На верность своему Отечеству: из истории русской военной присяги
---
4 января 1939 года в Советском Союзе появился новый текст военной клятвы и новый порядок ее принесения
Что делает солдата солдатом? С точки зрения военных, только одно событие — присяга. До нее, как это определяет, например, российское законодательство, военнослужащий не может иметь оружия и боевой техники и не может участвовать в боевых действиях — то есть, по сути, и правда не является полноценным солдатом. И такой порядок существует в нашей стране уже более трехсот лет, поскольку первым, кто ввел в русской армии само понятие присяги как события, без которого военный человек не мог считаться таковым, был царь Петр I, включивший текст присяги и описание церемонии ее принесения в свой «Устав воинский» 1716 года.
От Петра I до Николая II
Некоторые исследователи считают, что прообраз присяги как торжественной клятвы на верность дружине существовал на Руси с IX века. Но это не было присягой в нынешнем понимании этого слова, поскольку не существовало и государства в современном понятии. По мере того, как складывалась и крепла русская государственность, трансформировался и обычай клятвы, которую приносили ратные люди. В XVI-XVII веках сложилась традиция поручительства за новобранца со стороны его товарищей и одновременно его обещания верно нести царскую службу и хранить «государевы тайны», что уже можно считать предтечей воинской присяги. Традиционной такая клятва стала во времена царя Алексея Михайловича: описание ее процедуры и примерного текста торжественного обещания даже были включены в текст «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Но только во времена правления его сына — государя Петра Алексеевича — в официальных воинских документах появляется само слово «присяга» и вводится ее непременность для всех военнослужащих. И фактически именно текст петровской присяги, с которого начинался так называемый «Артикул воинский» — составная часть «Устава воинского» — с изменениями и дополнениями, но сохранялся до последних дней существования Российской империи.
Присяга православных солдат-новобранцев Перновского 3-го гренадерского полка, Москва, март 1904 года
Гораздо более существенные изменения, чем текст присяги, претерпевала форма ее принесения военнослужащими русской армии. При Петре I процедура выглядела просто: присягающий клал левую руку на Евангелие и поднимал вверх правую руку с выпрямленными указательным и средним пальцами (если присягающих было много, то вся группа только поднимала правую руку), затем произносил слова присяги за читающим текст и целовал Евангелие. На этом принесение присяги заканчивалось. Постепенно в этот ритуал стали вноситься изменения, в том числе обоснованные расширением и изменением национального состава русской армии. При Павле I обязательным стало принесение присяги под развернутым знаменем роты, причем левой рукой присягающий держался за знамя, и с тех пор присягавшие всегда делали это под знаменами; там же, где знамен не было, например, в полевой артиллерии — перед фронтом орудий, а в крепостной артиллерии — на верхней части крепостного вала. Чуть раньше были введены правила принесения присягой исповедующими иные религии, кроме православия — мусульманами, евреями, католиками, лютеранами и даже язычниками. В присяге мусульман участвовал мулла (или, если найти его не удавалось, хотя бы два свидетеля-единоверца), евреи по возможности приносили присягу в синагогах или молитвенных домах и тоже при свидетелях-евреях, католиков сопровождали ксензды, лютеран — патеры, а присягу у язычников принимал, как правило, командир части. Отличался и текст присяги: в зависимости от веры присягающего из него исключались те или иные слова, упоминающие православные символы.
«Я, сын трудового народа…»
Февральская революция привела к первому существенному изменению текста присяги: из него ушло упоминание императора как главной персоны, которой приносилась воинская клятва. Однако церемония практически не изменилась: те же развернутые флаги и то же обращение к Богу, если присягающий был православным. Но после Октябрьской революции, отменившей не только все прежние традиции и обычаи, но даже и саму армию и ее систему чинов и званий, ситуация кардинально изменилась. В феврале 1918 года, когда большевикам пришлось создавать новую, Красную армию, для ее бойцов пришлось составлять и новый текст присяги, равно как и изобретать ее церемонию. Теперь присяга начиналась со слов «Я, сын трудового народа…» и уже не содержала упоминаний ни Бога, ни императора, но зато грозила отступнику всеобщим презрением и карой сурового революционного закона. Через пять лет текст присяги изменился: в нем появились слова о Союзе Советских Социалистических Республик, который возник в декабре 1922 года. Затем текст советской воинской присяги менялся еще трижды: 4 января 1939 года, 10 июня 1947 года и 23 августа 1960 года.
Принятие присяги у новобранцев-мусульман, Перновский 3-й гренадерский полк, Москва, март 1904 года
Менялась и традиция принесения присяги в Красной Армии и Рабоче-крестьянском Красном флоте. Во время Гражданской войны присягу принимали в каждой части отдельно и непосредственно при поступлении на службу, так как времени на «курс молодого бойца» и подготовку к церемонии не было. С 1922 года традицией стало общее принятие присяги 1 мая, во время первомайского парада: это было торжественно и красиво. Такой ритуал сохранялся достаточно долго, пока в том же 1939 году вместе с текстом новой присяги не был утвержден и новый порядок ее принятия: отныне каждый красноармеец и краснофлотец приносил присягу индивидуально. Чуть раньше в церемонию вернулся и такой дореволюционный атрибут, как принесение присяги при развернутом знамени части, хотя он соблюдался и не во всех подразделениях и соединениях. А вот текст всегда был один и тот же для всех бойцов, невзирая на их национальность и вероисповедание: в интернациональном Советском Союзе с его атеистической идеологией по-другому и быть не могло.
Коротко и ясно
С течением лет текст русской, а затем советской воинской присяги понемногу сокращался. Из него постепенно исчезали упоминания комиссаров, а также реалий, которые к тому времени уже изменились, например, «дела социализма и братства народов». Но самую серьезную трансформацию присяга пережила после того, как перестал существовать Советский Союз. В тексте присяги, утвержденном 5 января 1992 года, еще сохраняются слова о готовности переносить трудности воинской службы, быть честным и добросовестным, а также нести за нарушение присяги установленную государством ответственность. А вот нынешним воинам доводится читать совсем короткий текст, в котором остались лишь обещания соблюдать Конституцию и воинские уставы, выполнять приказы командиров и начальников, исполнять воинский долг, защищать свободу, независимость и конституционный строй России, а также «народ и Отечество». Правда, практически не изменилась церемония присяги: как и прежде, новобранцы приносят ее перед строем боевых товарищей, с оружием в руках и под развернутым знаменем части.
Принятие присяги в одной из частей Красной Армии, 1939 год
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]