Возсия мирови свет разума
10.01.2020 11 681 0 +267 Gusar

Возсия мирови свет разума

---
+267
В закладки
“Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” – поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума?

Возсия мирови свет разума может, разум, разума, потому, замысла, предназначение, Разум, просто, сообразно, когда, желания, Разумны, добра, желаний, способности, место, только, добро, должен, мироздании

Дело в том, что в наше время “разум” понимается не так как в библейские времена, и не так, как во всех традиционных культурах.

Для абсолютного большинства человеческих цивилизаций – для древних индийцев, китайцев, римлян, греков и всех остальных – мир был осмыслен, в нем было предназначение и цель, закон и порядок, гармония и иерархия. Человек был призван увидеть этот порядок, прочесть в нем свое предназначение и жить сообразно этому. Именно в этом и состоял разум – в осознании реальности и в способности найти свое место в ней, исполнить свою партию в грандиозной симфонии бытия. Разум позволял находить правильный путь, отличать добро от зла, быть тем, кого Конфуций называл “благородным мужем”, человеком, занимающим свое место и достойно исполняющим свои обязанности.

Библейское понятие “мудрости” следует этой общечеловеческой интуиции, но подчеркивает, что источник нравственного порядка в мироздании – Бог. Поэтому “Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; (Прит.9:10) ”. Замысел, реальность которого угадывали все народы, имеет Автора, и этот замысел простирается на каждую человеческую жизнь. Как говорит псалмопевец, “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:15,16) ”.

Поэтому в рождении Младенца нам воссиявает именно свет разума – в нем мы обретаем мудрость и видим, для чего мы созданы. Почему такое понимание разума в наши дни кажется необычным? Мы живем в мире, глубоко отравленном атеизмом; а это мировоззрение, согласно которому, по словам Ричарда Докинза, “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия”. В рамках этого мировоззрения человек просто не может быть мудрым в традиционном смысле слова – он не может жить сообразно нравственному порядку мироздания, потому что такого порядка просто не существует. Он не может соответствовать замыслу о нем, потому, что о нем нет никакого замысла. Он не может различать добро и зло, потому что никакого объективного добра и зла нет. Разум не может определить, каков смысл и цель жизни – потому что никакой объективной цели и смысла у нее нет. Да и сам разум – не больше чем совокупность электрохимических процессов в коре головного мозга. Сейчас твердых атеистов немного; тех, кто продумывает свое атеистическое мировоззрение сколько-нибудь серьезно – еще меньше. Но слово “разум” употребляется именно исходя из атеистической картины бесцельного и бессмысленного мира. Но какова вообще может быть роль разума в таком мире? Дэвид Юм, неверующий философ эпохи Просвещения, выразил ее достаточно откровенно: “Разум является и должен быть рабом страстей, и никогда не должен притворяться, что может не только подчиняться и служить им”. Разум носит чисто инструментальный характер – он предназначен для того, чтобы отыскивать пути к осуществлению наших желаний. Разумны ли сами эти желания? Справедливы ли? Добры ли? В мироздании без Бога, без цели, без замысла сами эти вопросы лишены смысла.

Если для традиционного мышления (и не только христианского) наши желания должны были приводиться в послушание разуму, то в современном восприятии разум есть слуга желаний. “Умным” называют человека, способного использовать свои способности для достижения своих целей – чаще всего богатства и власти. Разумны ли сами эти цели? Многие просто не поймут вопроса.

И вот в Рождестве Христовом миру – и тогдашнему миру, и миру нынешнему – воссиявает свет разума. Того разума, который дает нам понимать нашу цель, наше предназначение и наше подлинное счастье.

Автор: Сергей Худиев
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]