Картины рассказывают. «Караульня»
---
Картина «Игра в кости», на которой очень точно изображен внешний вид конных воинов середины XVII в. Находится в пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого
Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: «Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом».
Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.
Павел Антокольский. Иероним Босх
Военное дело на рубеже эпох. Есть в городе Пензе красивое старое здание «с башенкой». В прошлом это было здание Крестьянского поземельного банка, потом – какие-то советские учреждения, но в итоге в ней расположилась картинная галерея имени К. А. Савицкого, известного художника, нашего земляка. Здание это ну просто идеально подошло для картинной галереи и, заметим, что подборка картин в ней очень даже интересная и достойная. Меня в нее водили с детства, потом я сам водил в нее своих студентов и всегда бросал взгляд на небольшое полотно в зале западноевропейской живописи: «Игра» (Есть варианты названия, например, один из них «Рыцари за игрой в кости») кисти художника Свебаха Жана Франсуа Жозефа (псевдоним Де Фонтен).
У нас на подписи дано это название…
Дело в том, что в детстве меня больше всего привлекали батальные полотна, а с ними у нас в галерее «не очень», вот я и любовался на изображенных на ней воинов по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Позднее меня в ней стала привлекать реализм изображения. Ведь полотно по размерам невелико, но как точно на нем показаны самые мельчайшие детали костюмов. По сути ее вполне можно использовать как иллюстрацию к статье, ну, скажем, про тех же рейтаров или кирасиров.
Здание картинной галереи не может не привлекать внимания к его архитектуре.
Хотя есть одно «но». Сам автор жил несколько позднее той эпохи, для которой нарисованные им костюмы были типичны. То есть он работал по каким-то художественным источникам, а не писал с натуры. Но есть образцы материальной культуры – одежда и доспехи, которые, во-первых, подтверждают все то, что он нарисовал, а во-вторых, ведь были и другие художники, писавшие свои полотна именно XVI веке и он вполне мог перерисовывать что-то у них.
Свебах Жак Франсуа Жозеф «Рыцари, играющие в кости». Интересно, почему игроки названы «рыцарями»? Только потому, что на голове одного из них железный шлем?
И вот здесь мы вплотную подходим к одной очень интересной теме. Настолько живописные полотна могут служить историческими источниками? И ответ будет такой: одни полотна могут, другие — нет. А третьи могут лишь частично. Например, картина «Сдача Бреды» или «Копья» (второе название связано с тем, что копий на полотне действительно очень много!) Диего Веласкеса, написанная им в 1634-1635 гг., вполне может. Поскольку изображает событие, имевшее место 5 июня 1625 года, когда губернатор голландского города Бреды Юстин Нассауский передал ключи от него главнокомандующему испанской армии Амброзио Спиноле. То есть с момента самого события и до момента его отражения на полотне прошло всего десять лет и за это время ни моды, ни военное искусство не изменились.
«Сдача Бреды», картина Диего Веласкеса. (Музей Прадо, Мадрид)
А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая. И уж если сам князь бился с «погаными», будучи одетым в доспехи рядового дружинника (о чем есть и письменные сообщения), то… надо ли говорить, что воины в рваных кольчугах и без шлемов вообще не могли там стоять в первых рядах, даже если таковые в нашем войске и присутствовали. Просто был тогда такой политический тренд, отраженный, например, в кинофильме «Александр Невский» (и даже в кинофильме «Остров сокровищ», также 1938 года), где было показано как лапотные мужики побивают дрекольем немецких псов-рыцарей.
Также очень своеобразно и полотно И. С. Глазунова «Битва на Девичьем поле». К доспехам и оружиюпретензий нет, но вот изображенная им на полотне тактика тогдашнего боя ничего кроме смеха вызвать не может.
Сейчас на ВО идет цикл статей о воинах и доспехах военного дела на рубеже эпох, поэтому есть смысл познакомиться хотя бы с некоторыми картинами, которые могут служить нам в качестве источников информации по этой теме. Одним из таких художников был Давид Тенирс Младший (1610 – 1690 гг.), написавший в 1642 году картину «Караульня», в которой им были талантливо слиты воедино военный натюрморт, жанровая сценка, пейзаж с фигурами. На переднем плане мы видим просто роскошный натюрморт из рыцарских доспехов, оружия, флагов, барабана, трубы, и литавры. Ну, а панорамный ландшафт демонстрирует нам сцену осады крепости, стоящей на берегу моря.
«Караульня». Давид Тенирс Младший, 1642 г. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Далее мы видим, что местом действия является караульное помещение, возможно комната временной казармы. В ней находятся два опоясанных шарфами кавалерийских офицера, и солдат-кавалерист, который надевает сапоги-ботфорты, чтобы заступить, а также несколько пехотинцев. Одежда их интереса не представляет, чего не скажешь об оружии, изображенном здесь же. Например, это шпага с трехгранным клинком, расширяющимся к эфесу. Что тут необычного? А дело в том, что долгое время считалось, что такие клинки распространились лишь в последней четверти XVII века. Дело в том, что в Европе долгое время господствовала итальянская школа фехтования. Главной стойкой этой школы была фронтальная. При этом фехтовальщики держали шпагу в правой руке, а в левой – парирующий кинжал.
Пистолетный гарнитур середины XVII в. Пистолеты сделаны и декорированы итальянским Джованни Антонио Гаваччоло - одним из лучших производителей замков в Брешии. Его работа была настолько высоко оценена, что венецианское правительство подарило комплекты огнестрельного оружия работы Гаваччоло королю Франции Людовику XIII (1610–1643) и королю Персии. Стволы изготовлены Лазарино Коминаззо. Длина: 47,110 см. Калибр 12,6 мм; Вес 1003 г.(Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Затем на смену ей пришла французская школа, считающаяся более прогрессивной. Ее основатели поменяли стойку фехтовальщика и повернули его к противнику боком, тем самым уменьшив площадь туловища, которую мог бы поразить его противник. Кинжал в левой руке стал не нужен. Но теперь понадобилось сильно упрочить клинок шпаги у эфеса, что и привело к тому, что клинки у шпаг стали трехгранными. И вот как раз картина Тенирса позволила доказать, что первые образцы таких шпаг стали использоваться примерно на тридцать лет раньше, чем это было принято считать до ее изучения.
«Доспехи в три четверти», ок. 1645 г. то есть практически «современники» доспехов на полотне и, кстати, очень на них похожи. Место изготовления: Брешия. Вес: 26.85 kг без шлема. Шлем — 4300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Еще один колесцовый всаднический пистолет, на этот раз швейцарский. Ок. 1650 г. Длина: 54.9 cм. Длина ствола: 34.6 cм. Калибр 11.4 мм. Вес 1247.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
И он не забыл даже про такую деталь, как отвертка, которая изображена привязанной к пусковой скобе у ружья и которую использовали для зажима в курке пирита. А рядом с колесцовым пистолетом лежит ключ к нему – ремонтуар, необходимый для натягивания пружины колесика. Так вот на мушкете замок уже не колесцовый, а ударный с S-образным серпентином в задней части замочной доски. Такой замок получил название французского из-за того, что его изобретателем считается французский королевский художник и оружейник Марэн ле Буржуа (1550 – 1634 гг.).
Один из наиболее хорошо сохранившихся французских доспехов, датируемый правлением Генриха IV (1589–1610) и, возможно, что именно ему и принадлежавших. Наглядный пример того, как французская знать любила полностью позолоченные доспехи. На нем сохранилась оригинальная подкладка на шлеме из желтого шелка и красные кожаные ремешки, сшитые металлической нитью. Шаффрон (защита головы лошади), также находится в собрании Музея Метрополитен (арт. № 27.177.2, то есть очевидно это был всаднический гарнитур), а седло находится в Музее искусств в Париже. Несмотря на свою богатую отделку, эта «броня» была предназначена для использования в бою. Причем изготовлен этот доспех «в три четверти» был как раз в тут пору, когда кавалерия в тяжелой броне отказалась от копья в пользу пары пистолетов, которые хранились в кобурах в передней части седла. Пробивная сила нового оружия привела к увеличению веса таких доспехов и постепенному отказу от таких элементов, как защита нижней части ног. Изготовлены около 1600 г. во Франции. Высота 144,8 см; вес 34,98 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
И если в 1642 году мушкет с таким замком оказался в какой-то богом забытой караульне на вооружении рядового драгуна, то это может говорить лишь об одном, а именно о том, что к этому времени именно ударные замки в мушкетах получили весьма широкое распространение, и вытеснили фитильные замки. Но в кавалерии колесцовые замки продолжали использоваться по-прежнему!
Шлем армэ с предличником, закрепленным ремешком. Обращает на себя внимание такая неприметная деталь, как «отделка шнуром», то есть на нем сделана витая закраина горжета. Известно, что армэ с горжей, очень распространенный в «максимилиановских доспехах» начала XVI века сохранился вплоть до следующего столетия – хороший пример технического совершенства подобной отделки краев различных частей доспеха. Гребень на шлеме постепенно увеличивался в размерах, но с 1590 года начал понемногу уменьшаться.
Кроме этого, мы видим среди кучи оружия стоящие черные кирасирские доспехи и лежащую полированную кирасу, а также шлем-бургиньот, латные перчатки, шпоры, а еще чекан – ставший популярным оружием легкой конницы, и саблю, похожую на польскую корабелу! То есть, в этой караульне должны были быть еще и всадники легкой конницы, потому что кирасиры саблями не пользовались и чеканов не носили!
Доспех украшен потрясающей гравировкой, сочетающейся с золочением выгравированного на их поверхности растительного орнамента!
Вот как много, получается, может дать изучение одной единственной картины, если она написана со знанием дела и если исследователи внимательно разбираются в ее деталях!
Продолжение следует…
Автор:Вячеслав Шпаковский
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]