10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг
27.12.2019 2 772 0 +67 Aurinrad

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг

---
+67
В закладки
«Есть истории, которые не кончаются. Герои приходят и уходят, когда закончат свое дело. А история живет…».
Джон Рональд Роуэл Толкиен

Каждый город хранит в себе трагические истории о никому неизвестных, но самых настоящих героях. Истории эти быстро забываются, а имена героев стираются из памяти, а порой – даже из архивов. Но привет из прошлого находится там, где его совсем не ожидаешь увидеть…

Буквально недавно в Алматы я набрела на совсем неприметный памятник, похожий на те, что ставят на трассах на местах страшных фатальных аварий. Этот же стоит на перекрестке проспекта Достык (бывш. Ленина) и улицы Казыбек би (бывш. Советская), в самом центре города, практически у входа в парк им. 28 Гвардейцев-Панфиловецев.

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

На памятнике высечены звезда, эмблема автомобильных войск и надпись, истёршаяся с годами, но еще вполне различимая: «Здесь 19 июня 1968 года, спасая жизни детей, погибли воины САВО: рядовой Ю. Директорчук, год рожд. 1948, рядовой А. Духович, год рожд. 1946».

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

Память услужливо подкинула дров: я краем глаза и очень давно читала об этой истории. Страшная авария с грузовиком, у которого отказали тормоза и которой летел вниз по Ленина… Несколько мгновений у памятника, и вот я уже ищу достоверные факты в Сети и понимаю: о таких вещах нельзя забывать. О них надо рассказывать. Чтобы помнили. Даже через 50 лет… Я не расскажу ниже ничего нового – об этом писали не много, проверенных фактов мало, а какие-то – приукрашены героическим романтизмом или чем-то еще. Но мне – все равно. Я просто хочу рассказать вам эту историю. Еще раз.

19 июня 1968-го. Загруженный под завязку дизелем тяжеленный (одна только цистерна весила около 5 тонн) топливозаправщик ЗиЛ-157 выехал из ворот санаторий Туркестанского военного округа, что тогда только строился в предгорьях Алма-Аты. Рядовой Юрий Директорчук вел машину вниз по улице Ленина, а его напарник – Анатолий Духович сидел рядом.

Что случилось потом, достоверно уже не узнает никто. Основная версия – у ЗиЛа отказал нагнетатель воздуха в тормоза (потом еще было множество различных версий, но ни одну из них, впрочем, как и версию с тормозами, подтвердить не удалось).

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

ЗИЛ-157/157К. Снаряженная масса – 6250 кг. Полная – 9575 кг. Габаритные размеры: длина – 6900 мм, ширина – 2300 мм, высота – 2400 мм.

Через несколько минут неумолимо набирающий скорость топливозаправщик летел вниз по Ленина, грозя всему, что попадалось на его пути. Благо, что в 68-м году не было столь активного движения, да и машин-то было немного. До проспекта Абая ребята долетели без потерь и, скорее всего, в надежде хоть как-то исправить ситуацию.

Все это время Толя Духович, сняв гимнастерку и выскочив на подножку ЗиЛа, орал что есть мочи: «Берегитесь! Нет тормозов! Берегитесь!»

Однако первое испытание ждало их на перекрестке Абая и Ленина: слева выворачивал троллейбус с пассажирами и легковой «Москвич-407»… Юрию Директорчуку удалось невозможное: он буквально вклинил 10-тонный ЗиЛ между троллейбусом и «Москвичем», чудом не задев первый, но все-таки перевернув второй (благо, в легковушке никто не пострадал). А ЗиЛ продолжал с сумасшедшей скоростью (очевидцы говорили о безумных 140 км/ч, но этого уже никто не узнает) лететь вниз.

" />10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

Предполагамая схема всего маршрута в тот злополучный день

Улица Ленина (а ныне – проспект Достык), как и сейчас, упиралась в парк 28 гвардейцев-панфиловцев. Только тогда там еще не стояло ни памятника самому Панфилову, ни памятных плит… И ЗиЛ все набирая скорость летел прямиком в этот парк… И, возможно, что у них и был крошечный шанс спасти и себя, и машину, и людей. Но за доли секунды все изменилось.

От проспекта Абая до улицы Советской (и самого парка) всего 6 кварталов. И вот, когда спасительный парк был уже совсем близко, а скорость – неумолимо высокой, Юрий, все еще пытавшийся приручить взбесившийся автомобиль, увидел такую картину: справа выворачивал пассажирский автобус, а снизу, из парка, на дорогу выходил большой отряд школьников… Они только что были на экскурсии и теперь шли к своему автобусу, чтобы уехать обратно в Талдыкурган.

Решение, принятое Юрием, не подлежало ни обсуждению, ни сомнениям. Да и не было времени на все это – доли секунды решали, кому жить, а кому – умереть. Юрий крутанул руль влево и со всего хода впечатал груженую топливом машину в огромный тополь, росший у дороги.
Взрыв. Искореженный металл. Горящий тополь. Пожарные. Милиция. Зеваки. Два трупа – рядовых Директорчука и Духовича. И сотни спасенных детских (и не только) жизней.

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

О подвиге рядовых Директорчука и Духовича помнили долго: на месте аварии появился памятник и памятная клумба, люди носили туда живые цветы… Но потом все забылось, истёрлось из памяти другими событиями. А потом, в 2000-м на месте страшной аварии появились бюсты солдат. Их создал и установил скульптор Ерик Жаумбаев. Просто так. В память (сейчас эти бюсты стоят на могилах солдат).

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

Если бы ЗиЛ дотянул до въезда в парк…

Героями не рождаются, ими становятся. Становятся за секунду «до», когда что-то неумолимое вот-вот произойдет. Я долго не могла прийти в себя после этой истории, и невольно в голову лезли мысли: «А чтобы сделала я?» Но ответ на такой вопрос не дашь, пока не окажешься лицом к лицу с подобной ситуацией.
Только думать потом будет поздно…

10-тонный ЗиЛ без тормозов: страшная авария в Алма-Ате 1968-го, или Доли секунды на подвиг потом, Ленина, только, истории, всего, совсем, когда, летел, Духович, никто, проспекта, скорость, машину, сейчас, секунды, рядовых, Директорчука, Духовича, памятник, тогда

История воссоздана мной по следам статьи Ирины Утеулиной "Забвению не подлежит" ("Ленинская смена", № 11471 от 25 апреля 1987 года) и статьи из журнала «Свет православия в Казахстане» № 9-10 от 2003 года, а также по иным интернет-материалам из доступных источников.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]