Плеснуть нефтью в костер спора «Батьки» с Кремлем
---
Литва и Латвия попытались предложить помощь Минску в его разрастающемся конфликте с Москвой
Сергей Орлов
На фото: флаги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и концерна «Белнефтехим» у линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь», Гомельская область, Белоруссия (Фото: Наталия Федосенко/ТАСС)
Литва и Латвия попробовали влезть во вспыхнувший накануне Нового года «нефтяной» спор Минска и Москвы. Напомню: его суть в том, что Белоруссия с 1 января перестала получать российское топливо, так как не удалось договориться о ценах. То есть — об их снижении. Поэтому и не были заключены соответствующие контракты. Но прибалты опоздали.
Вильнюс и Рига предлагали свои услуги, как бы желая помочь «братской стране». Так они отреагировали на угрозу Александра Лукашенко в адрес России организовать альтернативные поставки нефти в Белоруссию. Услуги прибалтов не понадобились. Уже 4 января концерн «Белнефтехим» сообщил о договоренности с Россией: Белоруссия оформляет документы для поставки первой партии нефти, закупаемой по цене без так называемой премии поставщикам (то есть — без 10 долларов за тонну). Эксперты говорят о 240 млн долларах в год в пользу Минска.
Ценовые секреты нефтяных отношений России и Белоруссии не раскрываются. Но известно, что, несмотря на так называемый налоговый маневр России, Минск все равно в 2019 году получал нефть по ценам, ниже, чем другие страны — в размере 80−83 процентов от рыночных. Эксперты считают, что только в прошлом году и только на этом Белоруссия сэкономила больше 1,5 млрд долларов. Но «Батька» захотел, чтобы в 2020-м импортная нефть обходилась ему еще дешевле.
Судя по последним сообщениям, «свои» 240 млн долларов дополнительно он пока «выбил» из Москвы за счет отказа от премии поставщикам. Видимо, его угроза об альтернативных поставках была своеобразным шантажом — скорее политическим, нежели экономическим. Ведь потерять и Белоруссию по примеру Украины Кремль, понятно, не хочет.
Вряд ли Батька решился бы на альтернативный импорт нефти по рыночным ценам. Руководитель дирекции Клайпедского порта по маркетингу и общим вопросам Артурас Друнгилас признал: Белоруссии выгоднее всего импортировать нефть именно из России. «Это политический вопрос, у Беларуси есть альтернативы, но все они дороже и они невыгодны, — сказал он агентству BNS. — Конечно, зависит от цены, по которой продает Россия, но затраты на транспортировку однозначно намного выше, если везти морем».
Тем не менее, в Литве, а также в Латвии все эти дни взахлеб говорили о возможности поучаствовать в нефтяной интриге между Белоруссией и Россией. Глава литовской компании Klaipedos nafta Дарюс Шилянскис сообщил: «Готовы ли мы? Да, мы готовы, и технологически, и физически, но это не наше решение». А глава предприятия грузовых перевозок LG Cargo Литовских железных дорог Эгидиюс Лазаускас подтвердил: это предприятие тоже готово возить нефть из портов на Балтике в Белоруссию.
Друнгилас добавил: «У нас есть опыт транспортировки сырой нефти в Беларусь», Оказывается, однажды из Ирана таким образом был импортирован один (!) танкер с сырой нефтью. Так что Минск уже давно прощупывал возможности организации обходных путей. И, судя по отсутствию дальнейших шагов, не был удовлетворен.
Правда, Шилянскис сообщил агентству BNS, что консультации с белорусской стороной об импорте нефти через Литву идут постоянно. Лазаускас раскрыл тайну: последний раз с белорусами пришлось вести беседы на эти темы три месяца назад. «Эти консультации были только для того, чтобы начать транспортировку. Должны быть присланы заявки на определенное количество вагонов. Пока мы их не видели», — сказал он.
Естественно — не видели. Зачем «Батьке» нефть по рыночным ценам? Но тогда для чего эти консультации?
Либо — на случай назревающего большого скандала с Кремлем. Либо сама такая утечка — сигнал Кремлю. В секрете подобные межгосударственные консультации сохранить трудно. В конце концов, о них же рассказали даже журналистам. И все — в открытой печати.
Шилянскис «доразоблачил» Минск. «Они ездили и к нашим коллегам в Латвию, тоже пытались понять, какие там возможности», — сказал он.
Тоже — не особый секрет. Представительница отдела коммуникации министерства сообщения этой республики Ивета Канцена сообщила ТАСС: «Сотрудничество транзитной отрасли Латвии с Беларусью очень значимо, в том числе рост объемов транзита нефти является одним из возможных направлений. Латвия заинтересована развивать объемы грузов и обеспечить нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии поставками нефти транзитом с латвийских портов».
А еще она подчеркнула: «Как только такая необходимость появится, латвийские предприятия готовы предоставить необходимые услуги по перегрузке, хранению и транспортировке как в портах, так и на железной дороге».
Между тем, Александра Лукашенко не могут устроить поставки нефти в его страну через Прибалтику не только из-за рыночных цен. По литовским данным, Белоруссия импортирует из России 18 млн тонн в год. По другим — даже 24 млн. Но Шилянскис признает: Литва может дать Минску лишь 3 млн тонн ежегодно. На большее у Вильнюса нет мощностей.
Латвия способна помочь «Батьке» еще меньше. Так как в странах Балтии именно Клайпедский порт является лидером по перевалке жидких грузов. Лазаускас предлагает: если Белоруссия когда-нибудь всерьез обратится к региону с просьбой об импорте нефти, то весь поток придется разделить по всем морским портам восточного побережья Балтийского моря. То есть — помогать сообща и скоординированно.
Однако, похоже, не обратится «Батька» к этим соседям, пока Россия будет продолжать «подкармливать» Белоруссию. Пусть и не так щедро, как хотелось бы Минску. Тогда почему же Прибалтика предлагает свои «нефтяные» услуги, прекрасно понимая, что Лукашенко вряд ли их примет?
Да все просто. Мало ли что — а вдруг Москва и Минск действительно разругаются вдрызг? А нефть «Батьке» все равно нужна. Вот и возникнет возможность в интересах коллективного Запада «вбить клин» в отношения России с Белоруссией. А заодно — и самим сделать бизнес.
В сентябре прошлого года на пресс-конференции в штаб-квартире НАТО президент Литвы Гитанас Науседа так ответил на вопрос о том, какой должна быть позиция альянса в отношении Белоруссии с учетом ее тесных связей с Россией: «Я бы сказал, что у нас довольно короткая граница с Россией и очень длинная граница с Беларусью. Мне бы хотелось, чтобы эта граница оставалась границей с Беларусью, а не границей с Россией. Это означает, что мы будем поддерживать все усилия Беларуси по сохранению независимости государства. Вот почему я считаю, что диалог намного лучше, чем конфронтация».
То есть — в Вильнюсе считают, будто Россия намерена «поглотить» Белоруссию. И снова меняют гнев по отношению к «Батьке», которого еще недавно сами называли не иначе, чем «последним диктатором Европы», на милость — лишь бы поссорить с Россией.
В 2010 году прежний президент Литвы Даля Грибаускайте уже пыталась «приручить» своенравного «Батьку». Даже приглашала его в Вильнюс. Александр Григорьевич с удовольствием принял знаки внимания. Но ожиданий Запада тогда не оправдал. И вот — продолжение «сериала» о «любви» Запада к Белоруссии.
Ну, а Латвии хотелось бы еще и привлечь белорусские активы, отнять их часть у Литвы. Александр Лукашенко ведь подавал такие сигналы: он возмущен противодействием Вильнюса строительству Белорусской АЭС, которую предлагал Литве возводить вместе. И не раз обещал наказать балтийскую республику за такое поведение — перевести грузы из Клайпедского порта в латвийские.
Латвия же не отказывается от электроэнергии Белорусской АЭС, которая вступит в строй в этом году. Тем самым она заслужила расположение президента Белоруссии. Но пока в основном — в сфере риторики.
Ну и последнее. Когда Россия снижает цены на энергоносители для Белоруссии, на Западе кричат: «Батьку» загоняют в ловушку! Его покупают!".
Когда Россия поднимает эти цены, там же те же люди кричат практически то же самое: «Кремль давит, шантажирует, заманивает „Батьку“!»
Почти анекдот.
Сергей Орлов
На фото: флаги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и концерна «Белнефтехим» у линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь», Гомельская область, Белоруссия (Фото: Наталия Федосенко/ТАСС)
Литва и Латвия попробовали влезть во вспыхнувший накануне Нового года «нефтяной» спор Минска и Москвы. Напомню: его суть в том, что Белоруссия с 1 января перестала получать российское топливо, так как не удалось договориться о ценах. То есть — об их снижении. Поэтому и не были заключены соответствующие контракты. Но прибалты опоздали.
Вильнюс и Рига предлагали свои услуги, как бы желая помочь «братской стране». Так они отреагировали на угрозу Александра Лукашенко в адрес России организовать альтернативные поставки нефти в Белоруссию. Услуги прибалтов не понадобились. Уже 4 января концерн «Белнефтехим» сообщил о договоренности с Россией: Белоруссия оформляет документы для поставки первой партии нефти, закупаемой по цене без так называемой премии поставщикам (то есть — без 10 долларов за тонну). Эксперты говорят о 240 млн долларах в год в пользу Минска.
Ценовые секреты нефтяных отношений России и Белоруссии не раскрываются. Но известно, что, несмотря на так называемый налоговый маневр России, Минск все равно в 2019 году получал нефть по ценам, ниже, чем другие страны — в размере 80−83 процентов от рыночных. Эксперты считают, что только в прошлом году и только на этом Белоруссия сэкономила больше 1,5 млрд долларов. Но «Батька» захотел, чтобы в 2020-м импортная нефть обходилась ему еще дешевле.
Судя по последним сообщениям, «свои» 240 млн долларов дополнительно он пока «выбил» из Москвы за счет отказа от премии поставщикам. Видимо, его угроза об альтернативных поставках была своеобразным шантажом — скорее политическим, нежели экономическим. Ведь потерять и Белоруссию по примеру Украины Кремль, понятно, не хочет.
Вряд ли Батька решился бы на альтернативный импорт нефти по рыночным ценам. Руководитель дирекции Клайпедского порта по маркетингу и общим вопросам Артурас Друнгилас признал: Белоруссии выгоднее всего импортировать нефть именно из России. «Это политический вопрос, у Беларуси есть альтернативы, но все они дороже и они невыгодны, — сказал он агентству BNS. — Конечно, зависит от цены, по которой продает Россия, но затраты на транспортировку однозначно намного выше, если везти морем».
Тем не менее, в Литве, а также в Латвии все эти дни взахлеб говорили о возможности поучаствовать в нефтяной интриге между Белоруссией и Россией. Глава литовской компании Klaipedos nafta Дарюс Шилянскис сообщил: «Готовы ли мы? Да, мы готовы, и технологически, и физически, но это не наше решение». А глава предприятия грузовых перевозок LG Cargo Литовских железных дорог Эгидиюс Лазаускас подтвердил: это предприятие тоже готово возить нефть из портов на Балтике в Белоруссию.
Друнгилас добавил: «У нас есть опыт транспортировки сырой нефти в Беларусь», Оказывается, однажды из Ирана таким образом был импортирован один (!) танкер с сырой нефтью. Так что Минск уже давно прощупывал возможности организации обходных путей. И, судя по отсутствию дальнейших шагов, не был удовлетворен.
Правда, Шилянскис сообщил агентству BNS, что консультации с белорусской стороной об импорте нефти через Литву идут постоянно. Лазаускас раскрыл тайну: последний раз с белорусами пришлось вести беседы на эти темы три месяца назад. «Эти консультации были только для того, чтобы начать транспортировку. Должны быть присланы заявки на определенное количество вагонов. Пока мы их не видели», — сказал он.
Естественно — не видели. Зачем «Батьке» нефть по рыночным ценам? Но тогда для чего эти консультации?
Либо — на случай назревающего большого скандала с Кремлем. Либо сама такая утечка — сигнал Кремлю. В секрете подобные межгосударственные консультации сохранить трудно. В конце концов, о них же рассказали даже журналистам. И все — в открытой печати.
Шилянскис «доразоблачил» Минск. «Они ездили и к нашим коллегам в Латвию, тоже пытались понять, какие там возможности», — сказал он.
Тоже — не особый секрет. Представительница отдела коммуникации министерства сообщения этой республики Ивета Канцена сообщила ТАСС: «Сотрудничество транзитной отрасли Латвии с Беларусью очень значимо, в том числе рост объемов транзита нефти является одним из возможных направлений. Латвия заинтересована развивать объемы грузов и обеспечить нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии поставками нефти транзитом с латвийских портов».
А еще она подчеркнула: «Как только такая необходимость появится, латвийские предприятия готовы предоставить необходимые услуги по перегрузке, хранению и транспортировке как в портах, так и на железной дороге».
Между тем, Александра Лукашенко не могут устроить поставки нефти в его страну через Прибалтику не только из-за рыночных цен. По литовским данным, Белоруссия импортирует из России 18 млн тонн в год. По другим — даже 24 млн. Но Шилянскис признает: Литва может дать Минску лишь 3 млн тонн ежегодно. На большее у Вильнюса нет мощностей.
Латвия способна помочь «Батьке» еще меньше. Так как в странах Балтии именно Клайпедский порт является лидером по перевалке жидких грузов. Лазаускас предлагает: если Белоруссия когда-нибудь всерьез обратится к региону с просьбой об импорте нефти, то весь поток придется разделить по всем морским портам восточного побережья Балтийского моря. То есть — помогать сообща и скоординированно.
Однако, похоже, не обратится «Батька» к этим соседям, пока Россия будет продолжать «подкармливать» Белоруссию. Пусть и не так щедро, как хотелось бы Минску. Тогда почему же Прибалтика предлагает свои «нефтяные» услуги, прекрасно понимая, что Лукашенко вряд ли их примет?
Да все просто. Мало ли что — а вдруг Москва и Минск действительно разругаются вдрызг? А нефть «Батьке» все равно нужна. Вот и возникнет возможность в интересах коллективного Запада «вбить клин» в отношения России с Белоруссией. А заодно — и самим сделать бизнес.
В сентябре прошлого года на пресс-конференции в штаб-квартире НАТО президент Литвы Гитанас Науседа так ответил на вопрос о том, какой должна быть позиция альянса в отношении Белоруссии с учетом ее тесных связей с Россией: «Я бы сказал, что у нас довольно короткая граница с Россией и очень длинная граница с Беларусью. Мне бы хотелось, чтобы эта граница оставалась границей с Беларусью, а не границей с Россией. Это означает, что мы будем поддерживать все усилия Беларуси по сохранению независимости государства. Вот почему я считаю, что диалог намного лучше, чем конфронтация».
То есть — в Вильнюсе считают, будто Россия намерена «поглотить» Белоруссию. И снова меняют гнев по отношению к «Батьке», которого еще недавно сами называли не иначе, чем «последним диктатором Европы», на милость — лишь бы поссорить с Россией.
В 2010 году прежний президент Литвы Даля Грибаускайте уже пыталась «приручить» своенравного «Батьку». Даже приглашала его в Вильнюс. Александр Григорьевич с удовольствием принял знаки внимания. Но ожиданий Запада тогда не оправдал. И вот — продолжение «сериала» о «любви» Запада к Белоруссии.
Ну, а Латвии хотелось бы еще и привлечь белорусские активы, отнять их часть у Литвы. Александр Лукашенко ведь подавал такие сигналы: он возмущен противодействием Вильнюса строительству Белорусской АЭС, которую предлагал Литве возводить вместе. И не раз обещал наказать балтийскую республику за такое поведение — перевести грузы из Клайпедского порта в латвийские.
Латвия же не отказывается от электроэнергии Белорусской АЭС, которая вступит в строй в этом году. Тем самым она заслужила расположение президента Белоруссии. Но пока в основном — в сфере риторики.
Ну и последнее. Когда Россия снижает цены на энергоносители для Белоруссии, на Западе кричат: «Батьку» загоняют в ловушку! Его покупают!".
Когда Россия поднимает эти цены, там же те же люди кричат практически то же самое: «Кремль давит, шантажирует, заманивает „Батьку“!»
Почти анекдот.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]