Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза
---
Уральский алюминиевый завод в первые послевоенные годы
Химический ликбез
Железо, марганец, хром, нефть, каучук, алюминий, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит и фосфаты входят в состав незаменимых видов сырья, от которого зависел стратегический успех сражений во Второй мировой войне. Особую роль эти элементы играют в машиностроении. Академик Александр Евгеньевич Ферсман как-то упомянул, что для производства танка требуется не менее тридцати элементов, а вся боевая авиация летает на без малого пятидесяти элементах. Помимо крайне востребованных алюминия с медью, настоящими «витаминами» военной промышленности стали никель с молибденом («металлы танковой брони»), свинец с сурьмой (аккумуляторы, хромовые защитные краски, баббиты, сердечники пуль и др), вольфрам с кобальтом (сердечники подкалиберных снарядов, инструментальная сталь) и ртуть с цирконием (капсюли, детонаторы, ингредиенты бездымного пороха). Менее известными, но не менее важными были литий (системы жизнеобеспечения в подлодках), соли титана и олова (дымовые завесы), висмут (антисептика и заживляющие составы), а также ванадий и платина, используемые в качестве катализаторов в нефтяной промышленности Советского Союза.
Цветные металлы во многом являются настоящим скелетом войны (кровью, как известно, выступает нефть). К примеру, в 1914 году наступление германской армии сорвалось, по мнению историка Мак-Нила, именно по причине острой нехватки меди, входящей в состав сплава для гильз. Примечательно, что и царская Россия уже в 1916 году фактически выработала все свои разведанные месторождения цветных металлов в Сибири, Урале и Кавказе. А к 1917 году появилась другая проблема – острый дефицит подвижного железнодорожного состава, что парализовало транзит руды на плавильные производства в Москве и Санкт-Петербурге.
Для того чтобы понять степень влияния цветной металлургии на производство товаров военного потребления, приведу статистические данные. В июне 1941 года удельный вес продукции для Красной Армии в структуре Наркомата цветной металлургии составлял рекордные 60%. Даже у Наркомата тяжелого машиностроения в армию уходила только половина продукции. И уже в июле 1941 года доля военной продукции от Наркомата цветной металлургии подскочила на 15%. И в дальнейшем правительство делало все возможное для бесперебойного производства дефицитных цветных металлов. Так, уже 28 июля 1941 года Наркомат обороны СССР получил указание направить в помощь строителям Уральского алюминиевого завода сразу 10 стройбатальонов. В итоге быстрее нарастили мощность одного из немногих тогда алюминиевых предприятий.
Были в предвоенное время в Советском Союзе и фундаментальные недостатки, с которым отрасль вошла в Великую Отечественную войну. Прежде всего это хронический дефицит цветных металлов, отчего страдали как планы выпуска гражданской техники, так военной продукции. Страдало производство патронов: в среднем с 1930 по 1933 год процент выполнения оборонного заказа варьировался от 38,8 до 57. В этот период артиллерийских снарядов не выпускали даже половины от требуемого количества – в 1932 году вообще выполнили заказ на 16,7%. И в дальнейшем эту ситуацию так и не удалось кардинально переломить. Второй проблемой производства вооружений и, соответственно, расхода дорогих цветных металлов, стала высокая доля отходов. Так, в первую пятилетку при производстве снарядов до 60% металла уходило в отходы, при изготовлении артиллерийских систем – до 70%. Для сравнения: в Великобритании нормы отходов были в два с лишним раза ниже.
«Алюминиевый голод»
Начало Великой Отечественной войны для цветной металлургии стало серьезным потрясением – производство проката металлов упало в 430 раз. Под немцами оказались заводы, занимающие поставками никеля, меди, магния, цинка, страна потеряла до 60% жизненно важного алюминия. С алюминием вообще в тем времена были серьезные проблемы. Первоначально перед войной удалось построить несколько предприятий по выплавке этого ценного металла. В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помощь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Самым мощным предприятием по выпуску алюминия в СССР стал Днепровский комбинат, на который в 1937 году приходилось до 70% всего металла в стране. Кстати, годом ранее страна вышла на второе место в Европе (после нацистской Германии) по выплавке алюминия. В этом есть доля Уральского алюминиевого завода, который вышел на проектную мощность в 1939 году. Но и этого не хватало для промышленности Советского Союза. Так, в предвоенном 1940 году (IV квартал) отгрузка товарного алюминия была выполнена на 81 процент. «Алюминиевый голод» негативно сказывался на производстве боевой авиации — в 1941 году планировали в лучшем случае на всю страну получить 90 тыс. тонн «крылатого металла» при потребности только авиаотрасли в 87 тыс. тонн. Откуда брать еще 20 тыс. тонн на другие нужды, было непонятно. Авиационная отрасль не только несла количественные потери – качество самолетов в 30-е годы отставало от мировых стандартов. Конструкции крылатых машин были преимущественно из композитов: деревянные фюзеляжи и металлические крылья, а также деревянные крылья и металлический фюзеляж из ферм, покрытых полотном. Фактически полностью изготовить из дюралюминия можно было только бомбардировщики типа ТБ-3, СБ и Ил-4.
Бомбардировщик Пе-8 так и не стал массовым из-за нехватки алюминия
Для сравнения приведем данные по Германии, которая с 1937 по 1939 год нарастила общий выпуск алюминия со 120 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. А в 1941 году немцам вообще удалось выплавить рекордные 324 тыс. тонн! В этом и был один из секретов успеха немецкой авиации – алюминия просто было очень много. Мало помогали СССР поставки алюминия из-за рубежа – с 1938 года по 1940 год импорт упал с 7652 тонн до мизерных 513 тонн. Многие уменьшили поставки из-за войны (Франция и Норвегия), а США перекрыли каналы поставок из-за милитаризации экономики Советского Союза.
Без плана ГОЭЛРО алюминиевая промышленность СССР была бы невозможна
Среди множества планов Совета оборонной промышленности лета 1940 года была постройка двух прокатных заводов мощностью по 20 тыс. тонн каждый. Уже тогда было понимание того, что к 1943 году промышленность будет требовать примерно по 120 тыс. тонн алюминия ежегодно. На постройку планировали выделить до полумиллиарда рублей, а дополнительные 63,5 млн. предполагали потратить на трубно-прессовочный цех и реконструкцию завода №95, занятого на производстве дюралюминия. Также в планах была закупка у немцев за 3 млн. рублей установки для непрерывного литья Junghaus. В этой ситуации мог помочь возводимый в Кандалакше алюминиевый завод, но до начала войны его не успели ввести в строй. В 1941 году планы вновь скорректировали. К 1942 году требовалось выплавить уже 175 тыс. тонн крылатого металла. Налицо лихорадочная попытка догнать в производстве алюминия ВПК Германии или хотя бы сократить отставание. Даже разведка помогала экономить металл в эпоху «алюминиевого голода». 15 ноября 1940 года из Генерального штаба в Совет народных комиссаров поступил перевод постановлений №39 и №47 Германского имперского управления по материалам. В них говорилось о логике и возможности экономии ценных цветных металлов, а также запрете их использования в ряде изделий.
Немцы должны были помочь Советской России и с поставками товарного алюминия в 1941 году. После того как Европу оккупировали, а американцы на нас «обиделись», руководству страны ничего не оставалось делать, как обращаться за помощью к потенциальному противнику. В соответствии с соглашением о взаимных поставках с 11 мая 1941 года по 1 августа 1942 года в СССР должны были из Германии прийти не менее 20 тыс. тонн алюминия. История, как известно, все извратила. С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы. Остался только один завод, занимающийся выплавкой крылатого металла, – Уральский алюминиевый.
Эвакуация алюминиевой промышленности на восток стала одной из вынужденных мер начала войны
В конце приведу слова одного очевидцев остановки Днепровского алюминиевого завода, которые опубликованы в книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны»:
«Было чуть прохладное, ясное, солнечное утро. Прошли на Восток вражеские самолеты. С правого берега начался сильный артиллерийский обстрел шестого поселка. 18 августа 1941 года диспетчер энергосистемы дал распоряжение преобразовательной подстанции о полном отключении электроэнергии. На шинах напряжение упало до нуля; все мотор-генераторы остановились, и через несколько минут на преобразовательной подстанции наступила абсолютная тишина. Все три завода Главалюминия были остановлены на полном ходу с загруженными печами, аппаратурой, наполненной растворами, электролизерами с расплавленным электролитом и алюминием».
Страна вступала в затяжную войну, и «алюминиевый голод» ощущался особенно остро.
Окончание следует…
Автор:Евгений ФедоровИспользованы фотографии:studopedia.su, retro.zp.ua, wikipedia.org, newsland.com
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]