Ракета «Ангара» отмечает пятилетие первого и последнего пуска
23.12.2019 10 304 0 +248 dmitryparmenov

Ракета «Ангара» отмечает пятилетие первого и последнего пуска

---
+248
В закладки
Ракета-носитель «Ангара» тяжелого класса впервые отправилась в космос ровно пять лет назад – 23 декабря 2014 года, с тех пор ее пуски ежегодно анонсируются и с таким же постоянством переносятся. По новым планам, носитель полетит в первой половине 2020 года. Почему второй пуск состоится через шесть лет после первого, разбиралось РИА Новости. Пять лет назад в 8.57 мск с космодрома Плесецк в Архангельской области был осуществлен пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» и массо-габаритным макетом космического аппарата. Все этапы полета прошли штатно, макет спутника был выведен на орбиту. Но после анализа данных выяснилось, что грузоподъемность ракеты меньше, чем предполагалось. Как рассказал в сентябре 2019 года вице-премьер РФ Юрий Борисов в интервью газете «Ведомости», тяжелая «Ангара» не соответствует требованиям, которые к ней предъявляет основной заказчик — Минобороны.

Для специалистов это была не новость. Именно из-за несоответствия ракеты требованиям в свое время родилась идея создания модернизированной версии «Ангары» — «Ангары-А5М» с форсированными на 10% двигателями и облегченной конструкцией. Такой вариант ракеты выйдет с завода, как сообщил недавно РИА Новости генеральный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов, только к концу 2024 года. В этом случае ракета сможет выводить с космодрома Восточный на низкую околоземную орбиту 27 тонн вместо 25. Сейчас грузоподъемность «Ангары» такая же (22,3 тонны), как у «Протона» (22-23 тонны).

На замену «Протону»

Идея создания семейства экологически чистых ракет «Ангара», из которых, как из конструктора, можно было бы собирать несколько типов ракет – легкую «Ангару-1.2» и тяжелую «Ангару-А5» (на заре проекта вариантов было больше, например, средняя «Ангара-А3», «Ангара-А7» повышенной грузоподъемности), была в том, чтобы избавить заказчика в лице Минобороны от «зоопарка» ракет – легких и токсичных «Космоса-3М» и «Циклона», экологичного, но украинского «Зенита», летающего с территории Казахстана токсичного «Протона», а также появившегося чуть позже конверсионного и тоже токсичного легкого «Рокота».

Однако «рождение» «Ангары» затянулось на 21 год – с 1993 по 2014 годы. По мнению гендиректора Центра Хруничева в 2005-2012 годах, а в 2009-2014 годах — генконструктора средств выведения легкого и тяжелого классов Владимира Нестерова, причиной такого длительного проектирования стало недостаточное финансирование.

«С 1993 по 2006 годы, то есть за первые 13 лет создания на «Ангару» было выделено менее 4% средств от необходимого. В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара» — ред.) в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания, и, если бы не кризис 2009-2010 годов, то в 2011-2012 годах были бы начаты летные испытания КРК (космического ракетного комплекса – ред.) «Ангара» в Плесецке», — пишет он в книге «Космический ракетный комплекс «Ангара». История создания».

Испытания было решено начать с пуска легкой версии ракеты. Сама ракета получила наименование «Ангара-1.2ПП», где «ПП» — «первый пуск». Однако первый пуск можно было назвать скорее вторым, потому что с первой попытки ракета не улетела. На глазах у прессы и гостей старт был отменен автоматикой. Удачно взлететь «Ангаре» удалось лишь 9 июля 2014 года без посторонних глаз. Пуск прошел по суборбитальной траектории, головная часть ракеты упала на камчатском полигоне Кура.

Суммарно с момента создания и до конца 2014 года с учетом двух успешно проведенных пусков ракет «Ангара-1.2ПП» и «Ангара-А5» проект обошелся стране в 111 миллиардов 986 миллионов рублей (в ценах 2014 года), посчитал Нестеров.

В производстве

Второй пуск легкой ракеты должен был состояться до конца 2019 года, писала корпоративная газета ПО «Полет» «Заводская жизнь». Третий – должен быть уже коммерческим и запустить в 2020 году южнокорейский спутник KOMPSAT-6, но, как сообщал в этом году гендиректор Центра Хруничева Алексей Варочко, запуск ушел на срок после 2020 года.

«Ангара-1.2» активно продвигается на внешнем рынке, но заказчиков, помимо Южной Кореи, пока не нашлось. В то же время и со стороны военных контрактов нет. Из-за задержки с «Ангарой» в свое время была создана легкая ракета «Союз-2.1в», которая полностью заменяет собой легкую «Ангару». Отказываться от «Союза» военное ведомство не намерено.

В тяжелом же классе альтернативы «Ангаре» нет. Она идет на замену «Протону», долгая история эксплуатации которого закончится к 2025 году. Все спутники тяжелого класса, разрабатываемые сейчас для Минобороны, адаптированы под новую ракету.

«На сегодняшний день все последующие космические аппараты изготавливаются из расчета их запуска на ракетах семейства «Союз-2» и «Ангара», — рассказал в 2018 году в интервью РИА Новости гендиректор «Информационных спутниковых систем им. Решетнева» Николай Тестоедов.

Изначально вторую тяжелую «Ангару» планировали запустить вслед за первой, изготовив ее в 2015 году. А после этого произвести в рамках летных испытаний еще восемь пусков, доведя их количество до 10.

В сентябре глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказывал, что вторую тяжелую «Ангару» планируется изготовить и передать военным в ноябре, а ее пуск возможен «под елочку» или чуть позже — то есть в районе новогодних праздников. Ноябрь прошел. Передача не состоялась.

Несколько источников РИА Новости в ракетно-космической отрасли ранее сообщили, что пуск второй «Ангары» может состояться в первом полугодии 202-го – ближе к середине года. Во время старта планируется отправить на орбиту макет полезной нагрузки, но, как указал ранее глава «Роскосмоса», последнее слово в этом вопросе остается за военными. Если второй полет пройдет без замечаний, то на третьей «Ангаре-А5» планируется запустить гражданский спутник связи серии «Экспресс», рассказал ранее Рогозин.

Идем на восток

В изготовлении ракеты сейчас задействованы два предприятия – московская площадка Центра Хруничева и омская площадка — ПО «Полет». Ракеты возят с одного предприятия на другое через всю страну на проверки, а затем обратно для устранения обнаруженных проблем.

В настоящее время на омской площадке Центре Хруничева – на ПО «Полет» — идет изготовление третьей тяжелой и второй легкой. Однако «отставание от производственных графиков изготовления изделий со сроком сдачи в 2019 году составляет от трех месяцев (ракета-носитель «Ангара-А5») до одного года (вторая ступень ракеты-носителя «Ангара-1.2») «, сообщали РИА Новости летом 2019 года со ссылкой на копию приказа, подписанного руководителем филиала Центра Хруничева — директором ПО «Полет» Виктором Шулико.

Согласно снимкам, опубликованным на сайте «Роскосмоса» по итогам поездки в ноябре 2019 года на ПО «Полет» вице-премьера Юрия Борисова, поставка второй тяжелой ракеты «Ангара-А5» №71752 от промышленности военным состоится в первом квартале 2020 года. Третью и четвертую «Ангару-А5» планируется сдать в третьем и четвертом кварталах следующего года.

До 2023 года совместными усилиями двух заводов планируется собрать не менее восьми ракет. То есть по две в год. Пока не готово ни одной.

На переход к серийному производству ракеты в Омске, как рассказывал ранее Рогозин, дано четыре года. «С 2023 года мы будем выпускать не менее четырех тяжелых ракет «Ангара» в год. С 2024 года мы будем выпускать по восемь тяжелых ракет «Ангара» и по две легких», — сказал глава «Роскосмоса» ранее.

Все эксперты сходятся в одном – технических проблем с производством ракеты практически нет. Причина в плохой организации работ и переносе производства из Москвы в Омск.

«Я думаю, что первоначально были большие иллюзии, что это можно быстро и легко сделать. На этот перенос наложились реформы самой отрасли, «Роскосмоса». Кроме того, острой необходимости в тяжелой ракете для России в краткосрочной перспективе нет, «Протон» пока летает. Также все понимают, что у «Ангары» на коммерческом рынке просто нет никаких шансов, поэтому никто не спешит», — рассказал РИА Новости член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что процесс затягивает плохая организация планирования работ и безответственность.

«У нас такая проблема, что сроки не соблюдаются, все проекты перекладываются с одного года на другой. Посмотрите любые космические проекты. Просто нет жесткого планирования и ответственности за соблюдения сроков. Ракета создана, технических проблем нет, но пять лет она не летает. Так зачем ее создавали?» — задается вопросом эксперт.

Генеральный директор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин, ранее работавший в Космическом центре Хруничева и разрабатывавший ракету «Ангара», рассказал РИА Новости, что трудности в производстве носителя полностью связаны с организационными проблемами.

«Сложных технических проблем у «Ангары», которые не позволяют ей более интенсивно проходить летные испытания, нет. После первого пуска были, действительно, замечания, но они быстро были отработаны. Проект подвела организационная составляющая – самой большой проблемой стало решение, принятое в 2009-2010 годах, о переводе производства «Ангары» в Омск», — сказал Пушкин.

По его словам, изначально была уверенность, что производство на новой площадке можно будет развернуть в течение двух лет, в итоге оно не налажено до сих пор. Поэтому вторую «Ангару» собирают в Москве и Омске, возя ее туда и обратно.

Перспективы

Будущее «Ангары» связывают с космодромом Восточный. Именно с этой площадки должны начаться ее запуски в интересах науки и коммерческих заказчиков. Близость Восточного, по сравнению с Москвой, стала одним из обоснований перевода производства «Ангары» из столицы в Омск. В Сибири более низкие накладные расходы на производство и более близкое расположение космодрома Восточный, до которого из Москвы 5500 километров, а из Омска — 3600. При этом возить ракету в Плесецк для военных пусков стало наоборот дальше. Военный космодром со столицей разделяет 850 километров, а с Омском — 2000.

Строить инфраструктуру на Восточном под «Ангару» начали летом 2019 года, хотя предполагалось начать работы в 2017 году. По данным «Роскосмоса», строительство ведется с опережением сроков и будет завершено в 2023 году. Первый пуск тяжелой «Ангары» с дальневосточной площадки намечен на август-сентябрь 2023 года, анонсировал ранее Рогозин. В свой первый полет с Восточного она отправится с макетом нового пилотируемого корабля «Орел».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]