Построенные «оккупантами»: аэропорты Латвии
---
Во времена СССР в Латвии шли «стройки века». Речь идет не только о железной дороге, автострадах, крупных промышленных предприятиях, многоквартирных жилых домах, ГЭС и ТЭЦ. В городах республики велось строительство ключевых воздушных гаваней: аэропорты Даугавпилса, Лиепаи, Риги и Румбуле увидели свет или были существенно модернизированы именно при советском строе.
В Латвийской ССР вопросом координации гражданской авиации власти озаботились сразу после окончания Великой Отечественной войны. Территория Латвии была освобождена от нацистских захватчиков к весне 1945 года, и еще в ходе освободительных боев на основе базировавшегося в Даугавпилсе звена самолета ПО-2 (более привычное название — У-2; многоцелевой биплан, разработанный в бюро Поликарпова в 1927 году — прим. Rед.) был образован первый Латвийский отдельный отряд ГВФ.
Таким образом, Даугавпилс можно в большой степени считать городом, в котором зародились традиции управления гражданской авиации. Этот отряд был в 1950 году преобразован в латвийскую отдельную авиагруппу. В этот же период советские власти приступили к строительству аэропортов сразу в пяти местах: в Даугавпилсе, Румбуле, Лиепае, Вентспилсе и Резекне. Подобное же строительство воздушных гаваней активно велось в Эстонской и Литовской ССР.
Поликарпов У-2 (ПО-2)
Даугавпилсский аэропорт находился в поселке Лоцики, что в 12 километрах от центра города. Он был предназначен для обслуживания военных задач, и в нем базировались советские реактивные истребители МиГ-15 (располагались в воздушной гавани Двинска до 1958 году, впоследствии были заменены на Як-25 и Як-28П).
В Даугавпилсе с 1948 года действовало Военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса высочайшего класса, которое подготавливало выпускников-специалистов (инженеров, техников) для обслуживания аэропорта. Рядом с аэропортом постепенно сформировался военный городок, который благополучно просуществовал до начала 1990-х годов, когда летные традиции в Даугавпилсе были прерваны в результате политики независимой Латвии по уничтожению советского ВПК.
В Даугавпилсском аэропорту постоянно проводилась плановая модернизация складов, ангаров, ремонтной инфраструктуры, вспомогательных построек. Военный аэродром стал соответствовать высшему классу к началу 1980-х годов. К этому времени он мог принимать практически все самолеты советского производства, включая «Антей» и Ил-76.
Историческое событие для прибалтийской авиасистемы состоялось в 1981 году, когда в аэропорту Даугавпилса была подготовлена инфраструктура для размещения 372-го полка сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Миг-27. Впрочем, в 1993 году славная страница двинских традиций военной авиаинженерии закончилась.
Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. Общий вид, 1990-е годы
В семи километрах от центра Лиепаи на берегу живописного озера Цимдиниеки находится ныне действующий аэропорт. Он был открыт еще в 1926 году, когда в межвоенной Латвии возник запрос на развитие самого современного и скоростного транспорта — воздушного.
Правда, первоначально аэропорт в самом западном городе Латвии использовался в учебно-тренировочных целях. Первые пассажирские перелеты начались 15 июня 1937 года (Лиепая — рижский аэропорт в Спилве), когда были построены ангары и залы ожидания для пассажиров. В большом ангаре было предусмотрено место для шести самолетов.
После заключения 5 октября 1939 года между Латвией и СССР соглашения о совместной взаимопомощи началось создание военно-воздушной базы Советского Союза на участке Лиепая — Гробини, и аэропорт подвергся реконструкции. После войны аэропорт использовался как летная база войск противовоздушной обороны, а в 1960 году он был передан для нужд гражданской авиации.
В те годы из аэропорта в Лиепае ежедневно осуществлялось по шесть полетов — в Ленинград, Москву, Киев, Минск, Калининград и другие крупнейшие советские города. Ежегодно лиепайская воздушная гавань обслуживала по 100 тысяч пассажиров.
С 2017 года аэропорт Лиепаи обслуживает авиакомпания airBaltic.
В 1938–1939 годах такие самолеты летали из Риги в Лиепаю. Это была первая и единственная внутригосударственная регулярная авиалиния
В течение нескольких десятилетий главным и единственным аэропортом Латвии являлся аэропорт в Спилве, первые ангары которого были построены в середине 1920-х годов. Масштабная реконструкция воздушной гавани латвийской столицы началось в 1938 году.
В тот период «Спилвенский воздушный порт» (официальное название) обслуживал три основные линии: Рига — Вильнюс — Варшава; Рига — Таллин — Хельсинки; Рига — Каунас — Берлин. Впрочем, от его инфраструктуры мало что осталось в первые же дни войны, когда подразделения люфтваффе нанесли по Спилве мощный авиаудар.
Уже в конце июня 1941 года, буквально через неделю после нацистского вторжения, аэропорт был серьезно поврежден и нуждался в восстановлении.
Только после войны советские власти взялись за его полномасштабную реконструкцию. В 1945 году был выполнен первый пассажирский рейс в Москву на самолете Ли-2 (разработки 1942 года Бориса Павловича Лисунова). В 1955 году в распоряжение Спилвенского и других аэропортов поступили самолеты Як-12, а в следующем году — Ан-2.
Однако судьбоносное решение по Спилве было принято в 1954 году, когда Рижский горисполком (председатель Эдгар Апинис) решил начать строительство нового здания аэропорта, которое отвечало бы современным требованиям безопасности полетов. Проектировал спилвенский аэрокомплекс архитектор Сергей Воробьев, который до этого создал проект речного вокзала на Кипсале.
Проект был выполнен в формах сталинского барокко, которое отличалось величием и импозантностью. Обращали на себя внимание роскошная мраморная облицовка, монументальная роспись, отражавшая героику трудящихся масс, а также величественные люстры.
Славился среди многих жителей Советского Союза и ресторан в Спилве, в котором работали лучшие шеф-повара страны, приглашенные из Грузинской ССР. Аэропорт в Спилве носил название «Рига» до тех пор, пока в эксплуатацию не был сдан Рижский аэропорт в Марупе. Впрочем, еще до 1965 года аэропорт в Спилве считался практически крупнейшим в западной части СССР, принимая по 50 самолетов в день.
Аэропорт «Спилве»
Рижский международный аэропорт и в настоящее время является крупнейшим в странах Балтии по объему пассажироперевозок. Находится он совсем недалеко от центра — в тринадцати километрах. Административно аэропорт относится к Марупскому краю.
Поток пассажиров Рижского аэропорта в 2018 году превысил 7 миллионов человек (для сравнения: аэропорт Таллина перевез в этом же году чуть более 3 миллионов пассажиров; в аэропорту Шереметьево пассажиропоток составил 45,8 миллиона человек; аэропорт Франкфурта-на-Майне побил собственный рекорд, обслужив 69,5 миллиона пассажиров).
Работы над строительством воздушной гавани Риги были положены в 1965 году, а весь комплекс был построен к осени 1974 года. Архитектор аэропорта — Леонид Николаевич Иванов, а заказчик строительства — московский институт «Аэрострой».
Рижский международный аэропорт
К 1960 году был модернизирован аэропорт в Румбуле. Это был легендарный военный аэродром, на котором проходили практику многие заслуженные советские летчики-испытатели. Он располагался в 11 километрах к юго-востоку от центра Риги, недалеко от лесного массива. В 1941 году (в 2 часа ночи 22 июня) на нем расположился (был перебазирован с аэродрома Гурджай) 46-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк (был сформирован в апреле 1938 года в Смоленске).
По приказу вышестоящего начальства 23 июня 1941 года из аэропорта Румбула вылетело 17 самолетов для бомбардировки городов Восточной Пруссии, однако судьба экипажей оказалась трагической. Самолеты были сбиты истребителями нацистов; без вести пропал и командир — майор Михаил Иванович Сеньков.
С декабря 1944 года по февраль 1946 года на Румбуле базировался 22-й истребительный авиационный полк ПВО, который должен был прикрывать латвийскую столицу от налетов вражеской авиации. Позднее на нем располагались другие авиационные истребительные дивизии, а в годы строительства аэропорта «Рига» Румбульский воздушный порт выполнял функции временного пассажирского самолета.
Именно в Румбуле 9 октября 1963 года приземлился Ил-18, на котором из Москвы в Гавану вылетел первый космонавт в мире Юрий Алексеевич Гагарин. На Кубе его ждала Валентина Терешкова: оба должны были отправляться в Мексику на конференцию. Остановка в Риге была незапланированной и произошла из-за плохих погодных условий. Это было великое историческое событие для латвийцев, совершенно не ожидавших появления Юрия Гагарина и члена Политбюро Леонида Брежнева, который тогда курировал авиакосмическую отрасль.
В тот день представитель исполкома Рижского горсовета Янис Пакалн вручил первому космонавту звание почетного гражданина Риги, а уже после отбытия руководство Латвийской ССР всерьез задумалось о переименовании Риги в Гагарин. Сейчас же на территории Румбульского аэропорта располагается автомобильный рынок, а также осуществляется базирование самолетов малой авиации.
Авиаотрасль постоянно расширялась и модернизировалась. К 1980 году воздушные линии Латвийского управления гражданской авиации начали обслуживать самолеты Ту-134Б и Ан-26. А первые Ту-154 на 164 пассажирских мест были получены Ригой в 1981 году (в 1976 году закончились реконструкционные работы для приема этого типа самолетов).
В 1983 году в аэропорту «Рига» завершились работы по созданию производственной базы для перебазирования транспортных самолетов Ан-24 и Як-40. Наконец, в этом же году была сдана в эксплуатацию система автоматического бронирования и продажи мест, а также проведена автоматизация хозяйственно-производственной деятельности. В 1983 году Рига имела воздушное сообщение с 91 городом страны. Сегодня из Рижского аэропорта можно добраться до сотни городов мира.
Конечно, «железный занавес» рухнул, и аэропорт, казалось бы, стал по-настоящему интернациональным. Но авиационная отрасль Латвии вряд ли может себе позволить претворять в жизнь столь дорогостоящие инфраструктурные проекты, которые осуществляло руководство СССР в годы «золотого застоя».
По сути, практически все воздушные гавани Латвии были восстановлены советской властью после жестоких разрушений со стороны нацистов и впоследствии модернизированы по последнему слову техники.
Полномасштабное развитие летной отрасли в Латвии пришлось на тот период, который современные латвийские историки и политики безответственно называют «оккупационным». Сегодня часть воздушных гаваней, доставшихся республике в наследство от СССР, пришла в упадок, а оставшиеся военные и гражданские аэропорты приносят дивиденды НАТО и международным трансатлантическим авиакорпорациям.
Так или иначе, надо помнить о колоссальном вкладе советских авиаинженеров в развитие аэросообщения Латвии.
Александр Филей
В Латвийской ССР вопросом координации гражданской авиации власти озаботились сразу после окончания Великой Отечественной войны. Территория Латвии была освобождена от нацистских захватчиков к весне 1945 года, и еще в ходе освободительных боев на основе базировавшегося в Даугавпилсе звена самолета ПО-2 (более привычное название — У-2; многоцелевой биплан, разработанный в бюро Поликарпова в 1927 году — прим. Rед.) был образован первый Латвийский отдельный отряд ГВФ.
Таким образом, Даугавпилс можно в большой степени считать городом, в котором зародились традиции управления гражданской авиации. Этот отряд был в 1950 году преобразован в латвийскую отдельную авиагруппу. В этот же период советские власти приступили к строительству аэропортов сразу в пяти местах: в Даугавпилсе, Румбуле, Лиепае, Вентспилсе и Резекне. Подобное же строительство воздушных гаваней активно велось в Эстонской и Литовской ССР.
Поликарпов У-2 (ПО-2)
Даугавпилсский аэропорт находился в поселке Лоцики, что в 12 километрах от центра города. Он был предназначен для обслуживания военных задач, и в нем базировались советские реактивные истребители МиГ-15 (располагались в воздушной гавани Двинска до 1958 году, впоследствии были заменены на Як-25 и Як-28П).
В Даугавпилсе с 1948 года действовало Военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса высочайшего класса, которое подготавливало выпускников-специалистов (инженеров, техников) для обслуживания аэропорта. Рядом с аэропортом постепенно сформировался военный городок, который благополучно просуществовал до начала 1990-х годов, когда летные традиции в Даугавпилсе были прерваны в результате политики независимой Латвии по уничтожению советского ВПК.
В Даугавпилсском аэропорту постоянно проводилась плановая модернизация складов, ангаров, ремонтной инфраструктуры, вспомогательных построек. Военный аэродром стал соответствовать высшему классу к началу 1980-х годов. К этому времени он мог принимать практически все самолеты советского производства, включая «Антей» и Ил-76.
Историческое событие для прибалтийской авиасистемы состоялось в 1981 году, когда в аэропорту Даугавпилса была подготовлена инфраструктура для размещения 372-го полка сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Миг-27. Впрочем, в 1993 году славная страница двинских традиций военной авиаинженерии закончилась.
Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. Общий вид, 1990-е годы
В семи километрах от центра Лиепаи на берегу живописного озера Цимдиниеки находится ныне действующий аэропорт. Он был открыт еще в 1926 году, когда в межвоенной Латвии возник запрос на развитие самого современного и скоростного транспорта — воздушного.
Правда, первоначально аэропорт в самом западном городе Латвии использовался в учебно-тренировочных целях. Первые пассажирские перелеты начались 15 июня 1937 года (Лиепая — рижский аэропорт в Спилве), когда были построены ангары и залы ожидания для пассажиров. В большом ангаре было предусмотрено место для шести самолетов.
После заключения 5 октября 1939 года между Латвией и СССР соглашения о совместной взаимопомощи началось создание военно-воздушной базы Советского Союза на участке Лиепая — Гробини, и аэропорт подвергся реконструкции. После войны аэропорт использовался как летная база войск противовоздушной обороны, а в 1960 году он был передан для нужд гражданской авиации.
В те годы из аэропорта в Лиепае ежедневно осуществлялось по шесть полетов — в Ленинград, Москву, Киев, Минск, Калининград и другие крупнейшие советские города. Ежегодно лиепайская воздушная гавань обслуживала по 100 тысяч пассажиров.
С 2017 года аэропорт Лиепаи обслуживает авиакомпания airBaltic.
В 1938–1939 годах такие самолеты летали из Риги в Лиепаю. Это была первая и единственная внутригосударственная регулярная авиалиния
В течение нескольких десятилетий главным и единственным аэропортом Латвии являлся аэропорт в Спилве, первые ангары которого были построены в середине 1920-х годов. Масштабная реконструкция воздушной гавани латвийской столицы началось в 1938 году.
В тот период «Спилвенский воздушный порт» (официальное название) обслуживал три основные линии: Рига — Вильнюс — Варшава; Рига — Таллин — Хельсинки; Рига — Каунас — Берлин. Впрочем, от его инфраструктуры мало что осталось в первые же дни войны, когда подразделения люфтваффе нанесли по Спилве мощный авиаудар.
Уже в конце июня 1941 года, буквально через неделю после нацистского вторжения, аэропорт был серьезно поврежден и нуждался в восстановлении.
Только после войны советские власти взялись за его полномасштабную реконструкцию. В 1945 году был выполнен первый пассажирский рейс в Москву на самолете Ли-2 (разработки 1942 года Бориса Павловича Лисунова). В 1955 году в распоряжение Спилвенского и других аэропортов поступили самолеты Як-12, а в следующем году — Ан-2.
Однако судьбоносное решение по Спилве было принято в 1954 году, когда Рижский горисполком (председатель Эдгар Апинис) решил начать строительство нового здания аэропорта, которое отвечало бы современным требованиям безопасности полетов. Проектировал спилвенский аэрокомплекс архитектор Сергей Воробьев, который до этого создал проект речного вокзала на Кипсале.
Проект был выполнен в формах сталинского барокко, которое отличалось величием и импозантностью. Обращали на себя внимание роскошная мраморная облицовка, монументальная роспись, отражавшая героику трудящихся масс, а также величественные люстры.
Славился среди многих жителей Советского Союза и ресторан в Спилве, в котором работали лучшие шеф-повара страны, приглашенные из Грузинской ССР. Аэропорт в Спилве носил название «Рига» до тех пор, пока в эксплуатацию не был сдан Рижский аэропорт в Марупе. Впрочем, еще до 1965 года аэропорт в Спилве считался практически крупнейшим в западной части СССР, принимая по 50 самолетов в день.
Аэропорт «Спилве»
Рижский международный аэропорт и в настоящее время является крупнейшим в странах Балтии по объему пассажироперевозок. Находится он совсем недалеко от центра — в тринадцати километрах. Административно аэропорт относится к Марупскому краю.
Поток пассажиров Рижского аэропорта в 2018 году превысил 7 миллионов человек (для сравнения: аэропорт Таллина перевез в этом же году чуть более 3 миллионов пассажиров; в аэропорту Шереметьево пассажиропоток составил 45,8 миллиона человек; аэропорт Франкфурта-на-Майне побил собственный рекорд, обслужив 69,5 миллиона пассажиров).
Работы над строительством воздушной гавани Риги были положены в 1965 году, а весь комплекс был построен к осени 1974 года. Архитектор аэропорта — Леонид Николаевич Иванов, а заказчик строительства — московский институт «Аэрострой».
Рижский международный аэропорт
К 1960 году был модернизирован аэропорт в Румбуле. Это был легендарный военный аэродром, на котором проходили практику многие заслуженные советские летчики-испытатели. Он располагался в 11 километрах к юго-востоку от центра Риги, недалеко от лесного массива. В 1941 году (в 2 часа ночи 22 июня) на нем расположился (был перебазирован с аэродрома Гурджай) 46-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк (был сформирован в апреле 1938 года в Смоленске).
По приказу вышестоящего начальства 23 июня 1941 года из аэропорта Румбула вылетело 17 самолетов для бомбардировки городов Восточной Пруссии, однако судьба экипажей оказалась трагической. Самолеты были сбиты истребителями нацистов; без вести пропал и командир — майор Михаил Иванович Сеньков.
С декабря 1944 года по февраль 1946 года на Румбуле базировался 22-й истребительный авиационный полк ПВО, который должен был прикрывать латвийскую столицу от налетов вражеской авиации. Позднее на нем располагались другие авиационные истребительные дивизии, а в годы строительства аэропорта «Рига» Румбульский воздушный порт выполнял функции временного пассажирского самолета.
Именно в Румбуле 9 октября 1963 года приземлился Ил-18, на котором из Москвы в Гавану вылетел первый космонавт в мире Юрий Алексеевич Гагарин. На Кубе его ждала Валентина Терешкова: оба должны были отправляться в Мексику на конференцию. Остановка в Риге была незапланированной и произошла из-за плохих погодных условий. Это было великое историческое событие для латвийцев, совершенно не ожидавших появления Юрия Гагарина и члена Политбюро Леонида Брежнева, который тогда курировал авиакосмическую отрасль.
В тот день представитель исполкома Рижского горсовета Янис Пакалн вручил первому космонавту звание почетного гражданина Риги, а уже после отбытия руководство Латвийской ССР всерьез задумалось о переименовании Риги в Гагарин. Сейчас же на территории Румбульского аэропорта располагается автомобильный рынок, а также осуществляется базирование самолетов малой авиации.
Авиаотрасль постоянно расширялась и модернизировалась. К 1980 году воздушные линии Латвийского управления гражданской авиации начали обслуживать самолеты Ту-134Б и Ан-26. А первые Ту-154 на 164 пассажирских мест были получены Ригой в 1981 году (в 1976 году закончились реконструкционные работы для приема этого типа самолетов).
В 1983 году в аэропорту «Рига» завершились работы по созданию производственной базы для перебазирования транспортных самолетов Ан-24 и Як-40. Наконец, в этом же году была сдана в эксплуатацию система автоматического бронирования и продажи мест, а также проведена автоматизация хозяйственно-производственной деятельности. В 1983 году Рига имела воздушное сообщение с 91 городом страны. Сегодня из Рижского аэропорта можно добраться до сотни городов мира.
Конечно, «железный занавес» рухнул, и аэропорт, казалось бы, стал по-настоящему интернациональным. Но авиационная отрасль Латвии вряд ли может себе позволить претворять в жизнь столь дорогостоящие инфраструктурные проекты, которые осуществляло руководство СССР в годы «золотого застоя».
По сути, практически все воздушные гавани Латвии были восстановлены советской властью после жестоких разрушений со стороны нацистов и впоследствии модернизированы по последнему слову техники.
Полномасштабное развитие летной отрасли в Латвии пришлось на тот период, который современные латвийские историки и политики безответственно называют «оккупационным». Сегодня часть воздушных гаваней, доставшихся республике в наследство от СССР, пришла в упадок, а оставшиеся военные и гражданские аэропорты приносят дивиденды НАТО и международным трансатлантическим авиакорпорациям.
Так или иначе, надо помнить о колоссальном вкладе советских авиаинженеров в развитие аэросообщения Латвии.
Александр Филей
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]