Почему у космонавтов меняются вкусовые ощущения в космосе
---
В связи с тем, что условия в космическом пространстве существенно отличаются от земных, космонавтам подчас приходиться избавляться от многих прежних привычек. Однако некоторые аспекты от воли покорителей космоса не зависят вовсе. Так, учеными установлено, что, пребывая на орбите, астронавты начинают испытывать настоящую страсть к острой и кислой пище. Оказывается, этот факт легко объясним.
Изменение ощущений в невесомости
Как известно, пребывая в состоянии невесомости, которое характерно для нахождения на орбите, человек чувствует себя абсолютно иначе, нежели на Земле. Так, Олег Атьков, автор издания «Гипокинезия. Невесомость: клинические и физиологические аспекты», отмечает, что многие космонавты жаловались на так называемую «потерю ощущения собственных рук». В частности от подобных симптомов начал страдать на второй день полета советский космонавт Николай Рукавишников. Однако, как выясняется, это далеко не единственное неудобство, которое испытывают покорители космоса.
Если верить Сергею Рязанскому, автору книги «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике», там, где отсутствует сила тяжести, жидкость в организме депонируется не в нижней части тела, а распределяется по всему организму. Благодаря этому лицо человека становится несколько одутловатым, а из-за повышенного внутричерепного давления появляются боли в затылочной части головы. Кроме того, у космонавтов нередко закладывает нос, вследствие чего утрачивается обоняние, а также наблюдается притупление вкусовых ощущений.
Страсть к острому и кислому
Именно перераспределением жидкости в организме и утратой вкусовых ощущений и объясняется тот факт, что большинство космонавтов страдают от пищи, кажущейся им невероятно пресной и даже безвкусной. Канадский астронавт Хэдфилд Кристофер в своих мемуарах «Руководство астронавта по жизни на Земле» сравнивает упомянутое состояние с простудой, во время которой еда не вызывает никакого удовольствия. Поэтому люди, находящиеся на орбите, предпочитают блюда, способные подарить более яркие ощущения, то есть острые и кислые.
Сам Хэдфилд Кристофер признавался, что в полете любил лакомиться креветками, заправленными соусом из хрена. Эта закуска, как признавался канадец, казалась ему не только невероятно вкусной, но и прошибала так, что прочищала заложенные пазухи. Об острых приправах, которыми снабжали советских космонавтов, упоминается и в издании «В космосе Николаев и Попович» Н. Б. Черненко. А если верить изданию «Освоение космического пространства в СССР», испытывали подобные неудобства и американские астронавты на станции «Скайлэб».
А как после полета?
Примечательно, что повышенная потребность в острой пище проявляется порой не сразу. Так, астронавты с американской станции «Скайлэб» почувствовали особенную тягу к таким блюдам только во второй половине полета. Тем не менее частичная утрата вкусовых ощущений – это довольно стойкое явление, которое сохраняется до возвращения космонавтов на Землю. Интересно, что, согласно изданию «Космические полеты на кораблях «Союз»: биомедицинские исследования», изменения в деятельности этих анализаторов наблюдались и в первые сутки после приземления у Виталия Севастьянова и Андрияна Николаева.
Если принять во внимание последнее утверждение, то воспоминания Владимира Шаталова, который трижды побывал в космосе, не представляются такими уж фантастическими. В своей книге «Трудные дороги космоса» Шаталов писал о том, что он осознал, какой пресной и безвкусной ему казалась еда в космосе только тогда, когда прилетел домой. Сам Владимир Александрович и его коллега с жадностью пили боржоми, а потом набросились на кислую капусту. «Видя это, нам пообещали хранить особую бочку такой капусты к прилету каждого космонавта» — утверждал Шаталов.
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]