ПОЧЕМУ НАМ НЕ НУЖЕН ХЕЛЛОУИН. Какие праздники были на Руси
---
У меня вопрос к православным воцерквлённым людям и тем, кто интересуется нашими славянскими традициями. Вы наверняка хорошо знаете писание, общались с батюшками и житие святых читаете с удовольствием. Скажите, а есть ли какой-то русский старец или монах, который известен тем, что изгонял бесов? Все носятся с Хеллоуином, но ведь у нас есть огромное количество праздников, которые мы не отмечаем...
На фото: Колядование на Руси
Не нужно бороться с чуждыми, нужно просто пышно отмечать свои собственные, а мы этого не делаем. Если праздновать, например, день рождения святого, который изгонял бесов, то атрибутика и посыл может быть похожий на Хеллоуин. Или можно учредить официально День Искушения святого Антония, например. Послушайте, а куда делись ряженые на Масляницу и колядование? Разве это приблизительно не одно и то же? Веселье с переодеванием?
Профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии А. Пахомова рассказывает в своей статье: «В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. (…) В трудах И.К. Копаневич есть данные, что в первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Далее Копаневич подчеркивает, что непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. «Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.».
На иллюстрации: Забавы с медведем. Старинная лубочная картинка
Излюбленным персонажем деревенской публики был «медведь». Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. (…) У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений. В.Ф. Кудрявцев записал их и опубликовал в 1870 г. Как и в записях Капаневич, Кудрявцев пишет, что долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. «В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой — козу, третий — скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам». Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа «черт», который предстает перед собравшимися в страшном обличье — с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый «обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов».
На изображении: Маски. Наверху слева-направо: колядовальная маска, святочная маска, маска используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск), маска козы / Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде), шествие ряженных
У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина — обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок. В этнографических записках Ф.Д. Нефедова есть интересный фрагмент появления ряженых в избе, вот как они выглядели: «Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: «Сколько набить аршин набойки?». Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. (…) В избе крик и хохот».
На фото: Винтажные костюмы на Хэллоуин
Славяне имели подобные традиции задолго до американцев, стащивших идею у кельтов. В отличии от наших ряженых, переодевание в карнавальные костюмы на Хеллоуин — сравнительно недавно возникший элемент праздника. Нет ни одного упоминания о подобных традициях в США, Ирландии или Англии до 1900 года. Это чудесный обычай, отмечать праздники таким образом, он нужен нам и нашим детям. Но для того, чтобы понимать, что всё это у нас уже есть, нужно почаще слушать культурологов и историков, вот в чём дело.
Я несколько раз оказывалась в Дубае на новогодние праздники. Меня поражало, какой салют и гуляния на день рождения пророка Мухаммеда, который как раз в то же время. Люди не вспоминают про новый год и Рождество, хотя там их отмечать не запрещено (в отличие от Саудовской Аравии, например, где вас за ёлку и посадить могут). Почему? Им просто некогда, у них достаточно удовольствий и радости, они стараются укрепить свои обычаи, позволяя чужим мерцать где-то на заднем фоне. Как вы думаете, если бы мы, к примеру, праздновали....день рождения Серафима Саровского, Крещение или Вознесение Христа очень широко, повсеместно с гуляниями и подарками — обратил бы кто-то вообще внимание на Хеллоуин? Ну, слава богу, у нас его пока и не отмечают, и, надеюсь, что не будут.
Я хотела спросить вас о том, какой праздник мог бы стать аналогом Хеллоуина и зачем нам ажиотаж вокруг католического рождества в то время, как про православное мы стали забывать. Но, кажется, уже разобралась во всём самостоятельно.
На фото: Колядование на Руси
Не нужно бороться с чуждыми, нужно просто пышно отмечать свои собственные, а мы этого не делаем. Если праздновать, например, день рождения святого, который изгонял бесов, то атрибутика и посыл может быть похожий на Хеллоуин. Или можно учредить официально День Искушения святого Антония, например. Послушайте, а куда делись ряженые на Масляницу и колядование? Разве это приблизительно не одно и то же? Веселье с переодеванием?
Профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии А. Пахомова рассказывает в своей статье: «В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. (…) В трудах И.К. Копаневич есть данные, что в первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Далее Копаневич подчеркивает, что непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. «Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.».
На иллюстрации: Забавы с медведем. Старинная лубочная картинка
Излюбленным персонажем деревенской публики был «медведь». Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. (…) У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений. В.Ф. Кудрявцев записал их и опубликовал в 1870 г. Как и в записях Капаневич, Кудрявцев пишет, что долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. «В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой — козу, третий — скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам». Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа «черт», который предстает перед собравшимися в страшном обличье — с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый «обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов».
На изображении: Маски. Наверху слева-направо: колядовальная маска, святочная маска, маска используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск), маска козы / Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде), шествие ряженных
У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина — обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок. В этнографических записках Ф.Д. Нефедова есть интересный фрагмент появления ряженых в избе, вот как они выглядели: «Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: «Сколько набить аршин набойки?». Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. (…) В избе крик и хохот».
На фото: Винтажные костюмы на Хэллоуин
Славяне имели подобные традиции задолго до американцев, стащивших идею у кельтов. В отличии от наших ряженых, переодевание в карнавальные костюмы на Хеллоуин — сравнительно недавно возникший элемент праздника. Нет ни одного упоминания о подобных традициях в США, Ирландии или Англии до 1900 года. Это чудесный обычай, отмечать праздники таким образом, он нужен нам и нашим детям. Но для того, чтобы понимать, что всё это у нас уже есть, нужно почаще слушать культурологов и историков, вот в чём дело.
Я несколько раз оказывалась в Дубае на новогодние праздники. Меня поражало, какой салют и гуляния на день рождения пророка Мухаммеда, который как раз в то же время. Люди не вспоминают про новый год и Рождество, хотя там их отмечать не запрещено (в отличие от Саудовской Аравии, например, где вас за ёлку и посадить могут). Почему? Им просто некогда, у них достаточно удовольствий и радости, они стараются укрепить свои обычаи, позволяя чужим мерцать где-то на заднем фоне. Как вы думаете, если бы мы, к примеру, праздновали....день рождения Серафима Саровского, Крещение или Вознесение Христа очень широко, повсеместно с гуляниями и подарками — обратил бы кто-то вообще внимание на Хеллоуин? Ну, слава богу, у нас его пока и не отмечают, и, надеюсь, что не будут.
Я хотела спросить вас о том, какой праздник мог бы стать аналогом Хеллоуина и зачем нам ажиотаж вокруг католического рождества в то время, как про православное мы стали забывать. Но, кажется, уже разобралась во всём самостоятельно.
Взято: kibernetika.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]