Христиане — призванные к любви
---
Невероятно, но слово «христианин» всего лишь три раза встречается в Писании: дважды в книге Деяний и единожды в Соборном послании Петра.
Архимандрит Савва (Мажуко)
– А как же Павел?
– Ни в одном из четырнадцати павловских посланий нет этого термина.
Апостол Павел не называл себя христианином и к своим ученикам так не обращался. Он пользовался другим словом: «призванный». Сегодня мы говорим: «верующий человек», «православный», «христианин», «человек религиозный», «прихожанин» и так далее. А для апостола Павла главным и дорогим именем христианина было – призванный.
В начале двух самых обширных из своих посланий – к Римлянам и Коринфянам – он называет себя «призванным апостолом» – κλητός απόστολος. Но и к своим читателям он обращается с таким же словом: «вы призванные» – κλητοί, так что призыв звучит чрезвычайно дерзко и вызывающе для православного уха:
«всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7).
Здесь три важнейших определения: возлюбленный Божий; призванный, святой. Если мы называем себя наследниками апостолов и наша Церковь даже в Символе веры провозглашается апостольской, то три эти характеристики – наши имена, наше самоназвание.
Однако смогу ли я написать письмо собрату в вере и подписаться: «Савва, возлюбленный Божий, призванный святой»?
Просто отложите на минутку чтение и произнесите эту формулу, вставив свое имя. Каково? Что вы почувствовали?
– Да ведь это апостолы! Тогда все вокруг были святыми, а кто такие мы? Куда нам, грешникам?
– Но именно это апостол Павел считал нормой для учеников Христа.
Если хотите, эти три определения – формула христианской жизни.
Однако Церковь живет уже не первое тысячелетие, и слово «святой» с каждым веком теряло свое христианское содержание, приобретая всё более религиозное. В современном церковном словоупотреблении святой – это человек, достигший вершин духовной жизни, чудотворец, религиозный авторитет, имеющий чаще всего всецерковное признание в виде канонизации. Для первых христиан святой – ученик и последователь Христа, святой Его святостью, праведный Его правдой, любящий Его любовью.
Как святость Христа могла достичь меня? Благодаря подвигам поста и молитвы, многолетним духовным упражнениям и соблюдению устава? Нет! Апостол Павел постоянно говорит о даре праведности, который невозможно заслужить, заработать, стать его достойным.
Святой не значит непорочный и безгрешный. Себя апостол Павел называет первым среди грешников, и это не пустое религиозное кокетство, это слова человека настолько честного, что сложно поставить кого-то с ним рядом. Он святой, потому что живет жизнью Христа.
Перечитайте слова апостола. Только так прочтите, будто видите их в первый раз, позвольте себе свежесть чтения:
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос.
А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).
Павел свят, потому что в нем живет Христос и он живет Христом.
Это очень известные слова, и мы много раз их перечитывали, что совершенно не ощущаем их очевидную скандальность. Но разве это не дерзость – сказать такое:
«А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня».
Возлюбившего меня? Из чего это следует? А дальше еще более дерзко: «и предавшего Себя за меня».
То есть Христос умер за Павла? Лично за Павла? Значит, и я, как христианин, могу сказать, что Иисус умер лично за меня, за Савву? Откуда такая самоуверенность?
И здесь я тоже попрошу вас прервать чтение и вставить свое имя в эту Павлову формулу, и проговорить ее со своим именем несколько раз, чтобы остаться предельно честным с самим собой, со своей христианской совестью.
Кто эти – возлюбленные Божии, призванные Христом? Это мы с вами, те самые, кто носит имя христиан. Призванные – это мы.
Быть призванным значит пережить призвание – событие встречи с Богом, Который позвал тебя лично. У апостола Павла это произошло очень ярко и драматично, и он всю свою жизнь возвращался к этой встрече по дороге в Дамаск, отсюда отсчитывал свой христианский век.
Однако большинство из нас мало что может рассказать о своем опыте Встречи, и это не страшно, потому что суть призвания – не громкие чудеса, потрясения и обличения, а откровение Божией любви.
Как узнать, что Господь позвал меня? Призвание – это открытие любви Бога ко мне. Жалко, что так затерлись слова – «любовь», «Бог», «откровение», – они совсем перестали отзываться в уме и сердце современного человека, пусть даже и христианина. Но именно с этого начинается моя жизнь во Христе и Христом – Бог любит меня, именно меня, даже в моем грехе и с моими ошибками. И все эти значительные события церковной истории – Рождество Христа, проповедь, Крест, Пасха – это всё про меня и ради меня!
После такого открытия у человека должны отрастать крылья. Только – где они, крылья наши?
Что Бог и Его любовь! Большинство людей живут жаждой любви и дружбы, мечтают с детства любить и быть любимыми и всё же остаются навсегда одиноки, потому что не могут поверить, что их кто-то может полюбить – какой уж тут Бог, если я своим друзьям не позволяю себя полюбить, бегу от их любви и заботы!
Гораздо проще и уютнее мыслить события евангельской истории в другом масштабе – историческом, универсальном, там, где гиганты духа, маги и короли, а кто я такой, чтобы пристраиваться к такому величественному эпосу?
Кто ты такой? Ты – возлюбленный Божий и призванный святой – вот кто! И все удивительные библейские события не ради магов и королей, не ради космического равновесия, а для тебя, именно для тебя.
Лично тебя Господь позвал, открыв любовь Свою, тебя сделал святым и благовестником. Поэтому всё Евангелие – для тебя и про тебя!
Рождество Христово – не просто красивая сказка про восточных царей, это часть моей семейной истории – да, именно так! Моей и вашей! Нужно достаточно взволноваться и разрешить себе так мыслить. Мы вовсе не сироты и не бездомники! Апостол Павел учил призванных повторять: мы – свои Богу!
А если вы не верите на слово, откройте послание к Ефесянам – вторая глава, девятнадцатый стих – вот наше место в Церкви, вот наш наследственный титул!
Таково было самоощущение первых христиан. Это не экзальтация и самовнушение, а единственная норма и отправная точка христианской жизни.
– Ты кто?
– Я – Савва, возлюбленный Божий и призванный святой!
А теперь этот вопрос я адресую вам. Свое имя произнесите в этой фразе ясно и отчетливо, «примерьте» на себя апостольский ответ.
Получится не сразу и, скорее всего, уйдет много времени на сомнения и раздумья, но оно стоит того. Даже если всю жизнь станете биться и размышлять над этими словами апостола, вы найдете больше, чем те, кто годами прячется в ложном смирении от страха полюбить и быть любимым.
Архимандрит Савва (Мажуко)
– А как же Павел?
– Ни в одном из четырнадцати павловских посланий нет этого термина.
Апостол Павел не называл себя христианином и к своим ученикам так не обращался. Он пользовался другим словом: «призванный». Сегодня мы говорим: «верующий человек», «православный», «христианин», «человек религиозный», «прихожанин» и так далее. А для апостола Павла главным и дорогим именем христианина было – призванный.
В начале двух самых обширных из своих посланий – к Римлянам и Коринфянам – он называет себя «призванным апостолом» – κλητός απόστολος. Но и к своим читателям он обращается с таким же словом: «вы призванные» – κλητοί, так что призыв звучит чрезвычайно дерзко и вызывающе для православного уха:
«всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7).
Здесь три важнейших определения: возлюбленный Божий; призванный, святой. Если мы называем себя наследниками апостолов и наша Церковь даже в Символе веры провозглашается апостольской, то три эти характеристики – наши имена, наше самоназвание.
Однако смогу ли я написать письмо собрату в вере и подписаться: «Савва, возлюбленный Божий, призванный святой»?
Просто отложите на минутку чтение и произнесите эту формулу, вставив свое имя. Каково? Что вы почувствовали?
– Да ведь это апостолы! Тогда все вокруг были святыми, а кто такие мы? Куда нам, грешникам?
– Но именно это апостол Павел считал нормой для учеников Христа.
Если хотите, эти три определения – формула христианской жизни.
Однако Церковь живет уже не первое тысячелетие, и слово «святой» с каждым веком теряло свое христианское содержание, приобретая всё более религиозное. В современном церковном словоупотреблении святой – это человек, достигший вершин духовной жизни, чудотворец, религиозный авторитет, имеющий чаще всего всецерковное признание в виде канонизации. Для первых христиан святой – ученик и последователь Христа, святой Его святостью, праведный Его правдой, любящий Его любовью.
Как святость Христа могла достичь меня? Благодаря подвигам поста и молитвы, многолетним духовным упражнениям и соблюдению устава? Нет! Апостол Павел постоянно говорит о даре праведности, который невозможно заслужить, заработать, стать его достойным.
Святой не значит непорочный и безгрешный. Себя апостол Павел называет первым среди грешников, и это не пустое религиозное кокетство, это слова человека настолько честного, что сложно поставить кого-то с ним рядом. Он святой, потому что живет жизнью Христа.
Перечитайте слова апостола. Только так прочтите, будто видите их в первый раз, позвольте себе свежесть чтения:
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос.
А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).
Павел свят, потому что в нем живет Христос и он живет Христом.
Это очень известные слова, и мы много раз их перечитывали, что совершенно не ощущаем их очевидную скандальность. Но разве это не дерзость – сказать такое:
«А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня».
Возлюбившего меня? Из чего это следует? А дальше еще более дерзко: «и предавшего Себя за меня».
То есть Христос умер за Павла? Лично за Павла? Значит, и я, как христианин, могу сказать, что Иисус умер лично за меня, за Савву? Откуда такая самоуверенность?
И здесь я тоже попрошу вас прервать чтение и вставить свое имя в эту Павлову формулу, и проговорить ее со своим именем несколько раз, чтобы остаться предельно честным с самим собой, со своей христианской совестью.
Кто эти – возлюбленные Божии, призванные Христом? Это мы с вами, те самые, кто носит имя христиан. Призванные – это мы.
Быть призванным значит пережить призвание – событие встречи с Богом, Который позвал тебя лично. У апостола Павла это произошло очень ярко и драматично, и он всю свою жизнь возвращался к этой встрече по дороге в Дамаск, отсюда отсчитывал свой христианский век.
Однако большинство из нас мало что может рассказать о своем опыте Встречи, и это не страшно, потому что суть призвания – не громкие чудеса, потрясения и обличения, а откровение Божией любви.
Как узнать, что Господь позвал меня? Призвание – это открытие любви Бога ко мне. Жалко, что так затерлись слова – «любовь», «Бог», «откровение», – они совсем перестали отзываться в уме и сердце современного человека, пусть даже и христианина. Но именно с этого начинается моя жизнь во Христе и Христом – Бог любит меня, именно меня, даже в моем грехе и с моими ошибками. И все эти значительные события церковной истории – Рождество Христа, проповедь, Крест, Пасха – это всё про меня и ради меня!
После такого открытия у человека должны отрастать крылья. Только – где они, крылья наши?
Что Бог и Его любовь! Большинство людей живут жаждой любви и дружбы, мечтают с детства любить и быть любимыми и всё же остаются навсегда одиноки, потому что не могут поверить, что их кто-то может полюбить – какой уж тут Бог, если я своим друзьям не позволяю себя полюбить, бегу от их любви и заботы!
Гораздо проще и уютнее мыслить события евангельской истории в другом масштабе – историческом, универсальном, там, где гиганты духа, маги и короли, а кто я такой, чтобы пристраиваться к такому величественному эпосу?
Кто ты такой? Ты – возлюбленный Божий и призванный святой – вот кто! И все удивительные библейские события не ради магов и королей, не ради космического равновесия, а для тебя, именно для тебя.
Лично тебя Господь позвал, открыв любовь Свою, тебя сделал святым и благовестником. Поэтому всё Евангелие – для тебя и про тебя!
Рождество Христово – не просто красивая сказка про восточных царей, это часть моей семейной истории – да, именно так! Моей и вашей! Нужно достаточно взволноваться и разрешить себе так мыслить. Мы вовсе не сироты и не бездомники! Апостол Павел учил призванных повторять: мы – свои Богу!
А если вы не верите на слово, откройте послание к Ефесянам – вторая глава, девятнадцатый стих – вот наше место в Церкви, вот наш наследственный титул!
Таково было самоощущение первых христиан. Это не экзальтация и самовнушение, а единственная норма и отправная точка христианской жизни.
– Ты кто?
– Я – Савва, возлюбленный Божий и призванный святой!
А теперь этот вопрос я адресую вам. Свое имя произнесите в этой фразе ясно и отчетливо, «примерьте» на себя апостольский ответ.
Получится не сразу и, скорее всего, уйдет много времени на сомнения и раздумья, но оно стоит того. Даже если всю жизнь станете биться и размышлять над этими словами апостола, вы найдете больше, чем те, кто годами прячется в ложном смирении от страха полюбить и быть любимым.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]