26.12.2019 5 300 0 +164 Cordaath

Астрономы впервые зафиксировали вспышку нейтрино вместе с гравитационными волнами S191216ap, гравитационных, нейтрино, самыми, черной, объекта, дырами, черными, обсерватории, вспышек, звезд, других, звезды, ученые, подобного, нейтронных, зафиксировали, гравитационные, созвездии, колебаний

Нейтринная обсерватория IceCube впервые обнаружила вспышку нейтрино, исходящую из той же точки, где гравитационные телескопы LIGO и VIRGO зафиксировали очередной всплеск гравитационных волн. Пучок этих частиц могло породить слияние нейтронной звезды и черной дыры, заявил член научной команды LIGO, астрофизик Дэниел Хоак.

«Большие вопросы вызывает последовательность событий: вспышка нейтрино была зафиксирована примерно за 43 секунды до того, как произошло слияние черной дыры и нейтронной звезды, а гамма-фотон сверхвысокой энергии был зафиксирован примерно через 80 секунд после него. Я не уверен, что это можно объяснить», — написал ученый в Twitter.

Наблюдения за вспышками сверхновых и черными дырами показывают, что между самыми тяжелыми пульсарами — вращающимися нейтронными звездами — и самыми легкими черными дырами существует своеобразный провал. Иными словами, светила средней массы почему-то крайне редко превращаются в черные дыры — пока ученые не обнаружили ни одного подобного объекта в окружающей нас Вселенной.

Это заставило астрофизиков задуматься, существуют ли различия в том, как заканчивают жизнь крупные и средние звезды и как эти расхождения могут влиять на процесс формирования черных дыр и нейтронных звезд. Соответственно, открытие первой черной дыры или какого-то другого небесного тела внутри этого провала позволит ученым приступить к поискам ответов на эти вопросы.

Первые намеки на открытие подобного объекта удалось получить в конце сентября этого года. Гравитационные обсерватории LIGO и VIRGO поймали сигнал S190924h, порожденный слиянием черной дыры необычно малой массы и более крупного объекта, которое произошло на расстоянии 1,6 млрд световых лет от Земли, в одной из далеких и невидимых для нас галактик, расположенной в созвездии Рака.

Загадки Вселенной

В середине этой недели, как сообщил Хоак, гравитационные обсерватории открыли еще одного кандидата на роль подобного объекта — событие S191216ap. Оно сразу привлекло внимание всего астрономического сообщества по той причине, что в тот же момент времени и в той же части ночного неба на стыке созвездий Пегаса и Малого Коня его возможные следы зафиксировали сразу две других установки: нейтринная обсерватория IceCube и гамма-телескоп HAWC.

В прошлом все источники гравитационных волн, за исключением всплеска GW170817, порожденного слиянием нейтронных звезд в галактике NGC 4993 в созвездии Гидры, не оставляли никаких других следов, кроме как колебаний пространства-времени. Отсутствие других типов вспышек не позволяло ученым точно локализовать источники гравитационных волн и прояснить их природу.

Отсутствие нейтринных вспышек и гамма-всплесков никак не противоречило постулатам теории относительности и современным астрофизическим теориям, однако ученые ожидают, что слияния небольших черных дыр и нейтронных звезд все же должны порождать и другие сигналы, помимо колебаний пространства-времени.

Пока, по словам Хоака, ученые не до конца уверены в том, что пучок нейтрино и гамма-всплеск, зафиксированные в той же точке, что и событие S191216ap, действительно связаны с ним. И нейтрино, и гравитационные волны движутся со скоростью света и не замедляются при прохождении через материю, что делает задержку в 43 секунды почти необъяснимой. К тому же, другие обсерватории пока не зафиксировали вспышек в этой области космоса, что, однако, может объясняться большим расстоянием до S191216ap — около миллиарда световых лет.

Дальнейшие наблюдения за S191216ap и новые открытия подобных гравитационных волн, как надеется астрофизик, покажут, насколько случайным было это совпадение, а также помогут понять, какие объекты скрываются в провале между самыми тяжелыми пульсарами и самыми легкими черными дырами.