Тайна легенды о Крысолове, который увел детей
---
Период Средневековья богат на легенды, особое место среди них занимает таинственная история о Крысолове. Вспомним эту легенду и обсудим, что кроется за ней мы с Зои Лионидас.
-Напомните нам, пожалуйста, кратко сюжет этой истории.
- Вряд ли кто-то не помнит красивую и печальную легенду о Крысолове из Гамельна и горожанах, наказанных за собственную жадность и вероломство. Но если кто-то все же успел ее забыть, в коротких словах напомним суть.
Город Гамельн
Итак, богатый купеческий город Гамельн в Нижней Саксонии, страдал от невиданного нашествия крыс. Серые наглецы, никого и ничего не боясь, буквально съели все, что только можно было съесть и сгрызть. Думается, многие вспомнят сейчас эту историю в переложении Роберта Браунинга, мастерски переведенное на русский язык Самуилом Маршаком:
"Крысы
Различных мастей, волосаты и лысы,
Врывались в амбар, в кладовую, в чулан,
Копченья, соленья съедали до крошки,
Вскрывали бочонок и сыпались в чан,
В живых ни одной не оставили кошки,
У повара соус лакали из ложки,
Кусали младенцев за ручки и ножки,
Гнездились, презрев и сословье и сан,
На донышках праздничных шляп горожан,
Мешали болтать горожанкам речистым
И даже порой заглушали орган
Неистовым писком,
И визгом,
И свистом."
В какой-то момент к городским властям, готовым на что угодно, лишь бы избавиться от напасти, явился некий ярко одетый флейтист, пообещавший свою помощь в обмен на внушительную денежную сумму. Сделка немедленно состоялась, после чего неизвестный вынул из кармана волшебную дудочку и засвистел. Околдованные крысы немедля сбежались к нему, и покорно последовали за колдуном к ближайшей реке, где утонули все до единой. Впрочем, едва лишь история закончилась ко всеобщему удовлетворению, местные богатеи уже успели пожалеть о собственном обещании, и наотрез отказались платить. Рассерженный флейтист вновь взялся за дудочку, и на сей раз к нему сбежались все городские дети. Околдованные взрослые ничем не могли помочь и лишь беспомощно смотрели, как малыши уходят навсегда...
-Классическая поучительная история. Средневековая притча?
- Надо сказать, что долгое время легенду эту воспринимали именно как легенду, сказку, красивую и недобрую выдумку. В частности, в подобном качестве она трактовалась прославленными братьями Гримм, включившими стихотворное сказание о Крысолове в свой сборник народных песен:
"Кто там в плаще явился пёстром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На чёрной дудочке свистя?..
Господь, спаси моё дитя!"
Ситуация оставалась в подобном состоянии вплоть до того момента, когда при ремонте старого здания ратуши, выстроенного еще в XIII веке, была найдена крайне любопытная табличка с надписью на немецком языке:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»
Таким образом, как то часто бывает, пришлось заключить, что в городе в самом деле произошло нечто непонятное.
- Что же это значит?
- Предприняты были дальнейшие поиски, и вот на свет Божий явилась хроника г. Гамельна, в которой (за отметкой 1384 год) содержится краткая,но достаточно красноречивая запись:
«Сто лет тому назад пропали наши дети»
Как видно, это происшествие настолько потрясло умы местных жителей, что в течение долгого времени дата 26 июня «от ухода детей наших» стала моментом отсчета времени. Кроме того, документы глухо упоминали о том, что мать (или бабушка) декана местной церкви Иоганна фон Люде собственными глазами видела уход детей, о чем сделала надпись на обложке семейного молитвенника.
- Вещественные доказательства!
- К величайшему сожалению, около XVII в. молитвенник этом был утерян безвозвратно.Приблизительно в то же время был разрушен витраж, изображавший Крысолова и его жертв. Кстати сказать, что страх перед Пестрым Флейтистом жил в городе как минимум до XVII века, слух о том, что Флейтист обещал вернуться через триста лет и снова увести детей, приводил к тому, что было вычислено даже время его возращения – 1853 год. К счастью, зря.
- Что все же случилось в Гамельне?
- Надо сказать, что и в прежние и в нынешние времена на эту тему было выдвинуто не менее десятка разномастных теорий.Перечислим лишь некоторые из них.
Во-первых, в произошедшем (что вполне предсказуемо) видели происки дьявола, принявшего вид пестрого флейтиста. Кстати говоря, древнейшая версия легенды ни словом не упоминает о крысах. Дьявол явился в город и вывел из него детей, причем в дальнейшем в легенде фигурирует хромой мальчик, отставший от прочих, и потому оставшийся в живых. Он якобы сумел вернуться в город и поведать местным жителям, как Крысолов вместе с детьми скрылся в недрах горы, которая вслед за тем закрылась снова, навсегда поглотив жертвы колдовства. Впрочем, по другой версии, отставших было двое: один – глухонемой (что уберегло его от дьявольской музыки), другой – хромой, причем оба даже после своего возвращения не убереглись от невзгод, т.к. дьявольская сила добралась и до них.
Впрочем, куда более скептически настроенные ученые Нового времени пытались разглядеть в Крысолове вербовщика колонистов для заселения завоеванных славянских земель. Сторонники этой теории пытаются доказать, что под «детьми» понимаются всего лишь «уроженцы города». В самом деле, в современной Польше и сейчас живет немало людей по фамилии Гамель и Гамелнков, однако – совершенно неясно, чем столь заурядное событие как эмиграция могло столь жестоко потрясти людей, чтобы превратиться в мистическую легенду о флейтисте.
Вспоминают также о битве при Зедемунде (1259 год) когда плохо вооруженное гамельнское ополчение проиграло войскам местного епископа, и множество молодых солдат попало в плен. Однако, событие это было вполне заурядным для тех времен, да и сама битва скорее второ- если не третьеразрядной в истории города.
Быть может, основой для старой легенды стал Крестовый поход детей, когда в 1212 году по призыву не то юродивого, не то фанатично настроенного мальчишки по имени Николай, тысячи детей отправились в безумный поход, собираясь одной силой своей веры освободить Иерусалим от мусульманского владычества. Поход, как и следовало ожидать, закончился катастрофой, дети частично погибли, частично попали в рабство к туркам (причем скептики утверждали, будто всю историю подстроил отец Николая – работорговец, желавший подобным образом нажиться). Звучит убедительно, однако, Детский Крестовый поход состоялся на 72 годами ранее, и также нашел свое отражение в Хронике города, совершенно отдельно от истории Крысолова.
Не обошлось также без откровенно маргинальных и малоправдоподобных догадок и фантазий, в частности, в Крысолове желали разглядеть маньяка-педофила, причем авторы подобных россказней, как то часто бывает, доказательствами не озадачивались. Я художник, я так вижу! Кто-то столь же огульно предполагал, что Крысолов был цыганом (или даже циганским табором!) неведомо зачем похитившим местных детей. И совсем уже нелепая, с позволения сказать «теория» превратила героя древней легенды в НЛОнавта, который в своем серебристом комбинезоне, сверкая лампочками появился в городе, чтобы украсть детей!
Менее колоритной, и столь же недоказуемой представляется теория, выдвинутая в 1961 году немкой Вальтраут Вёллер. Она обратила внимание, что рядом с городом находится болотистая котловина с характерным названием Чертова дыра, где из раза в раз происходят горные оползни. По мнению г-жи Вёллер, дети спешили на праздник, который в этих местах приурочили к дню Солнцестояния – 21 июня, причем вел их некий музыкант или флейтист. Воображению исследовательницы рисовалась жестокая картина, как гамельские малыши погибали в болоте или под лавиной, когда уже рядом гремела веселая музыка, а в небе зажигались праздничные огни. Впечатляющая картина, однако, расхождение в датах налицо, да и сама исследовательница так никого не сумела убедить своей теорией, и добыть деньги у немецкого правительства для исследования Чертовой дыры.
И наконец, в качестве виновницы трагедии полагалась уже знакомая нам Черная Смерть – ужасающих размеров эпидемия чумы. Вспоминали, что в те времена Смерть не раз и не два изображалась в миниатюрах хроник в качестве одетого в яркие лохмотья скелета, наигрывающего на флейте или дудке. Но опять с датами получается чепуха – «уход детей» произошел более чем за полвека до эпидемии...
- Даже и не знаю чему верить. Все версии столь реальные.
- Пожалуй, самой правдоподобной (но опять же, недоказуемой теорией) остается хореомания – непонятная эпидемия «пляски» не раз и не два охватывавшая тогдашних людей. Жертвы этого непонятного нервного расстройства начинали сами по себе скакать и дергаться, причем действо это сопровождалось ужимками и громкими криками. Танцующие целыми толпами могли сорваться с места и приплясывая на ходу устремиться в соседний город или еще дальше, причем напасть отпускала их лишь тогда, когда несчастные совершенно обессилев, впадали в забытье. Хореомания станет настоящим бедствием после Черной Смерти, однако, случаи «танцевального безумия» были известны и в более ранние времени.
А в Гамельне есть улица «Улица Молчания» на которой вплоть до нынешнего времени запрещено играть на музыкальных инструментах, т.к. по легенде именно по ней Флейтист уводил из города детей. А еще в Гамельне есть невероятное множество «крыс». По закону любой житель может выкупить один метр земли и украсить его крысиной статуей, выполнив ее по собственному вкусу. Посему, в городе насчитывается великое множество крысиных статуй – белых, серых, позолоченных и даже разрисованных цветочками. Вопрос о подоплеке старой легенды открыт до сих пор. Тайна Крысолова все еще ждет своего часа...
-Напомните нам, пожалуйста, кратко сюжет этой истории.
- Вряд ли кто-то не помнит красивую и печальную легенду о Крысолове из Гамельна и горожанах, наказанных за собственную жадность и вероломство. Но если кто-то все же успел ее забыть, в коротких словах напомним суть.
Город Гамельн
Итак, богатый купеческий город Гамельн в Нижней Саксонии, страдал от невиданного нашествия крыс. Серые наглецы, никого и ничего не боясь, буквально съели все, что только можно было съесть и сгрызть. Думается, многие вспомнят сейчас эту историю в переложении Роберта Браунинга, мастерски переведенное на русский язык Самуилом Маршаком:
"Крысы
Различных мастей, волосаты и лысы,
Врывались в амбар, в кладовую, в чулан,
Копченья, соленья съедали до крошки,
Вскрывали бочонок и сыпались в чан,
В живых ни одной не оставили кошки,
У повара соус лакали из ложки,
Кусали младенцев за ручки и ножки,
Гнездились, презрев и сословье и сан,
На донышках праздничных шляп горожан,
Мешали болтать горожанкам речистым
И даже порой заглушали орган
Неистовым писком,
И визгом,
И свистом."
В какой-то момент к городским властям, готовым на что угодно, лишь бы избавиться от напасти, явился некий ярко одетый флейтист, пообещавший свою помощь в обмен на внушительную денежную сумму. Сделка немедленно состоялась, после чего неизвестный вынул из кармана волшебную дудочку и засвистел. Околдованные крысы немедля сбежались к нему, и покорно последовали за колдуном к ближайшей реке, где утонули все до единой. Впрочем, едва лишь история закончилась ко всеобщему удовлетворению, местные богатеи уже успели пожалеть о собственном обещании, и наотрез отказались платить. Рассерженный флейтист вновь взялся за дудочку, и на сей раз к нему сбежались все городские дети. Околдованные взрослые ничем не могли помочь и лишь беспомощно смотрели, как малыши уходят навсегда...
-Классическая поучительная история. Средневековая притча?
- Надо сказать, что долгое время легенду эту воспринимали именно как легенду, сказку, красивую и недобрую выдумку. В частности, в подобном качестве она трактовалась прославленными братьями Гримм, включившими стихотворное сказание о Крысолове в свой сборник народных песен:
"Кто там в плаще явился пёстром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На чёрной дудочке свистя?..
Господь, спаси моё дитя!"
Ситуация оставалась в подобном состоянии вплоть до того момента, когда при ремонте старого здания ратуши, выстроенного еще в XIII веке, была найдена крайне любопытная табличка с надписью на немецком языке:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»
Таким образом, как то часто бывает, пришлось заключить, что в городе в самом деле произошло нечто непонятное.
- Что же это значит?
- Предприняты были дальнейшие поиски, и вот на свет Божий явилась хроника г. Гамельна, в которой (за отметкой 1384 год) содержится краткая,но достаточно красноречивая запись:
«Сто лет тому назад пропали наши дети»
Как видно, это происшествие настолько потрясло умы местных жителей, что в течение долгого времени дата 26 июня «от ухода детей наших» стала моментом отсчета времени. Кроме того, документы глухо упоминали о том, что мать (или бабушка) декана местной церкви Иоганна фон Люде собственными глазами видела уход детей, о чем сделала надпись на обложке семейного молитвенника.
- Вещественные доказательства!
- К величайшему сожалению, около XVII в. молитвенник этом был утерян безвозвратно.Приблизительно в то же время был разрушен витраж, изображавший Крысолова и его жертв. Кстати сказать, что страх перед Пестрым Флейтистом жил в городе как минимум до XVII века, слух о том, что Флейтист обещал вернуться через триста лет и снова увести детей, приводил к тому, что было вычислено даже время его возращения – 1853 год. К счастью, зря.
- Что все же случилось в Гамельне?
- Надо сказать, что и в прежние и в нынешние времена на эту тему было выдвинуто не менее десятка разномастных теорий.Перечислим лишь некоторые из них.
Во-первых, в произошедшем (что вполне предсказуемо) видели происки дьявола, принявшего вид пестрого флейтиста. Кстати говоря, древнейшая версия легенды ни словом не упоминает о крысах. Дьявол явился в город и вывел из него детей, причем в дальнейшем в легенде фигурирует хромой мальчик, отставший от прочих, и потому оставшийся в живых. Он якобы сумел вернуться в город и поведать местным жителям, как Крысолов вместе с детьми скрылся в недрах горы, которая вслед за тем закрылась снова, навсегда поглотив жертвы колдовства. Впрочем, по другой версии, отставших было двое: один – глухонемой (что уберегло его от дьявольской музыки), другой – хромой, причем оба даже после своего возвращения не убереглись от невзгод, т.к. дьявольская сила добралась и до них.
Впрочем, куда более скептически настроенные ученые Нового времени пытались разглядеть в Крысолове вербовщика колонистов для заселения завоеванных славянских земель. Сторонники этой теории пытаются доказать, что под «детьми» понимаются всего лишь «уроженцы города». В самом деле, в современной Польше и сейчас живет немало людей по фамилии Гамель и Гамелнков, однако – совершенно неясно, чем столь заурядное событие как эмиграция могло столь жестоко потрясти людей, чтобы превратиться в мистическую легенду о флейтисте.
Вспоминают также о битве при Зедемунде (1259 год) когда плохо вооруженное гамельнское ополчение проиграло войскам местного епископа, и множество молодых солдат попало в плен. Однако, событие это было вполне заурядным для тех времен, да и сама битва скорее второ- если не третьеразрядной в истории города.
Быть может, основой для старой легенды стал Крестовый поход детей, когда в 1212 году по призыву не то юродивого, не то фанатично настроенного мальчишки по имени Николай, тысячи детей отправились в безумный поход, собираясь одной силой своей веры освободить Иерусалим от мусульманского владычества. Поход, как и следовало ожидать, закончился катастрофой, дети частично погибли, частично попали в рабство к туркам (причем скептики утверждали, будто всю историю подстроил отец Николая – работорговец, желавший подобным образом нажиться). Звучит убедительно, однако, Детский Крестовый поход состоялся на 72 годами ранее, и также нашел свое отражение в Хронике города, совершенно отдельно от истории Крысолова.
Не обошлось также без откровенно маргинальных и малоправдоподобных догадок и фантазий, в частности, в Крысолове желали разглядеть маньяка-педофила, причем авторы подобных россказней, как то часто бывает, доказательствами не озадачивались. Я художник, я так вижу! Кто-то столь же огульно предполагал, что Крысолов был цыганом (или даже циганским табором!) неведомо зачем похитившим местных детей. И совсем уже нелепая, с позволения сказать «теория» превратила героя древней легенды в НЛОнавта, который в своем серебристом комбинезоне, сверкая лампочками появился в городе, чтобы украсть детей!
Менее колоритной, и столь же недоказуемой представляется теория, выдвинутая в 1961 году немкой Вальтраут Вёллер. Она обратила внимание, что рядом с городом находится болотистая котловина с характерным названием Чертова дыра, где из раза в раз происходят горные оползни. По мнению г-жи Вёллер, дети спешили на праздник, который в этих местах приурочили к дню Солнцестояния – 21 июня, причем вел их некий музыкант или флейтист. Воображению исследовательницы рисовалась жестокая картина, как гамельские малыши погибали в болоте или под лавиной, когда уже рядом гремела веселая музыка, а в небе зажигались праздничные огни. Впечатляющая картина, однако, расхождение в датах налицо, да и сама исследовательница так никого не сумела убедить своей теорией, и добыть деньги у немецкого правительства для исследования Чертовой дыры.
И наконец, в качестве виновницы трагедии полагалась уже знакомая нам Черная Смерть – ужасающих размеров эпидемия чумы. Вспоминали, что в те времена Смерть не раз и не два изображалась в миниатюрах хроник в качестве одетого в яркие лохмотья скелета, наигрывающего на флейте или дудке. Но опять с датами получается чепуха – «уход детей» произошел более чем за полвека до эпидемии...
- Даже и не знаю чему верить. Все версии столь реальные.
- Пожалуй, самой правдоподобной (но опять же, недоказуемой теорией) остается хореомания – непонятная эпидемия «пляски» не раз и не два охватывавшая тогдашних людей. Жертвы этого непонятного нервного расстройства начинали сами по себе скакать и дергаться, причем действо это сопровождалось ужимками и громкими криками. Танцующие целыми толпами могли сорваться с места и приплясывая на ходу устремиться в соседний город или еще дальше, причем напасть отпускала их лишь тогда, когда несчастные совершенно обессилев, впадали в забытье. Хореомания станет настоящим бедствием после Черной Смерти, однако, случаи «танцевального безумия» были известны и в более ранние времени.
А в Гамельне есть улица «Улица Молчания» на которой вплоть до нынешнего времени запрещено играть на музыкальных инструментах, т.к. по легенде именно по ней Флейтист уводил из города детей. А еще в Гамельне есть невероятное множество «крыс». По закону любой житель может выкупить один метр земли и украсить его крысиной статуей, выполнив ее по собственному вкусу. Посему, в городе насчитывается великое множество крысиных статуй – белых, серых, позолоченных и даже разрисованных цветочками. Вопрос о подоплеке старой легенды открыт до сих пор. Тайна Крысолова все еще ждет своего часа...
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]