых обязательно появляется комментарий «вы ещё про какашки напишите».
Источник
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]