Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи?
10.01.2020 3 323 0 +139 Fenrilar

Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи?

---
+139
В закладки
Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи? острове, статуи, истуканов, вулкана, Пасхи, острова, статуй, РаноРараку, этого, только, целью, Хейердал, земли, могли, около, каменных, которых, учёные, местных, можно

Статуи, высеченные из местных вулканических пород, на гавайском языке называются «моаи». Исследователи давно выяснили, что их изготовили в период между 1250 и 1500 годами. А вот с какой целью — понятно не было. Версии выдвигались разные. Интриги добавляло то, что жители острова Пасхи верили (многие и сегодня верят), что статуи «сами ходили».

Стражники плодородия

И вот международная группа археологов из Новой Зеландии, США и Чили озвучила очередную гипотезу. Исследователи изучили две статуи, находящиеся в каменоломнях потухшего вулкана Рано-Рараку в центральной части острова Пасхи. Из туфа именно этого вулкана было высечено подавляющее большинство (около 95%) истуканов, которых сейчас насчитывается 887 штук.

Проанализировав грунт в окрестностях Рано-Рараку, учёные пришли к выводу, что это самая плодородная почва на острове. «Когда мы получили результаты химического анализа, я была крайне удивлена, — рассказывает Сара Шервуд, археолог из США. — В почве был очень высокий уровень веществ, о которых мы сначала даже не думали. Например, кальция и фосфора — тех веществ, которые крайне важны для роста растений и хорошего урожая».

Это позволило ученым предположить, что у подножия вулкана не только добывали материал для статуй, но и использовали эти земли для возделывания сельхозкультур. Там были обнаружены следы выращивания бананов, батата, бумажной шелковицы и колоказии (травянистое растение).

Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи? острове, статуи, истуканов, вулкана, Пасхи, острова, статуй, РаноРараку, этого, только, целью, Хейердал, земли, могли, около, каменных, которых, учёные, местных, можно

Каменные статуи в карьере около вулкана Рано-Рараку на острове Пасхи

«Повсюду на острове почва быстро истощалась, разрушалась и теряла элементы, важные для растений, — продолжает Сара Шервуд. — Но в каменоломне сложилась идеальная замкнутая система с водой, природными удобрениями и питательными веществами».

Если раньше считалось, что район вулкана Рано-Рараку был исключительно промышленным местом для создания и хранения статуй (их там всё ещё остаётся около 400 штук), то теперь исследователи предполагают, что он ещё являлся сельскохозяйственным центром. Здесь выращивали растения, а богатую микроэлементами почву перевозили как ценный ресурс в другие части острова для обогащения местных угодий.

Что до каменных истуканов, то им, по мнению учёных, отводилась роль стражников этих плодородных земель. Аборигены специально оставили их в каменоломне, чтобы моаи защищали природу карьера, способствуя сельхозпроизводству и высоким урожаям.

Сила предков

Научные экспедиции на остров Пасхи начались в первой четверти XX века (до этого удалённым клочком суши в Тихом океане и его населением интересовались разве что с целью работорговли). В 1914-1915 годах на острове работали английские исследователи, изучавшие погребальные площадки и каменных истуканов. Через 20 лет туда наведалась франко-бельгийская экспедиция.

Европейцы долго не могли понять, кто изготовил многочисленных истуканов, каким инструментом пользовался и как переместил их из центра острова к побережью. Было очевидно, что для этого требуются большие усилия и значительное количество времени. А главное, не было ясно, с какой целью воздвигались статуи.

Местные жители — рапануйцы — рассказывали учёным легенды о предках, обладавших магической силой, которая теперь заключена в статуях моаи. Именно от этих сверхъестественных сил, по их представлениям, зависят урожаи, погода и благополучие местного населения в целом.

Послушав предания, исследователи предположили, что истуканов воздвигли переселенцы из Полинезии, приплывшие на остров Пасхи в XI веке. Статуи могли быть символами их кланов или олицетворять умерших предков.

Но ответить на вопрос, каким способом моаи доставлялись к побережью, учёные не могли. Туземцы уверяли, что изваяния «ходили сами». Так опять же гласили легенды. Конечно, можно было заподозрить, что статуи в горизонтальном положении перекатывали на брёвнах, да только пригодных для этого деревьев европейцы на острове не нашли. Он представлял собой безлесную местность.

Катастрофа своими руками

В 1950-х годах на остров Пасхи прибыл знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал. Вместе с командой археологов он провёл там несколько месяцев и поставил эксперименты по высеканию и перетаскиванию знаменитых статуй. Всё это делалось усилиями местных жителей и без применения современных инструментов. К слову, туземцы признались, что их с раннего детства обучили технологии изготовления моаи, но практиковаться им не пришлось: на протяжении нескольких последних поколений никто на острове не устанавливал статуй.

Позже Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» описал технологию, раскрыв тайну создания, перемещения и установки загадочных изваяний. Как выяснилось, этим ремеслом владело одно из двух обитавших на острове племён — учёные называют их «длинноухими», поскольку они удлиняли мочки ушей тяжёлыми украшениями. На протяжении веков эти аборигены сохраняли секрет изготовления статуй втайне от второго племени, которое составляло большинство населения острова — «короткоухих». Неудивительно, что «короткоухие» наделили истуканов сверхъестественными силами и окружили многочисленными суевериями, о которых и рассказывали европейцам. Например, «самохождение» моаи, скорее всего, объяснялось тем, что на каком-то этапе транспортировки статуи кантовали, перемещая их с помощью канатов в вертикальном положении.

По просьбе Хейердала группа из немногих оставшихся на острове «длинноухих» (племя вымирает) воспроизвела все этапы изготовления моаи. Вытесав изваяния каменными молотками (они разрушаются вместе с породой и постоянно заменяются на новые), аборигены перемещали их волоком и с помощью брёвен, а затем ставили вертикально, используя хитроумные приспособления из камней и тех же брёвен, выступающих в роли рычагов.

«Итак, мы увидели, что с водой и каменными рубилами можно высечь статуи прямо в горной толще — было бы только время; убедились, что при помощи канатов или на салазках можно перенести каменных великанов — было бы вдоволь прилежных рук и крепких ног, — писал Тур Хейердал в своей книге. — У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции. Сотни лет не знали они никаких врагов на самом уединенном острове в мире, где соседями их были только рыбы и киты».

Но откуда же на бедном флорой клочке земли взялись брёвна? Как выяснилось, до упадка местной цивилизации на острове росли густые леса и недостатка в древесине не было. Но леса постепенно вырубались, а освобождённые земли засеивались сельхозкультурами. Древесину пускали на топливо, строительство домов и лодок, а также на перемещение гигантских статуй. В итоге леса были полностью уничтожены, и туземцы переселились в пещеры, забросив свои деревни и огороды и в конце концов деградировав.

Так рапануйцы своими руками убили местную экосистему, сотворив одну из самых наглядных в истории антропогенных катастроф. А молчаливые истуканы на побережье остались стоять, словно в назидание потомкам и всему человечеству.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]