Стражи неба и земли: история службы, владеющей ключом от воздушных ворот
---
5 января 1932 года в Москве появился первый пограничный контрольно-пропускной пункт в аэропорту
Сегодня прилетающим из-за границы или отправляющимся в заграничное турне авиапассажирам привычна процедура прохождения пограничного паспортного контроля прямо в аэропорту, по пути от стойки регистрации к посадочному «рукаву». И мало кто задумывается над тем, что в Москве пограничный КПП в аэропорту появился относительно недавно – всего 86 лет назад, когда в столице был всего один аэродром, с которого самолеты совершали единственный международный рейс.
Три пограничника на Ходынке
Местом работы первого пограничного контрольно-пропускного пункта в Москве стал Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле. Впрочем, другого и быть не могло: в начале 1930-х годов в советской столице был всего один аэродром, с которого совершались все рейсы. Любопытно другое: пограничный КПП в Москве появился гораздо позже, чем отсюда начали выполнять международные рейсы! Так, первый рейс на линии Москва – Кенигсберг состоялся еще 20 апреля 1922 года, через четыре года линию продлили до Берлина, а международная линия Москва – Улан-Удэ – Улан-Батор заработала с 1928 года. Дело в том, что пограничный контроль пассажиры таких рейсов проходили в последнем промежуточном пункте посадки на советской территории, а приглашались для этого местные пограничники. И только 5 января 1932 года появился приказ ОГПУ при Совнаркоме СССР об организации специального пограничного контрольно-пропускного пункта «Москва-Аэропорт».
Его сотрудники работали прямо на территории Центрального аэродрома, а точнее, в открывшемся 6 ноября 1931 года первом в Советском Союзе здании аэровокзала. Штат первого в СССР аэропортового пограничного КПП был небольшим — всего три человека. Впрочем, и нагрузка на них была невысокой: хоть международные рейсы и выполнялись практически ежедневно, число пассажиров на них было невелико. Ведь международные перелеты в начале 1930-х выполнялись на небольших самолетах пассажировместимостью 5-8 человек, и для того, чтобы проверить у всех них документы и зафиксировать факт пересечения государственной границы, хватало и трех пограничников. Штат пограничного пункта «Москва-Аэропорт» начал потихоньку расти после того, как в 1937 году открылась авиалиния Москва – Стокгольм, а в 1939-м — линия Москва – София. Кроме того, новые люди на КПП понадобились после того, как на пограничников в том же 1939 году была возложена обязанность «политического досмотра» книг, журналов, рукописей, пластинок и других подобных материалов.
Вид на главное здание Центрального аэропорта имени М. В. Фрунзе в 1932 году, когда в нем впервые появился пограничный контрольно-пропускной пункт
Контролеры воздушных ворот СССР
По мере того, как росла пассажировместимость самолетов, обслуживавших международные линии, росла и нагрузка у контролеров КПП «Москва-Аэропорт». В 1941 году они обслуживали уже не один аэродром в столице, а три: к Центральному добавились появившийся в 1936 году аэродром «Быково» и аэродром «Остафьево», имевший двойное назначение. Так что работы хватало: за первые четыре месяца 1941 года контролеры пограничного КПП обслужили 99 самолетов, на которых прибыли или улетели 458 пассажиров, подавляющее большинство которых — 417 человек — были иностранцами. И даже начавшаяся Великая Отечественная война не привела к прекращению работы КПП, хотя в военные годы немалая часть его сотрудников ушла воевать на фронт, а основной задачей оставшихся стал не столько паспортный контроль прибывающих пассажиров, сколько работа по выявлению возможных диверсантов и шпионов противника, поиск разведывательного оборудования, оружия и боеприпасов, подрывной литературы. Но как только отгремели последние военные залпы, московский воздушный КПП возобновил свою работу по основному профилю в полном объеме. Насколько полном, можно судить по таким цифрам: с 1946 по 1960 годы пограничники оформили около 1 миллиона пассажиров и свыше 77 тысяч самолетов на воздушных линиях, связывавших Москву с 22 государствами мира. Такой рост пассажиропотока был связан с тем, что в 1959 году начал свою работу аэропорт Шереметьево, в который перевели существенную часть рейсов из закрывшегося Центрального аэродрома. В это время и сам КПП получил новое название и новый статус: он стал именоваться Отдельным контрольно-пропускным пунктом (ОКПП) «Москва». К середине 1960-х годов в сферу его ответственности входили все аэропорты Московского аэроузла: Быково, Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также Остафьево.
По-настоящему взрывной рост нагрузки на контролеров ОКПП «Москва» произошел в 1980 году, когда в столицу СССР начали прибывать участники и гости московской Олимпиады-80. Примечательный факт: готовиться к обслуживанию колоссального потока пассажиров пограничники начали еще в 1977 году! Три года подготовки позволили им не просто с успехом пережить прием и отправку «олимпийского» потока воздушных пассажиров, но и организовать их обслуживание на высочайшем уровне: никаких претензий к работе контролеров ОКПП «Москва» ни у кого не возникло. Такое достижение было оценено по заслугам: в 1981 году отдельный контрольно-пропускной пункт был награжден орденом Красной Звезды, а еще через год стал единственным подобным подразделением в советских погранвойсках, которое получило собственное боевое знамя части.
Вид сверху на здание аэровокзала Центрального аэропорта и летное поле аэродрома в 1930-х годах
Три отряда на шесть аэропортов столицы
Это знамя с прикрепленным к нему боевым орденом сегодня хранится в музее Отдельного отряда пограничного контроля «Москва»: такое название ОКПП получил в апреле 1990 года. До 2007 года отряд сохранял свою прежнюю структуру, обслуживая все московские аэропорты, но с ростом нагрузки его решено было разделить на три отдельных отряда пограничного контроля. Наследником «Москвы» стал отряд, базирующийся в Шереметьево, и именно здесь организован музей истории подразделения. Сегодня шереметьевский отряд пограничного контроля обслуживает не только все терминалы международного аэропорта Шереметьево, но и пост пограничного контроля в ярославском аэропорту Туношна. Отряд, базирующийся во Внуково, осуществляет контроль как в этом аэропорту, так и в аэропортах Чкаловский, Остафьево и Кубинка. А пограничники из отряда в Домодедово трудятся только в этом аэропорту, и это понятно: сегодня он обслуживает почти половину всех пассажиров, которые проходят через Московский авиаузел.
Не стоит думать, что сотрудникам отрядов пограничного контроля, 80% которых сегодня, кстати, составляют представительницы прекрасной половины человечества, доводится только осуществлять паспортный контроль пассажиров. На «аэропортовых» пограничниках лежит множество иных обязанностей: досмотр воздушных судов (чтобы не пропустить нарушителей границы, которые могут скрываться в технологических полостях самолетов), контроль за охранным периметром аэродромов, задержание нарушителей границы и так далее. Кстати, даже когда в какой-нибудь аэропорт прибывают высокие гости из других стран, то раньше, чем они увидят стройные ряды почетного караула, выстроенного вдоль ковровой дорожки, ведущей от трапа к лимузину, прямо на борту их встречают те же сотрудники отряда пограничного контроля: визит визитом, а документы проверить надо.
Указатель «Паспортный контроль» в здании московского аэропорта «Шереметьево», 1965 год
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]