Министерство иностранной обороны Украины и прочие трансформаторы
---
Министерство обороны Украины считает, что для эффективной обороны страны надо докупить немного американских батарей противовоздушной обороны Patriot, многофункциональных боевых самолетов F-16 и вертолетов «Апач». Это не шутка. Это - одно из последствий Оборонного обзора, итоги которого на прошлой неделе подвело оборонное ведомство. Это дополнительное и ценное оружие нужно для ликвидации пробелов в возможностях украинской армии в рамках одного из сценариев противодействия внешней агрессии и других ситуаций, в которых будут привлечены силы безопасности и обороны страны. Правда, раньше таких сценариев было восемь, четыре из которых определяли ключевую роль для Вооруженных Сил. Теперь их стало семь, на один меньше, но от этого они не стали проще.
Министерство иностранной обороны
Для войны нужен план, но с началом боевых действий обычно все идет уже не по плану. Так оно и сейчас. Первоначально план был таков. Осуществляем Оборонный обзор. После этого – опираясь на указанные там вероятные сценарии угроз, определяем сценарии противодействия с необходимыми силами, средствами и возможностями. На основе этих данных сформируются требования к будущим Вооруженным Силам, их обновленной структуре и вооружениям, количеству арсеналов. Достижение этой цели будет осуществляться программным методом. А именно - принятием обновленных программ развития Вооруженных Сил, вооружений и ОПК.
Они должны быть приняты в мае 2020-го и отвечать, в частности выводам Обзора ОПК, который должно осуществить Минэкономразвития, с учетом стратегии развития ГК «Укроборонпром», а также других государственных и частных предприятий. Стратегия развития концерна и оценка его возможностей должна быть представлена до конца ноября, но этого не произошло. В то же время Минэкономразвития даже по оптимистическим показателям завершит свой Обзор ОПК не ранее первого квартала 2020-го. То есть времени на внедрение его результатов в соответствующих программах развития будет мало.
В условиях, когда все погрузились в процесс с неопределенным результатом, вертикаль распылилась по горизонтали, где каждый считает, что он - «кум королю», и решения становятся автономными. Именно этим можно объяснить особую привязанность Минобороны к импорту и минимизации рисков сотрудничества с собственными предприятиями ОПК. Эта логика была обнародована в интервью «Общественному радио» заместителя Министра обороны Украины Алины Фроловой.
Приведу наиболее интересные цитаты:
«Минобороны будет проводить большинство закупок не через« Укроборонпром », не через других посредников, а самостоятельно. Будет создана отдельное закупочное Агентство».
«Мы также будем активно привлекать иностранные компании, потому что мы заинтересованы в том, чтобы украинская армия была оснащена лучшими образцами. И активная конкуренция будет давать нам возможность иметь лучшую цену и лучшие условия».
«Минобороны является заказчиком, оно не является институтом, который отвечает за развитие индустрии. И это наша позиция. Мы не готовы во время войны брать на себя ответственность за развитие индустрии».
Конечно, это правда. Развитие индустрии - одна из задач Минэкономразвития. Ну, чисто теоретически. Но и здесь сюрприз. Верховная Рада Украины 4 октября 2019 г. утвердила Программу деятельности КМУ. Там впервые за время независимости в разделах, связанных с деятельностью Минэкономики, не определено ни одной приоритетной цели или задачи по деятельности ведомства в сфере оборонной промышленности, мобилизационной подготовки государства, государственного оборонного заказа, относящихся к функционалу этого органа.
Сейчас сложно сказать, случайно или сознательно возникла такая ситуация. Но не вызывает сомнений - это самоустранение Минэкономики и Правительства от ответственности за реформы в сфере ОПК и перекладывание ее на Президента и руководство «Укроборонпрома».
Планета «Укроборонпром»
Государственный концерн «Укроборонпром», который объединяет ключевые государственные предприятия оборонной сферы, фактически не включался в процесс оборонного планирования - в соответствии с будущими потребностями ВСУ и других составляющих сектора безопасности. Если завершения Оборонного обзора вдруг стало неожиданностью для «Укроборонпрома», то сейчас самое время засучить рукава и работать для страны. Причем, не только в формате комфортных пространных интервью, критики предшественников и белого шума вроде обещаний достичь показателей оружейного экспорта в 2 млрд. долл.
Инерция слов и обещаний уже исчерпана. Далее - нужны результаты за пределами подготовленных месседж-боксов и презентаций. Как то - удовлетворение настоятельной потребности в артбоеприпасах, особенно крупных калибров, и создание собственного производства (это «Артем», загрузка «Импульса» с новыми производственными мощностями, порох и взрывчатые вещества). Вызывает беспокойство ситуация с бронетехникой, в частности, изготовлением БТР, модернизацией танков, выхода из-под контроля харьковских промышленных группировок за пределами концерна, которые де-факто определяют темпы производства бронетехники по ГОЗ. Ведь бронетанковый кластер тихо идет ко дну вместе с компетенциями, танками «Оплот», БТР, 3D макетами БМП и с «непревзойденной украинской броней».
Вот кусок недавнего диалога между представителями двух структур. «Когда именно будут новые танки «Оплот»? Ну, наверное, не раньше «Краба». А «Краб» когда? Ну, где-то не раньше 2022-го...»
«Краб», чтобы было понятно, это проект модернизации основного украинского танка Т-64 с учетом опыта боевых действий в 2014-2015 годах. С лучшей маневренностью, защищенностью и способностью воевать ночью. Но семь лет до первого модернизированного образца? «Афигеть», если выражаться полулитературным языком! Если такой временной лаг, то давайте сразу к импортному списку желаний добавим и «Абрамсы»?
Не исключаю, что кроме скорейшего завершения контракта на поставку 45 БТР-4 в армию, другими проектами ХКБМ заниматься не будет. Но это же просто производственные (!), а не интеллектуальные задачи, ради которых, собственно, и нужны конструкторские бюро. Поэтому очень интересно будет услышать о дальнейших приоритетах ХКБМ от нового руководителя.
Кадровые изменения в ХКБМ, на Заводе им. Малышева и на других предприятиях руководство концерна относит к списку своих достижений. Весьма показательно в этом контексте высказался в своем интервью «Экономической правде» 28 ноября 2019 г. нынешний гендиректор концерна Айварас Абромавичус: «В любой трансформации все начинается с вопроса «кто». Только потом «что». То есть ты собираешь правильных людей и уже с ними советуешься, куда мы едем, что мы делаем, какая стратегия. Я собрал компетентных людей с правильными подходами и ценностями и с ними сейчас формируем стратегию. Со вчерашнего дня здесь нет ни одного заместителя генерального директора из прошлой команды. Всё, зачистили ...».
Надеюсь, что «зачистка» - это не пик возможностей новой команды. А то вдруг может выясниться, что знания о «воронке продаж» гражданского продукта совершенно не пересекается с реальностью разработки, производства и продажи вооружений. Потому что это действительно разные миры. Без знания деталей дела прогресса не будет - как бы часто не меняли руководителей на предприятиях. Эта схема показала свою бесперспективность еще во времена Романа Романова. Копия не будет лучше оригинала.
В контексте «зачистки», впрочем, не могу не прокомментировать и инициативу «Укроборонпрома» о сокращении количества спецэкспортеров с 6 до 2. Сколько бы их не было - все они самоокупаемые. За каждым - свой регион и связи. Более того - частные украинские компании, которые получают право на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности, ищут партнерства со спецэкспортерами. Поскольку рассчитывают на их помощь, наработанные контакты и связи на внешних рынках. Без этого наши частные оружейные неофиты - слепые щенки.
Разрушение годами наработанных связей путем ликвидации спецэкспортеров и отказ от комиссионных для посредников, о чем также говорил Абромавичус, удивительно напоминает логику, в соответствие с которой во времена Януковича в 2012 году сразу после назначения на должность директора концерна «Укроборонпром» действовал Дмитрий Саламатин, вернувшийся затем в Россию. Саламатин выбросил из цепочек ряда контрактов иностранных посредников, что впоследствии обернулось сокращением украинского оружейного экспорта в регионах, где доминирует Россия - включая Алжир и Ирак. Вот такие есть аналогии.
Упражнения с оружием
Интересно, что хотя Минобороны и «Укроборонпром» не координировали свои действия по Оборонному обзору, их представители выглядят единомышленниками относительно базовых положений Закона об оборонных закупках, который именно сейчас жестко «дебатируется». Этот закон, уже принятый в первом чтении, меняет правила игры, по которым будет закупаться техника и вооружение для всех силовых ведомств, которые подпадают под действие Оборонного обзора.
Среди прочего, законопроект предусматривает, что «закупка товаров, работ и услуг оборонного назначения по импорту для обеспечения потребностей заказчика может осуществляться путем заключения заказчиком государственного контракта с международными специализированными организациями, их представительствами и/или аффилированными лицами, осуществляющими закупки товаров, работ и услуг оборонного назначения».
По оценкам юристов и ряда экспертов, «фиксация в законопроекте перечня международных специализированных организаций может стимулировать импорт ВВТ и способствовать упадку отечественного ОПК». В этом контексте появились утверждения в отдельных публикациях (прежде всего «Зеркало недели»), что это положение связано с попыткой именно со стороны Минобороны ввести чуть ли не 100% предоплату средств на определенные зарубежные площадки при проведении закупок по импорту. Поэтому в замечаниях к Закону отмечалось, что перечень таких площадок (Агентство НАТО по поставкам и программа правительства США «Международные военные продажи» - FMS) не требует внесения в Закон, потому что это должно быть определено в подзаконных актах.
Но, оказывается, и с этим уже подстраховались. Очень быстрое Постановление правительства № 990 от 4 декабря 2019 г., которое подписал премьер-министр, определяет, что «по международным договоренностям (соглашениям, контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа по программе Правительства США (FMS) либо с агентством НАТО ... может предусматриваться предоплата на условиях и на срок действия таких международных договоренностей ».
Скептики могут спросить - что, мол, действительно сразу «бросим» несколько миллиардов долларов предоплаты за «Пэтриот» и будем годами ждать поставки? Я лично не думаю, что это произойдет уже завтра. Хотя бы потому, что воплощение предложений «покупаем американское» и по средствам, и по времени выйдет за пределы национальных программ развития Вооруженных сил и вооружений. Да, собственно, и самого украинского бюджета. Чтобы было понятно: Польша за две батареи ЗРК «Пэтриот» должна заплатить 4,75 млрд. долл. Два года вели переговоры, в 2018 г. подписали контракт, первую батарею получат в 2022 г. Мы хотим больше, чем две батареи. При этом весь бюджет Минобороны Украины на 2020 – 125,1 млрд. грн. (около 5 млрд. долл.). А еще ведь интересны F-16 и «Апачи». Бухгалтерия катастрофически не совпадает.
Системный испуг
Теперь - несколько штрихов к «пейзажу», на котором принимаются решения, которые непосредственно касаются «оборонки», конкретных предприятий и экспорта-импорта. Обозначу наиболее показательные тренды.
Раздутая кампания по борьбе с коррупцией - как с ее реальными проявлениями, так и мифически-искусственными - привела к параличу любой инициативы едва ли не во всех министерствах и структурах, которые так или иначе имеют отношение к созданию, производству и импорту/экспорту вооружений . Сейчас безопаснее ничего вообще не делать, чем что-то сделать. Решение откладываются на потом, до времени более «понятных правил игры».
Торможение во многих министерствах и службах усиливается тем, что значительное количество должностных лиц не назначено, уволено и беспощадно переназначено/находится в статусе «ВрИО». Финансовые тромбы в Минобороны с неиспользованием значительных средств для закупки вооружения по ГОЗ; несостоятельность осуществить Обзор оборонной промышленности; «замораживание» ряда экспортных контрактов - эхо этого системного испуга, который, собственно, порождает просто паралич системы.
Как пример - длительное неназначение руководителя Госслужбы экспортного контроля и бездействие комиссии по ВТС. Ряд экспортных контрактов несколько месяцев - не дней, не недель, а месяцев - на паузе. Хотя в случае импорта - это удовлетворение сиюминутных потребностей наших силовых структур, а в случае экспорта - это деньги для наших оборонных предприятий и зарплата для их коллективов. Так, запорожская «Мотор Сич» с марта не может получить разрешение на экспорт гражданских авиадвигателей в США по контракту объемом в € 30 млн. При том, что социальное напряжение на предприятии растет из-за проблем с той же зарплатой. Это одно из ключевых предприятий в Запорожье. И люди на «Мотор Сичи» - они же не в Китае, а на Украине.
Отечественные банки, которые традиционно сопровождают оружейные контракты и деятельность наших спецэкспортеров и компаний, осуществляющих внешнеторговые операции в области поставок военной техники и услуг, стали чрезвычайно придирчивы. Временами до маразма. Это, например, когда они требуют у поставщиков подтверждающие документы от производителей, которые находятся в России. Хотя по классике поставки ряда ключевых компонентов или запасных частей для ключевых потребностей наших ВСУ это должно происходить под прикрытием спецслужб - и на территории агрессора, и дома, на уровне документов прикрытия. Чтобы клерк в банке понимал, что есть контракты государственного значения. Но где там. Это газ из России можно, а остальное - нельзя.
Однако начало «протекать» не только на восточном фронте. Сейчас существенно затруднен экспорт на отдельных рынках Азии и Африки из-за неподтверждения аккредитивов нашим компаниям со стороны наших же банков, которые являются заложниками правил игры уже от американских финансовых учреждений. Ведь торговля оружием - не только конкретный товар. Это - способность осуществлять финансовые платежи. Здесь расклад такой, что наши ключевые партнеры в ВТС, мягко говоря, не совсем партнеры для тех же Соединенных Штатов. После закрытия российского рынка для экспорта, в первой пятерке покупателей украинского оружия и техники за прошлый год - Таиланд, Китай, Пакистан, Индия, Саудовская Аравия.
По большинству позиций в этом списке и американская сторона, и европейские партнеры, на которых в настоящее время оглядывается Киев, имеют опасения относительно глубины военно-технического сотрудничества. Проблемы с аккредитивами - эхо этих рекомендаций. Ограничения украинского экспорта - это косвенно ухудшение состояния отдельных предприятий, которые еще способны что-то производить. И это - постепенный и незаметный переход страны из статуса производителя в статус пользователя техникой и вооружением зарубежного производства.
Источник
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]