Украина. Путевые заметки
---
На (В) Украине я не был два с половиной года. Скажу честно, ехал в Киев с определенными опасениями, слишком уж противоречивая сейчас информация оттуда. С другой стороны, было интересно посмотреть на "новый" Киев, своими глазами увидеть, есть ли изменения в стране, как живут люди, о чем говорят, как себя ощущают.
Скажу сразу, впечатления остались не самые радужные. Заметно, что страна меняется, определенное движение есть, но ... если сравнивать с погодой, то в Украине сейчас холодная промозглая осень с дождями, ветром, мокрым снегом и затянутым плотными облаками небом. Где-то и кому-то может солнце может и светит, но этим похвастаться могут далеко не все.
Можно, конечно, бить кулаками в грудь и доказывать, что все классно и радужно, страна на верном пути и т.д., но нужно честно признать, все сложно для значительной массы людей. Для очень значительно массы людей.
Но об этом дальше, в серии сюжетов о жизни людей, а пока - путевые заметки. Что бросается в глаза, когда приезжаешь сегодня в Киев.
P.S. Да, и сразу предупрежу - мне не интересен был Майдан и о политике в своих заметках из этой поездки я писать не буду, как не писал и раньше.
2. Прямого авиасообщения между Украиной и Россией нет уже два года, поэтому добраться сюда из Москвы можно либо наземным транспортом (поезда продолжают ходить, автомобильные переходы также функционируют), либо самолетом через транзитные аэропорты - Минск, Вильнюс, Ригу, Прагу, Мюнхен и т.д.
По сравнению с трехлетней давностью, в определенной мере изменился режим пропуска иностранных граждан в страну: к прибывающим россиянам пограничники относятся с особым вниманием, к гражданам других государств меньше, но вопросы тоже возникают. На эту тему я, пожалуй, напишу отдельный материал, т.к. перед поездкой сам изучал этот вопрос и информация в сети довольно противоречива.
Я прилетел в аэропорт Жуляны, паспортный контроль прошел без особых проблем, никаких вопросов мне не задавали, благо на европейские паспорта пограничники реагируют спокойно. Прямо в аэропорту купил местную сим-карту Vodafone (бывший МТС) за 50 гривен. Стоит она, как и 3 года назад, для ее покупки все так же не нужно никаких документов.
В Украине наконец-то появилась 3G-связь, которой раньше у основных мобильных операторов просто не было. Причин я уже не помню, по-моему что-то там было связано с распределением лицензий и частот, которые лет 5 никак "не могли распределить" не без мощного лобби стационарного монополиста Укртелекома, который владел и лицензией и частотами.
С купленным телефонным номером через три дня произошел забавный случай. Честно говоря, я был ошаращен.
Звонит мне телефон - неизвестный мне киевский городской номер. Снимаю трубку, там звучит женский голос:
- Олег Николаевич, добрый день! Мы звоним по поводу вашей задолженности по кредиту.
- Извините, но вы ошиблись номером.
- Олег Николаевич, давайте вы не будете играть в эти детские игры, это Ваш номер ...
Перебиваю:
- Девушка, вы все-таки ошиблись, я не Олег Николаевич и купил сим-карту три дня назад в аэропорту, новую, в стартовом пакете, ее активировали при мне...
- Вынуждена Вас огорчить, но вы купили чужую сим-карту человека, который скрывается от выплаты кредитов.
Я попросил не беспокоить меня более и отключил звонок. Вообще, ситуация удивительная. Понятно, что человек просто выбросил симку, но странно, что так быстро оператор "вернул" номер на рынок...
Но поехали дальше...
3. Первое и наиболее заметное изменение за два с половиной года - это курс гривны.
Когда я был здесь в последний раз, он был около 12 гривен за доллар. Сейчас - 26. Рост более, чем в два раза. Курс доллара для Украины всегда имел достаточно большое значение, намного больше, чем для России, поэтому одно это изменение потянуло за собой целый паровоз. В стране сильно упал уровень жизни, ведь это не просто вырос доллар, а обесценилась гривна: зарплаты остались практически на докризисном уровне, большинство товаров и услуг подорожало вслед за долларом, так что большинство населения оказалось в очень непростой ситуации.
4. Очень выросли цены на бензин, естественно, вслед за долларом. 23 гривны за литр при минимальной зарплате 1450 гривен - это кошмар. И это хорошо, что цены на нефть нынче довольно низкие. Помню, 4 года назад литр бензина стоил под 1,3 доллара, сейчас это было бы аж 34 гривны!
Очень дорогой бензин вынуждает граждан намного реже пользоваться личными автомобилям и многие пересели на общественный транспорт. В Киеве это меньше заметно, а вот в Черкассах, куда я ездил на пару дней, это заметно очень сильно - машин на улицах гораздо меньше, чем несколько лет назад.
5. В Киеве очень много машин с донецкими и луганскими номерами - очень много людей покинули Донбасс и перебрались кто в Россию, кто в Украину. По разным оценкам, миграция с Донбасса по эту сторону конфликта составила около 1,5 миллиона человек. Многие выбрали Киев, так как здесь и возможностей больше, и работы, и денег.
Спросил у таксиста, как в Киеве относятся к "донецким", он ответил, что как и до конфликта - недолюбливают. Хамоватые, наглые, все так же временами беспределят и на дороге ведут себя иногда неадекватно.
Российские номера на машинах мне тоже попадались, но гораздо реже, чем раньше.
6. Обратил внимание, что таксист пользуется Яндекс.Навигатором. В Киеве, кстати, расположен один из офисов "Яндекс" и в городе довольно много рекламы "Яндекса".
7. Бросается в глаза большое количество рекламных биллбордов в различными патриотичными лозунгами.
Три года назад этого не было - оказывают влияние события на Востоке.
8. Даже на обычной коммерческой рекламе ощущается патриотический уклон.
Таксист говорит, что сейчас это тренд, среди людей сейчас модно поддерживать все свое - свои товары, свои компании, покупать не импортное, а украинское, так что такая реклама работает очень эффективно.
9. Кстати, по поводу ущемления русского языка. Если официальная реклама в Украине обязательно должна быть на украинском языке, то самопальной, вывесок и объявлений полно на русском. Большинство населения в Киеве общается по-русски, водитель такси, начав говорить по-украински, едва услышав, что я отвечаю на русском, тоже переключился на него.
10. Начался отопительный сезон и в стране, как это было и раньше, начали рваться трубы.
Коммунальная сфера все так же пребывает в упадочном состоянии. Хотя тарифы для населения подняли очень сильно под давлением МВФ, отказывавшегося давать очередные кредиты. Население от новых цен на коммуналку просто воет. С почти не изменившимися доходами, это действительно сильно бьет по семейным бюджетам.
11. А вот такого я раньше не видел НИКОГДА.
"Укрытие". В Киеве. Заставляет очень серьезно задуматься
12. На улицах, особенно около станций метро или на крупных узлах общественного транспорта процветает стихийная торговля.
Торгуют всем подряд - от ширпотреба до овощей, фруктов и даже свежего мяса.
13. Маршрутки...
Все видите на фото. Таких машин полно - уродливых, тесных, ржавых.
14. Очень удивила пустота в метро в понедельник днем.
Это не какая-то станция на окраине города, почти центр - Золотые Ворота.
15. Подвижной состав метро, как и маршрутки, довольно изношенный...
16. Внутри вагона
17. Привокзальная площадь.
Кофе, чай - 35 рублей.
18. Повсюду довольно много попрошаек
19. Продажа билетов и поиск клиентов на маршрутки в разные города.
20. Отсюда можно уехать и в Донецк, и в Луганск, и в Крым, и в Москву.
21. Хотите - во Львов, хотите - в Севастополь.
22. Много рекламы, призывающей к службе в армии по контракту.
23. Не раз встречал людей, раздающих желто-голубые ленточки.
24. Очень многие ходят с такой ленточкой на сумке, рукаве, лацкане...
25. В районе вокзала очень много людей в камуфляже или военной форме, с вещмешками или рюкзаками - дает о себе знать конфликт на Донбассе.
26. Очень бросается в глаза традиционный киевский треш - парковка везде, где только можно: на газонах, тротуарах, иногда перегораживая все возможные проходы для людей. Все, как и раньше...
27. Вот такая попадается реклама)
28. Андреевский спуск все тот же, все с теми же сувенирными развалами за нереальные деньги. Вот только туристов поменьше, чем в былые годы. Хотя, погода не очень, может это сказывается...
На Майдан я не пошел, решил посвятить оставшееся время тому, с чем в Украине всегда было хорошо - национальной кухне.
Но об этом уже отдельно...
29. На лотках стало заметно больше украинской симфолики,
Скажу сразу, впечатления остались не самые радужные. Заметно, что страна меняется, определенное движение есть, но ... если сравнивать с погодой, то в Украине сейчас холодная промозглая осень с дождями, ветром, мокрым снегом и затянутым плотными облаками небом. Где-то и кому-то может солнце может и светит, но этим похвастаться могут далеко не все.
Можно, конечно, бить кулаками в грудь и доказывать, что все классно и радужно, страна на верном пути и т.д., но нужно честно признать, все сложно для значительной массы людей. Для очень значительно массы людей.
Но об этом дальше, в серии сюжетов о жизни людей, а пока - путевые заметки. Что бросается в глаза, когда приезжаешь сегодня в Киев.
P.S. Да, и сразу предупрежу - мне не интересен был Майдан и о политике в своих заметках из этой поездки я писать не буду, как не писал и раньше.
2. Прямого авиасообщения между Украиной и Россией нет уже два года, поэтому добраться сюда из Москвы можно либо наземным транспортом (поезда продолжают ходить, автомобильные переходы также функционируют), либо самолетом через транзитные аэропорты - Минск, Вильнюс, Ригу, Прагу, Мюнхен и т.д.
По сравнению с трехлетней давностью, в определенной мере изменился режим пропуска иностранных граждан в страну: к прибывающим россиянам пограничники относятся с особым вниманием, к гражданам других государств меньше, но вопросы тоже возникают. На эту тему я, пожалуй, напишу отдельный материал, т.к. перед поездкой сам изучал этот вопрос и информация в сети довольно противоречива.
Я прилетел в аэропорт Жуляны, паспортный контроль прошел без особых проблем, никаких вопросов мне не задавали, благо на европейские паспорта пограничники реагируют спокойно. Прямо в аэропорту купил местную сим-карту Vodafone (бывший МТС) за 50 гривен. Стоит она, как и 3 года назад, для ее покупки все так же не нужно никаких документов.
В Украине наконец-то появилась 3G-связь, которой раньше у основных мобильных операторов просто не было. Причин я уже не помню, по-моему что-то там было связано с распределением лицензий и частот, которые лет 5 никак "не могли распределить" не без мощного лобби стационарного монополиста Укртелекома, который владел и лицензией и частотами.
С купленным телефонным номером через три дня произошел забавный случай. Честно говоря, я был ошаращен.
Звонит мне телефон - неизвестный мне киевский городской номер. Снимаю трубку, там звучит женский голос:
- Олег Николаевич, добрый день! Мы звоним по поводу вашей задолженности по кредиту.
- Извините, но вы ошиблись номером.
- Олег Николаевич, давайте вы не будете играть в эти детские игры, это Ваш номер ...
Перебиваю:
- Девушка, вы все-таки ошиблись, я не Олег Николаевич и купил сим-карту три дня назад в аэропорту, новую, в стартовом пакете, ее активировали при мне...
- Вынуждена Вас огорчить, но вы купили чужую сим-карту человека, который скрывается от выплаты кредитов.
Я попросил не беспокоить меня более и отключил звонок. Вообще, ситуация удивительная. Понятно, что человек просто выбросил симку, но странно, что так быстро оператор "вернул" номер на рынок...
Но поехали дальше...
3. Первое и наиболее заметное изменение за два с половиной года - это курс гривны.
Когда я был здесь в последний раз, он был около 12 гривен за доллар. Сейчас - 26. Рост более, чем в два раза. Курс доллара для Украины всегда имел достаточно большое значение, намного больше, чем для России, поэтому одно это изменение потянуло за собой целый паровоз. В стране сильно упал уровень жизни, ведь это не просто вырос доллар, а обесценилась гривна: зарплаты остались практически на докризисном уровне, большинство товаров и услуг подорожало вслед за долларом, так что большинство населения оказалось в очень непростой ситуации.
4. Очень выросли цены на бензин, естественно, вслед за долларом. 23 гривны за литр при минимальной зарплате 1450 гривен - это кошмар. И это хорошо, что цены на нефть нынче довольно низкие. Помню, 4 года назад литр бензина стоил под 1,3 доллара, сейчас это было бы аж 34 гривны!
Очень дорогой бензин вынуждает граждан намного реже пользоваться личными автомобилям и многие пересели на общественный транспорт. В Киеве это меньше заметно, а вот в Черкассах, куда я ездил на пару дней, это заметно очень сильно - машин на улицах гораздо меньше, чем несколько лет назад.
5. В Киеве очень много машин с донецкими и луганскими номерами - очень много людей покинули Донбасс и перебрались кто в Россию, кто в Украину. По разным оценкам, миграция с Донбасса по эту сторону конфликта составила около 1,5 миллиона человек. Многие выбрали Киев, так как здесь и возможностей больше, и работы, и денег.
Спросил у таксиста, как в Киеве относятся к "донецким", он ответил, что как и до конфликта - недолюбливают. Хамоватые, наглые, все так же временами беспределят и на дороге ведут себя иногда неадекватно.
Российские номера на машинах мне тоже попадались, но гораздо реже, чем раньше.
6. Обратил внимание, что таксист пользуется Яндекс.Навигатором. В Киеве, кстати, расположен один из офисов "Яндекс" и в городе довольно много рекламы "Яндекса".
7. Бросается в глаза большое количество рекламных биллбордов в различными патриотичными лозунгами.
Три года назад этого не было - оказывают влияние события на Востоке.
8. Даже на обычной коммерческой рекламе ощущается патриотический уклон.
Таксист говорит, что сейчас это тренд, среди людей сейчас модно поддерживать все свое - свои товары, свои компании, покупать не импортное, а украинское, так что такая реклама работает очень эффективно.
9. Кстати, по поводу ущемления русского языка. Если официальная реклама в Украине обязательно должна быть на украинском языке, то самопальной, вывесок и объявлений полно на русском. Большинство населения в Киеве общается по-русски, водитель такси, начав говорить по-украински, едва услышав, что я отвечаю на русском, тоже переключился на него.
10. Начался отопительный сезон и в стране, как это было и раньше, начали рваться трубы.
Коммунальная сфера все так же пребывает в упадочном состоянии. Хотя тарифы для населения подняли очень сильно под давлением МВФ, отказывавшегося давать очередные кредиты. Население от новых цен на коммуналку просто воет. С почти не изменившимися доходами, это действительно сильно бьет по семейным бюджетам.
11. А вот такого я раньше не видел НИКОГДА.
"Укрытие". В Киеве. Заставляет очень серьезно задуматься
12. На улицах, особенно около станций метро или на крупных узлах общественного транспорта процветает стихийная торговля.
Торгуют всем подряд - от ширпотреба до овощей, фруктов и даже свежего мяса.
13. Маршрутки...
Все видите на фото. Таких машин полно - уродливых, тесных, ржавых.
14. Очень удивила пустота в метро в понедельник днем.
Это не какая-то станция на окраине города, почти центр - Золотые Ворота.
15. Подвижной состав метро, как и маршрутки, довольно изношенный...
16. Внутри вагона
17. Привокзальная площадь.
Кофе, чай - 35 рублей.
18. Повсюду довольно много попрошаек
19. Продажа билетов и поиск клиентов на маршрутки в разные города.
20. Отсюда можно уехать и в Донецк, и в Луганск, и в Крым, и в Москву.
21. Хотите - во Львов, хотите - в Севастополь.
22. Много рекламы, призывающей к службе в армии по контракту.
23. Не раз встречал людей, раздающих желто-голубые ленточки.
24. Очень многие ходят с такой ленточкой на сумке, рукаве, лацкане...
25. В районе вокзала очень много людей в камуфляже или военной форме, с вещмешками или рюкзаками - дает о себе знать конфликт на Донбассе.
26. Очень бросается в глаза традиционный киевский треш - парковка везде, где только можно: на газонах, тротуарах, иногда перегораживая все возможные проходы для людей. Все, как и раньше...
27. Вот такая попадается реклама)
28. Андреевский спуск все тот же, все с теми же сувенирными развалами за нереальные деньги. Вот только туристов поменьше, чем в былые годы. Хотя, погода не очень, может это сказывается...
На Майдан я не пошел, решил посвятить оставшееся время тому, с чем в Украине всегда было хорошо - национальной кухне.
Но об этом уже отдельно...
29. На лотках стало заметно больше украинской симфолики,
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]