Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот
05.01.2020 2 648 0 +73 Agagrinn

Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот

---
+73
В закладки
Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот пограничного, пассажиров, контроля, аэродром, появился, пограничный, только, отряда, аэропорту, контроль, пограничники, Москва, международные, Центрального, воздушных, самолетов, когда, всего, аэропорта, Москве

5 января 1932 года в Москве появился первый пограничный контрольно-пропускной пункт в аэропорту

Сегодня прилетающим из-за границы или отправляющимся в заграничное турне авиапассажирам привычна процедура прохождения пограничного паспортного контроля прямо в аэропорту, по пути от стойки регистрации к посадочному «рукаву». И мало кто задумывается над тем, что в Москве пограничный КПП в аэропорту появился относительно недавно – всего 86 лет назад, когда в столице был всего один аэродром, с которого самолеты совершали единственный международный рейс.

Три пограничника на Ходынке

Местом работы первого пограничного контрольно-пропускного пункта в Москве стал Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле. Впрочем, другого и быть не могло: в начале 1930-х годов в советской столице был всего один аэродром, с которого совершались все рейсы. Любопытно другое: пограничный КПП в Москве появился гораздо позже, чем отсюда начали выполнять международные рейсы! Так, первый рейс на линии Москва – Кенигсберг состоялся еще 20 апреля 1922 года, через четыре года линию продлили до Берлина, а международная линия Москва – Улан-Удэ – Улан-Батор заработала с 1928 года. Дело в том, что пограничный контроль пассажиры таких рейсов проходили в последнем промежуточном пункте посадки на советской территории, а приглашались для этого местные пограничники. И только 5 января 1932 года появился приказ ОГПУ при Совнаркоме СССР об организации специального пограничного контрольно-пропускного пункта «Москва-Аэропорт».

Его сотрудники работали прямо на территории Центрального аэродрома, а точнее, в открывшемся 6 ноября 1931 года первом в Советском Союзе здании аэровокзала. Штат первого в СССР аэропортового пограничного КПП был небольшим — всего три человека. Впрочем, и нагрузка на них была невысокой: хоть международные рейсы и выполнялись практически ежедневно, число пассажиров на них было невелико. Ведь международные перелеты в начале 1930-х выполнялись на небольших самолетах пассажировместимостью 5-8 человек, и для того, чтобы проверить у всех них документы и зафиксировать факт пересечения государственной границы, хватало и трех пограничников. Штат пограничного пункта «Москва-Аэропорт» начал потихоньку расти после того, как в 1937 году открылась авиалиния Москва – Стокгольм, а в 1939-м — линия Москва – София. Кроме того, новые люди на КПП понадобились после того, как на пограничников в том же 1939 году была возложена обязанность «политического досмотра» книг, журналов, рукописей, пластинок и других подобных материалов.

Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот пограничного, пассажиров, контроля, аэродром, появился, пограничный, только, отряда, аэропорту, контроль, пограничники, Москва, международные, Центрального, воздушных, самолетов, когда, всего, аэропорта, Москве

Вид на главное здание Центрального аэропорта имени М. В. Фрунзе в 1932 году, когда в нем впервые появился пограничный контрольно-пропускной пункт

Контролеры воздушных ворот СССР

По мере того, как росла пассажировместимость самолетов, обслуживавших международные линии, росла и нагрузка у контролеров КПП «Москва-Аэропорт». В 1941 году они обслуживали уже не один аэродром в столице, а три: к Центральному добавились появившийся в 1936 году аэродром «Быково» и аэродром «Остафьево», имевший двойное назначение. Так что работы хватало: за первые четыре месяца 1941 года контролеры пограничного КПП обслужили 99 самолетов, на которых прибыли или улетели 458 пассажиров, подавляющее большинство которых — 417 человек — были иностранцами. И даже начавшаяся Великая Отечественная война не привела к прекращению работы КПП, хотя в военные годы немалая часть его сотрудников ушла воевать на фронт, а основной задачей оставшихся стал не столько паспортный контроль прибывающих пассажиров, сколько работа по выявлению возможных диверсантов и шпионов противника, поиск разведывательного оборудования, оружия и боеприпасов, подрывной литературы. Но как только отгремели последние военные залпы, московский воздушный КПП возобновил свою работу по основному профилю в полном объеме. Насколько полном, можно судить по таким цифрам: с 1946 по 1960 годы пограничники оформили около 1 миллиона пассажиров и свыше 77 тысяч самолетов на воздушных линиях, связывавших Москву с 22 государствами мира. Такой рост пассажиропотока был связан с тем, что в 1959 году начал свою работу аэропорт Шереметьево, в который перевели существенную часть рейсов из закрывшегося Центрального аэродрома. В это время и сам КПП получил новое название и новый статус: он стал именоваться Отдельным контрольно-пропускным пунктом (ОКПП) «Москва». К середине 1960-х годов в сферу его ответственности входили все аэропорты Московского аэроузла: Быково, Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также Остафьево.

По-настоящему взрывной рост нагрузки на контролеров ОКПП «Москва» произошел в 1980 году, когда в столицу СССР начали прибывать участники и гости московской Олимпиады-80. Примечательный факт: готовиться к обслуживанию колоссального потока пассажиров пограничники начали еще в 1977 году! Три года подготовки позволили им не просто с успехом пережить прием и отправку «олимпийского» потока воздушных пассажиров, но и организовать их обслуживание на высочайшем уровне: никаких претензий к работе контролеров ОКПП «Москва» ни у кого не возникло. Такое достижение было оценено по заслугам: в 1981 году отдельный контрольно-пропускной пункт был награжден орденом Красной Звезды, а еще через год стал единственным подобным подразделением в советских погранвойсках, которое получило собственное боевое знамя части.

Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот пограничного, пассажиров, контроля, аэродром, появился, пограничный, только, отряда, аэропорту, контроль, пограничники, Москва, международные, Центрального, воздушных, самолетов, когда, всего, аэропорта, Москве

Вид сверху на здание аэровокзала Центрального аэропорта и летное поле аэродрома в 1930-х годах

Три отряда на шесть аэропортов столицы

Это знамя с прикрепленным к нему боевым орденом сегодня хранится в музее Отдельного отряда пограничного контроля «Москва»: такое название ОКПП получил в апреле 1990 года. До 2007 года отряд сохранял свою прежнюю структуру, обслуживая все московские аэропорты, но с ростом нагрузки его решено было разделить на три отдельных отряда пограничного контроля. Наследником «Москвы» стал отряд, базирующийся в Шереметьево, и именно здесь организован музей истории подразделения. Сегодня шереметьевский отряд пограничного контроля обслуживает не только все терминалы международного аэропорта Шереметьево, но и пост пограничного контроля в ярославском аэропорту Туношна. Отряд, базирующийся во Внуково, осуществляет контроль как в этом аэропорту, так и в аэропортах Чкаловский, Остафьево и Кубинка. А пограничники из отряда в Домодедово трудятся только в этом аэропорту, и это понятно: сегодня он обслуживает почти половину всех пассажиров, которые проходят через Московский авиаузел.

Не стоит думать, что сотрудникам отрядов пограничного контроля, 80% которых сегодня, кстати, составляют представительницы прекрасной половины человечества, доводится только осуществлять паспортный контроль пассажиров. На «аэропортовых» пограничниках лежит множество иных обязанностей: досмотр воздушных судов (чтобы не пропустить нарушителей границы, которые могут скрываться в технологических полостях самолетов), контроль за охранным периметром аэродромов, задержание нарушителей границы и так далее. Кстати, даже когда в какой-нибудь аэропорт прибывают высокие гости из других стран, то раньше, чем они увидят стройные ряды почетного караула, выстроенного вдоль ковровой дорожки, ведущей от трапа к лимузину, прямо на борту их встречают те же сотрудники отряда пограничного контроля: визит визитом, а документы проверить надо.

Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот пограничного, пассажиров, контроля, аэродром, появился, пограничный, только, отряда, аэропорту, контроль, пограничники, Москва, международные, Центрального, воздушных, самолетов, когда, всего, аэропорта, Москве

Указатель «Паспортный контроль» в здании московского аэропорта «Шереметьево», 1965 год

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]