Один рабочий день через две недели после рождения третьего ребенка
---
Здравствуйте, я Марина, мне 35, я преподаватель и руководитель магистратуры на своей кафедре, математик, замужем, живу в пригороде Петербурга в частном доме, у меня трое детей и очень много жадности. Мне хочется и этого, и того, успеть сюда и туда, поэтому, родив 2 сентября третьего ребенка, уже 16 сентября я поехала на работу, пропустив только две недели семестра.
Впрочем, сильно напрягаться и бросать на произвол судьбы детей я не собираюсь - мое расписание построено так, что на работу я должна ездить только один раз в неделю, но на четыре пары. Остальные дела я могу реализовать из дома, в том числе контроль работы магистратуры.
Итак, младшей Василисе в этот длинный день было ровно две недели. Игорю два года и почти девять месяцев. Даньке 12 лет. Посмотрим?
Итак, утро пятницы. 6:30 и моя заспанная физиономия:
1.
Как выяснилось, 6:30 - не самая удачная идея. Надо немного пораньше. Умыться, проснуться, произвести необходимые процедуры с заживающим швом. Мои третьи роды (как и первые два раза) произошли при помощи планового кесарева сечения.
2.
Перекись, левомиколь, бинт и сверху бандаж. У нормальных людей швы заживают, если их мыть с мылом и ничем сверху не повязывать, чтобы не мокли. У меня уже третий шов так не заживает. А когда (во второй раз) я мыла мылом и ничем не повязывала с особой фанатичностью (во второй раз), то к концу первого месяца он вообще... разошелся нахрен. Я ездила в больницу на скорой в темной ночи, и в итоге рубец все-таки сформировался повторным натяжением. В этот раз мой хирург с трудом вырезала мне ужасный рубец, натянула глаз на стянула ткани и сделала красиво. И я собираюсь теперь не делать как нормальные люди, а делать, как сказала мне мой хирург. Пока полет нормальный.
Следующее мероприятие - приготовление лекарства для младенца Василисы. От повышенного билирубина:
3.
Василиса вытаскивается из нашей кровати, переодевается, пьет свое лекарство и уносится на кухню. Фотография Василисы не получилась, потому что в комнате темно, а Василиса хочет скорее переодеться и активно машет конечностями (она ужасная чистюля и первый мой ребенок, который может реально плакать от того, что грязный). Поэтому сразу мой завтрак, под который я читаю книжку и кормлю Василису:
4.
5. Кофе и два бутерброда с ореховой пастой. Один из двух бутербродов, кстати, достался Даньке, старшему сыну, потому что я не осилила. А вот и Данька! В семь утра он спускается вниз завтракать. Сидит и читает книжку, пока закипает вода для вареников:
6.
Но вот Василиса наелась, а на часах уже пятнадцать минут восьмого. Если я хочу успеть на электричку, которая приходит на вокзал так, чтобы я могла успеть дойти до вуза, то мне пора выходить:
7.
Ранним утром на улицах пустынно. Настолько пустынно, что даже автобусов и маршруток не наблюдается. Решаю ковылять пешком, время выхода рассчитано по принципу "если автобус не придет, то за полчаса я добреду сама, а если придет, то посижу на платформе". Иду по нашей улице:
8.
Мимо березовой рощи:
9.
Дохожу до Дворца:
10.
И тут транспорт просыпается, и меня догоняют сразу два автобуса разных маршрутов, которые соединяются как раз у Дворца, прямо на том месте, где я и нахожусь. Из двух вариантов выбираю государственный транспорт. В автобусе цинично сажусь на места для инвалидов. Впрочем, автобус на удивление немноголюдный, и других претендентов на мое место не возникает. Десять минут - и я на вокзале. Купить билет туда-обратно и ждать электричку на платформе:
11.
12. Электричка моя едет издалека, поэтому свободных мест немного. Мне ещё тяжеловато стоять - операция была две недели назад ровно, поэтому я сажусь. Впрочем, на моей станции садятся все желающие. Мест мало, но и пассажиров в моем городке не очень много... Я сажусь и начинаю читать:
13.
На следующей станции заходит много людей. Среди них пожилые и очень пожилые. Я встать не могу. Мне ещё четыре пары вести. На меня некоторое время косится моя немолодая соседка по сиденью, а потом демонстративно встает сама и сажает бабушку с палочкой. Я остаюсь сидеть. Мне не стыдно. Если бы соседка попросила меня встать или прошлась бы персонально по моей бессовестности, я бы рассказала про операцию. Но соседка - вежливый кролик и бурчит про наглую молодежь в пространство, безадресно. Поэтому я молчу и читаю книжку...
Сорок минут позора - и мы на Витебском вокзале:
14.
Чтобы не нести еду из дома, я ещё вчера запланировала зайти вот в этот магазин на вокзале. Я даже ноутбук с собой не взяла, чтобы не поднимать лишнюю тяжесть. В магазине покупаю два йогурта и бутылку воды. Сначала я выпью ту воду, которую налили на заводе, а потом буду набирать новую из кулера и брать с собой на лекции. Потому что в моем текущем состоянии мне постоянно хочется пить и жрать:
15.
По Загородному проспекту ездят атмосферные трамвайчики:
16.
Несколько минут движения по Введенскому и вдоль Фонтанки, и вот, я снова вижу зеленые буквы моего института:
17.
Я добралась до работы без происшествий и приключений. Уже хорошо. Очень хочется позвонить своим, но ещё нет девяти утра, Василиса ела менее трех часов назад, и вполне вероятно, что все они ещё спят... Поэтому я звоню маме и отчитываюсь о том, что живая и здоровая стою на светофоре у входа в вуз.
А потом перехожу дорогу и вхожу. В вуз. И делаю фотографию в зеркале преподавательского туалета, как водится:
18.
По дороге в свою преподавательскую захожу в другую, где сидит наша главная активистка. Отвечаю на все заданные мне вопросы (как назвали, есть ли молоко, с кем осталась), показываю фотографию на телефоне и наконец умудряюсь вставить те несколько слов, ради которых зашла. Прошу организовать на большом перерыве чаепитие с двумя большими пирогами из Штолле в честь моего дня рождения, рождения дочки и выхода из декрета. На пироги оставляю денежку:
19.
И иду на свое рабочее место в преподавательской. На моем столе за компьютером лежат распечатанные индивидуальные планы, которые я сама сверстала и 27 сентября выдам магистрантам на общем собрании. Рассматриваю их с удовольствием:
20.
А это мои журналы на этот семестр и бумажка из отдела кадров о переводе на 0,7 ставки. Мне нужна не целая ставка, а доля, чтобы не лишаться пособия по уходу за ребенком - гримасы российской бюрократии :)
21.
В моей преподавательской перед первой парой никого нет, поэтому здороваться не с кем. Выкидываю из сумки йогурты и воду, беру журналы и перехожу в соседнюю аудиторию - дисплейный класс, принадлежащий отделу информатизации. Там у меня сначала будут две пары по моделированию систем (лекция и лабораторная), а потом две пары по теории информационных систем (лекция и практика). Ноутбука нет, поэтому проектор я не беру, перекину с флешки презентации в общую студенческую папку и попрошу запустить их на каждом компьютере. И буду говорить, когда переключать следующий слайд. Сложно, не очень правильно, но пока другого варианта нет. Не в моей ситуации таскать ноутбуки...
9:00. Представляюсь студентам, рассказываю, как будут проходить наши занятия и чему я их собираюсь научить и начинаю первую лекцию - по моделированию систем. Рассказываю о понятии системы, модели, видах моделей, видах экспериментов, преимуществах моделирования вообще и имитационного в частности... Мои лекции построены так, что на каждом слайде есть по одному или больше вопросов, над которыми надо подумать студентам. Вот, зафиксировала процесс раздумий одного из них:
22.
Заканчиваю теоретическую часть и начинаю перерыв на 10 минут раньше (попросив студентов и с перемены тоже вернуться на 10 минут раньше). Мне эти 10 минут вне перемены нужны для того...
23.
Чтобы реализовать без лишних свидетелей один интимный процесс, без которого я не смогу сохранить молоко для Василисы с такими длинными перерывами по пятницам. Разумеется, я нахожу укромное место - отгороженную запирающуюся каморку секретаря кафедры, которая сейчас в больнице. Забираюсь туда, запираюсь изнутри и в процессе слышу, как кафедра наполняется людьми. Каморка встроена в кафедру, у неё стеклянные окна, но на них жалюзи, и я их закрыла...
В конце отведенных мне мною 20 минут выхожу в помещение кафедры, со всеми здороваюсь, от всех принимаю поздравления, выпиваю один из йогуртов, ставлю полбутылки молока в кафедральный холодильник и беру с собой в дисплейный класс водичку для восполнения жидкостей. Холодильник находится в первом помещении кафедры, куда я утром заносила денежку на пироги. А теперь там уже есть пироги, они стоят на столе в центре и ждут большого перерыва:
24.
По дороге в дисплейный класс меня ловит коллега и дает список магистрантов с тем, чтобы я собрала с них информацию о прохождении флюорографии.
10:45. И вот, наконец, я снова в классе. Сейчас у нас лабораторная. "Нулевая" лабораторная по моделированию - знакомство со средой моделирования AnyLogic. Набор простых заданий, цель которых - научиться тыкать в правильные кнопки для создания и изменения моделей и понять, куда туда писать код на Java для повышения их гибкости...
Дети смотрят презентацию с этими заданиями и пояснениями к ним и сами все делают, а я заполняю журналы:
25.
26.
У меня даже есть время, чтобы ответить на вопросы лаборанта о моей дочке и выслушать его новости. Они с женой усыновили его 15-летнюю далекую племянницу из Латвии, родители которой недавно погибли. И он рассказывал, как они устраивали её в школу и как дорого стоит нынче форма и учебники :)
27.
У меня даже есть время один раз сыграть проиграть в сапера (только тсс!)
Работа правда простая, моя помощь нужна только изредка и ненадолго. В конце рассказываю, что надо сделать за следующую неделю и отпускаю на большой перерыв.
Больше такой халявы не будет. Вообще-то, моделирование систем - достаточно сложная дисциплина, и работы предполагается много, как моей, так и студенческой.
Но сегодня все было просто, и я с легким сердцем иду есть пироги:
28.
29.
12:30. Мои коллеги за столом. В костюме - заведующий.
30.
Пользуясь случаем, заведующий сообщает, что кафедре пересчитали нагрузку, и он вынужден сократить три ставки. Коллектив опечаливается, и только мой коллега-бывший однокурсник, тот ещё тролль, радостно прыгает и спрашивает, куда нести заявление, и что, мол, он готов хоть сейчас. Но мы с ним, и ещё один молодой ассистент - единственные три человека, которые могут поддерживать информационные дисциплины. Поэтому нам увольнение (и сокращение ставок без нашего искреннего желания, как в моем случае) не грозит. И не светит :)
Основная часть коллег, как водится, собирается под конец перерыва, всем нужно показать Васю, всем все рассказать, а с кем-то даже пообсуждать рабочие моменты, поэтому я почти опаздываю на третью пару. Приходится прервать последний разговор и перенести его на "после четвертой"...
13:00. Возвращаюсь в класс, а там ещё никого нет - не вернулись из столовой:
Жду минут пять - наконец, собираются. Теперь - лекция по теории информационных систем. Сначала обсуждаем понятие информации в принципе, затем переходим к информационным процессам, технологиям, данным, документам, ресурсам и другим определениям, в составе которых есть слово "информационный". Успеваем поговорить об информационной системе, её составе, видах, сферах применения, целях и назначении. Я чуть-чуть не укладываюсь в третью пару, но это не страшно, потому что на практику у меня почти нет никаких планов.
Использовав перерыв между третьей и четвертой для завершения лекции (с разрешения студентов и под обещание раньше их отпустить), в начале последней пары я раздаю им первое задание на следующую неделю: придумать предметную область, в которой имеет смысл автоматизировать некоторые информационные процессы, перечислить эти процессы, сформулировать назначение гипотетической информационной системы, которая будет их автоматизировать, а затем провести анализ текущего состояния дел на предмет "есть ли похожие, и чем моя будет лучше". Дальше, в остальных четырех работах, мы будем эту ИС проектировать. Напишем ТЗ, нарисуем UML-модели, придумаем GUI и систему тестов.
Раздав задания, я... распускаю группу. Какой смысл сидеть и думать вместе, если дома, за чашкой чая и под любимую музыку думается в любом случае лучше, а контакт, скайп и почту никто не отменял (и я всегда студентам все мои контакты раздаю именно для того, чтобы часть работы перенести на удобное время и в удобное место). Обрадовались, уходят:
31.
14:45. А у меня есть ещё дела.
Во-первых, опять прошло более трех часов, и мне нужно имитировать очередное кормление ребенка:
Вот так выглядит упомянутая каморка секретаря изнутри с закрытыми жалюзи:
32.
А дальше, закинув полную бутылочку в холодильник, я бегу решать нерешенные вопросы по вузу. Сначала - на заочный факультет. Он у нас на пятом этаже, поэтому пользуюсь лифтом. В лифт студентам нельзя, о чем сообщает грозный знак:
33.
Зато можно преподавателям:
34.
На заочном факультете я узнаю сроки осенней сессии наших магистрантов (потому что на письма замдекана мне почему-то не отвечает):
35.
Следующая (и последняя) точка - кафедральный дисплейный класс с интерактивной доской. На четвертой паре в нем кураторский час у той преподавательницы, с которой у нас есть совместные проекты, и разговор с которой я не закончила на большом перерыве. Вот она, рассказывает первокурсникам разные интересные вещи про вуз, учебу и вообще Петербург (большинство - приезжие):
36.
Кураторский час заканчивается, мы обсуждаем пару вопросов (о наполнении системы MOODLE, установленной на институтском сервере, дистанционными курсами кафедры и о наших действиях по возобновлению приема бакалавров по анализу в следующем году) и расходимся. Я решаю вниз не ехать на лифте, а пойти по центральной красивой лестнице, вот по этой:
37.
Пью второй йогурт, ещё одну бутылку воды и бегу на вокзал. В мобильном телефоне у меня загружена страничка с активным расписанием электричек, поэтому я почти никогда их не жду и не опаздываю - просто выхожу ровно за столько минут до отправления, сколько мне нужно, чтобы дойти. И вот я снова на Витебском, прошло почти восемь часов с тех пор, как я была тут утром:
38.
Сорок минут чтения моей книжки, и я опять в Павловске. Стоят автобусы, ни один из них не мой. Моего приходится ждать минут десять:
39.
Пятнадцать минут в автобусе - и я снова на своем перекрестке:
40.
Младшая и самый старший сладко спят. Младшая, потому что только что допила вторую бутылочку (всего за мое отсутствие она съела 150 мл, ровно столько, сколько я принесла из института в термосумке и выложила в морозилку до следующей пятницы). А самый старший потому, что его утомил средний.
41.
Пока я умиляюсь младшей, бужу самого старшего и выслушиваю среднего, из школы приходит просто старший:
42.
Сегодня у него по плану бассейн, поэтому времени мало, и он убегает переодеваться. А я готовлю себе ужин:
43.
Переодетый в штатское старший тоже ужинает:
44.
А где двое едят еду, там и всем остальным немедленно тоже надо. Сначала просыпается и требует еды Василиса:
45.
А затем подтягиваются на чаепитие и остальные члены семьи:
46.
18:30. Провожаю старшего в бассейн (Макс его отвозит туда и едет на работу, чтобы хоть что-то успеть сделать и проконтролировать сделанное за сегодня работниками, а из бассейна старшего забирают мои родители по дороге с работы, им вроде как по пути и по времени подходит), средний вьется рядом - соскучился. Вот его пушистая голова в зеркале, где я пытаюсь фотографировать меня с Данькой:
47.
Я остаюсь дома с двумя младшими. Переодеваюсь и сажусь делать рабочие дела, которые нужно сделать срочно и сегодня. Василиса спит, а Игорь решает ещё немного перекусить:
48.
Беленький ноутбук мне нужен для интернета, а черненький - для работы, для которой интернет не требуется. Дело в том, что беленький очень слаб, а на черненьком вчера поломался wifi. По хорошему, вместо моих трех ноутов-инвалидиков мне нужен один хороший ноутбук, но, видимо, мне придется пока немного подождать...
Я рассылаю письма и сообщения. Приглашаю магистрантов на предложенную коллегой вакансию, высылаю коллегам, предложившим помощь в аргументации необходимости возобновить прием, рыбы писем ректору от будущих абитуриентов и руководителей компаний, заинтересованных в аналитиках... Отвечаю на письма и сообщения, которые накопились. Пишу объявления о предстоящих событиях в своих группах. Добавляю в группы новых студентов, подавших заявки... Игорь перекусил и тихонечко играет в своей комнате, поэтому все закончив, я рискую ещё немножко поредактировать материалы к учебному пособию по моделированию, в котором я соавтор.
49.
Пока я это делаю, на часах уже:
50.
Василиса просыпается и сообщает об этом миру:
51.
Увидев меня, проходящую через комнату, Игорь немедленно демонстрирует мне ту игрушку, с которой он сейчас играет:
52.
Беру Василису на руки и иду заниматься с Игорем. Василиса кушает, а Игорь занимается. Василиса наелась, а Игорь продолжает увлеченно заниматься:
53.
На 35 секунд домой заезжает Макс - забыл телефон. И сразу же испаряется. Теперь мы его увидим только поздним вечером.
54.
А это наши сегодняшние занятия с Игорем поближе. Во-первых, конечно, Петерсон. Это его любимое в последний месяц, с тех пор, как я купила тетрадку. Сегодня - первые цифры. Один и два. Нарисовать один шарик, где 1, и два - где 2. Игорь рисует даже ниточки к шарикам. Лишнюю зверюшку выбирает черную собачку. Потому что другого цвета. Я не сопротивляюсь, у Петерсон логические загадки всегда имеют несколько решений. На правой странице требуется обвести круги по контурам. И дорисовать мыльные пузыри драконьим головам. И раскрасить два пузыря.
55.
А здесь - выбрать те предметы, которых по два (верхняя картинка), определить, какая из дорожек до дома короче и продолжить раскрашивать бусы, соблюдая закономерность:
56.
Он бы и дальше занимался, но я останавливаю урок математики и сажаю его клеить кружочки на картинки. Это он может делать сам, а я смогу отлучиться и положить спящую Василису на нашу кровать, посетить ванную и выпить стакан воды. Пока я все это делаю, Игорь расклеивает кружки на черепах и раков:
57.
Последний урок - по книжке "Домашние питомцы" от семи гномов я почему-то не сфотографировала. Но после него Игорь сообщает, что он уже очень голодный, и мы идем ужинать второй раз. Мой ужин - фасоль, сосиски и кефир:
58.
У Игоря - грибной суп. Я не разделяю убеждение, что суп надо есть на обед, а кашу - на завтрак. Когда хочется, тогда и надо.
59.
После ужина Игорь решает порисовать:
60.
А я занимаюсь физикой с вернувшимся из бассейна старшим. Ужинать он отказывается, а вот заниматься физикой соглашается. У него в этой четверти по физике уже две тройки... Повторяем с ним тему про измерения и шкалы, вместе решаем тест и на следующий день, в субботу, он получает свою первую четверку. Уверена, что как и по алгебре с геометрией, он должен по физике выйти на твердые пятерки. Предметы смежные, просто физика - новый. Он ещё не втянулся, не понял, как оформлять работы, не разобрался в требованиях учительницы.
61.
В процессе освоения старшим физики, пока он решает тест, даю младшему вечерний кефир:
62.
И отправляюсь приводить его комнату в приличный вид. Вот так выглядит комната Игоря:
63.
В нашей спальне продолжает спать Василиса, завернутая в связанное беременной мной специально для неё одеяльце:
64.
А вот что у нас на кухне творится:
65.
Игорь допивает кефир и идет обниматься к Даньке.
66.
Василиса опять желает питаться, я не успеваю завершить уборку, поэтому под кормление Васи возвращаюсь к физике. Проверяю тест и решаю пройтись ещё раз по вопросам учебника.
67.
И вот, тест проверен, вся физика разобрана, Василиса сыта и уложена смотреть музыкальный мобиль, а я наконец привожу в порядок комнату Игоря:
68.
Пока старший моет его в душе:
69.
Кладу им чистую пижаму и книжку для чтения:
70.
И заканчиваю уборку кухни:
71.
72.
И, пока старший все ещё моет среднего, а Василису развлекает мобиль, у меня есть время на мои дела. Например, осуществить вечерние мероприятия по спасению шва. Закончив со швом, иду к Василисе и вижу, как старший одевает вымытого среднего:
73.
А я переодеваю недовольную Василису, в процессе рассматривания мобиля испачкавшую памперс. Напоминаю, Василиса у меня чистюля. В грязных трусиках лежать не станет. Мальчики такими чистюлями не были. Что, видимо, доказывает, что девочки в принципе более склонны к чистоте и аккуратности.
74.
Игорь засыпает быстро, мне остается только поцеловать его на ночь:
75.
Целую на ночь и старшего, и он уходит наверх, читать книжку и спать. Переношу чистую переодетую дочку на кухню и укладываю в переноску. Чистая дочка может довольно долго бодрствовать в хорошем настроении:
76.
И у меня наконец-то есть время посмотреть на часы. 22:06. Василиса разрешает мне несколько минут поредактировать методические указания без неё, а потом начинает требовать, чтобы я взяла её на ручки и все такое. Беру на ручки. Печатаю свободной рукой. Пью чай:
77.
И тут приходит Макс!
Не ужиная, сразу залипает в телефон. У него там общение с группой, "однокурсниками". Он сейчас учится на курсах. Учится по субботам, им на неделю выдают задания, часть которых можно сделать только вместе. В группе Макса 11 человек. И вот по вечерам они собираются в чате и решают задания. Василиса уже согласна опять полежать в переноске:
78.
Я продолжаю редактировать методичку:
79.
И редактирую её до 23:23. После чего понимаю, что пора спать. Все-таки я встала в половину седьмого, и уже отчетливо хочется лечь... Поэтому Василиса переселяется в кроватку, а я составляю план на субботу:
80.
И перед сном немного читаю, пока пью последнюю на сегодня чашку чая:
81.
Окончательно засыпаю где-то в половину первого.
Мой день длился 19 часов. Это была пятница, 16 сентября. Мой первый рабочий день после рождения Василисы. Василисе в этот день было ровно две недели. Игорю два года и почти девять месяцев. Даньке 12 лет. Мне почти 35.
Как только выйдет этот день, я сразу же оформлю ещё один (уже снятый), вторник 20 сентября, полностью домашний, с домашними делами, детьми, занятиями и прогулками...
Впрочем, сильно напрягаться и бросать на произвол судьбы детей я не собираюсь - мое расписание построено так, что на работу я должна ездить только один раз в неделю, но на четыре пары. Остальные дела я могу реализовать из дома, в том числе контроль работы магистратуры.
Итак, младшей Василисе в этот длинный день было ровно две недели. Игорю два года и почти девять месяцев. Даньке 12 лет. Посмотрим?
Итак, утро пятницы. 6:30 и моя заспанная физиономия:
1.
Как выяснилось, 6:30 - не самая удачная идея. Надо немного пораньше. Умыться, проснуться, произвести необходимые процедуры с заживающим швом. Мои третьи роды (как и первые два раза) произошли при помощи планового кесарева сечения.
2.
Перекись, левомиколь, бинт и сверху бандаж. У нормальных людей швы заживают, если их мыть с мылом и ничем сверху не повязывать, чтобы не мокли. У меня уже третий шов так не заживает. А когда (во второй раз) я мыла мылом и ничем не повязывала с особой фанатичностью (во второй раз), то к концу первого месяца он вообще... разошелся нахрен. Я ездила в больницу на скорой в темной ночи, и в итоге рубец все-таки сформировался повторным натяжением. В этот раз мой хирург с трудом вырезала мне ужасный рубец, натянула глаз на стянула ткани и сделала красиво. И я собираюсь теперь не делать как нормальные люди, а делать, как сказала мне мой хирург. Пока полет нормальный.
Следующее мероприятие - приготовление лекарства для младенца Василисы. От повышенного билирубина:
3.
Василиса вытаскивается из нашей кровати, переодевается, пьет свое лекарство и уносится на кухню. Фотография Василисы не получилась, потому что в комнате темно, а Василиса хочет скорее переодеться и активно машет конечностями (она ужасная чистюля и первый мой ребенок, который может реально плакать от того, что грязный). Поэтому сразу мой завтрак, под который я читаю книжку и кормлю Василису:
4.
5. Кофе и два бутерброда с ореховой пастой. Один из двух бутербродов, кстати, достался Даньке, старшему сыну, потому что я не осилила. А вот и Данька! В семь утра он спускается вниз завтракать. Сидит и читает книжку, пока закипает вода для вареников:
6.
Но вот Василиса наелась, а на часах уже пятнадцать минут восьмого. Если я хочу успеть на электричку, которая приходит на вокзал так, чтобы я могла успеть дойти до вуза, то мне пора выходить:
7.
Ранним утром на улицах пустынно. Настолько пустынно, что даже автобусов и маршруток не наблюдается. Решаю ковылять пешком, время выхода рассчитано по принципу "если автобус не придет, то за полчаса я добреду сама, а если придет, то посижу на платформе". Иду по нашей улице:
8.
Мимо березовой рощи:
9.
Дохожу до Дворца:
10.
И тут транспорт просыпается, и меня догоняют сразу два автобуса разных маршрутов, которые соединяются как раз у Дворца, прямо на том месте, где я и нахожусь. Из двух вариантов выбираю государственный транспорт. В автобусе цинично сажусь на места для инвалидов. Впрочем, автобус на удивление немноголюдный, и других претендентов на мое место не возникает. Десять минут - и я на вокзале. Купить билет туда-обратно и ждать электричку на платформе:
11.
12. Электричка моя едет издалека, поэтому свободных мест немного. Мне ещё тяжеловато стоять - операция была две недели назад ровно, поэтому я сажусь. Впрочем, на моей станции садятся все желающие. Мест мало, но и пассажиров в моем городке не очень много... Я сажусь и начинаю читать:
13.
На следующей станции заходит много людей. Среди них пожилые и очень пожилые. Я встать не могу. Мне ещё четыре пары вести. На меня некоторое время косится моя немолодая соседка по сиденью, а потом демонстративно встает сама и сажает бабушку с палочкой. Я остаюсь сидеть. Мне не стыдно. Если бы соседка попросила меня встать или прошлась бы персонально по моей бессовестности, я бы рассказала про операцию. Но соседка - вежливый кролик и бурчит про наглую молодежь в пространство, безадресно. Поэтому я молчу и читаю книжку...
Сорок минут позора - и мы на Витебском вокзале:
14.
Чтобы не нести еду из дома, я ещё вчера запланировала зайти вот в этот магазин на вокзале. Я даже ноутбук с собой не взяла, чтобы не поднимать лишнюю тяжесть. В магазине покупаю два йогурта и бутылку воды. Сначала я выпью ту воду, которую налили на заводе, а потом буду набирать новую из кулера и брать с собой на лекции. Потому что в моем текущем состоянии мне постоянно хочется пить и жрать:
15.
По Загородному проспекту ездят атмосферные трамвайчики:
16.
Несколько минут движения по Введенскому и вдоль Фонтанки, и вот, я снова вижу зеленые буквы моего института:
17.
Я добралась до работы без происшествий и приключений. Уже хорошо. Очень хочется позвонить своим, но ещё нет девяти утра, Василиса ела менее трех часов назад, и вполне вероятно, что все они ещё спят... Поэтому я звоню маме и отчитываюсь о том, что живая и здоровая стою на светофоре у входа в вуз.
А потом перехожу дорогу и вхожу. В вуз. И делаю фотографию в зеркале преподавательского туалета, как водится:
18.
По дороге в свою преподавательскую захожу в другую, где сидит наша главная активистка. Отвечаю на все заданные мне вопросы (как назвали, есть ли молоко, с кем осталась), показываю фотографию на телефоне и наконец умудряюсь вставить те несколько слов, ради которых зашла. Прошу организовать на большом перерыве чаепитие с двумя большими пирогами из Штолле в честь моего дня рождения, рождения дочки и выхода из декрета. На пироги оставляю денежку:
19.
И иду на свое рабочее место в преподавательской. На моем столе за компьютером лежат распечатанные индивидуальные планы, которые я сама сверстала и 27 сентября выдам магистрантам на общем собрании. Рассматриваю их с удовольствием:
20.
А это мои журналы на этот семестр и бумажка из отдела кадров о переводе на 0,7 ставки. Мне нужна не целая ставка, а доля, чтобы не лишаться пособия по уходу за ребенком - гримасы российской бюрократии :)
21.
В моей преподавательской перед первой парой никого нет, поэтому здороваться не с кем. Выкидываю из сумки йогурты и воду, беру журналы и перехожу в соседнюю аудиторию - дисплейный класс, принадлежащий отделу информатизации. Там у меня сначала будут две пары по моделированию систем (лекция и лабораторная), а потом две пары по теории информационных систем (лекция и практика). Ноутбука нет, поэтому проектор я не беру, перекину с флешки презентации в общую студенческую папку и попрошу запустить их на каждом компьютере. И буду говорить, когда переключать следующий слайд. Сложно, не очень правильно, но пока другого варианта нет. Не в моей ситуации таскать ноутбуки...
9:00. Представляюсь студентам, рассказываю, как будут проходить наши занятия и чему я их собираюсь научить и начинаю первую лекцию - по моделированию систем. Рассказываю о понятии системы, модели, видах моделей, видах экспериментов, преимуществах моделирования вообще и имитационного в частности... Мои лекции построены так, что на каждом слайде есть по одному или больше вопросов, над которыми надо подумать студентам. Вот, зафиксировала процесс раздумий одного из них:
22.
Заканчиваю теоретическую часть и начинаю перерыв на 10 минут раньше (попросив студентов и с перемены тоже вернуться на 10 минут раньше). Мне эти 10 минут вне перемены нужны для того...
23.
Чтобы реализовать без лишних свидетелей один интимный процесс, без которого я не смогу сохранить молоко для Василисы с такими длинными перерывами по пятницам. Разумеется, я нахожу укромное место - отгороженную запирающуюся каморку секретаря кафедры, которая сейчас в больнице. Забираюсь туда, запираюсь изнутри и в процессе слышу, как кафедра наполняется людьми. Каморка встроена в кафедру, у неё стеклянные окна, но на них жалюзи, и я их закрыла...
В конце отведенных мне мною 20 минут выхожу в помещение кафедры, со всеми здороваюсь, от всех принимаю поздравления, выпиваю один из йогуртов, ставлю полбутылки молока в кафедральный холодильник и беру с собой в дисплейный класс водичку для восполнения жидкостей. Холодильник находится в первом помещении кафедры, куда я утром заносила денежку на пироги. А теперь там уже есть пироги, они стоят на столе в центре и ждут большого перерыва:
24.
По дороге в дисплейный класс меня ловит коллега и дает список магистрантов с тем, чтобы я собрала с них информацию о прохождении флюорографии.
10:45. И вот, наконец, я снова в классе. Сейчас у нас лабораторная. "Нулевая" лабораторная по моделированию - знакомство со средой моделирования AnyLogic. Набор простых заданий, цель которых - научиться тыкать в правильные кнопки для создания и изменения моделей и понять, куда туда писать код на Java для повышения их гибкости...
Дети смотрят презентацию с этими заданиями и пояснениями к ним и сами все делают, а я заполняю журналы:
25.
26.
У меня даже есть время, чтобы ответить на вопросы лаборанта о моей дочке и выслушать его новости. Они с женой усыновили его 15-летнюю далекую племянницу из Латвии, родители которой недавно погибли. И он рассказывал, как они устраивали её в школу и как дорого стоит нынче форма и учебники :)
27.
У меня даже есть время один раз сыграть проиграть в сапера (только тсс!)
Работа правда простая, моя помощь нужна только изредка и ненадолго. В конце рассказываю, что надо сделать за следующую неделю и отпускаю на большой перерыв.
Больше такой халявы не будет. Вообще-то, моделирование систем - достаточно сложная дисциплина, и работы предполагается много, как моей, так и студенческой.
Но сегодня все было просто, и я с легким сердцем иду есть пироги:
28.
29.
12:30. Мои коллеги за столом. В костюме - заведующий.
30.
Пользуясь случаем, заведующий сообщает, что кафедре пересчитали нагрузку, и он вынужден сократить три ставки. Коллектив опечаливается, и только мой коллега-бывший однокурсник, тот ещё тролль, радостно прыгает и спрашивает, куда нести заявление, и что, мол, он готов хоть сейчас. Но мы с ним, и ещё один молодой ассистент - единственные три человека, которые могут поддерживать информационные дисциплины. Поэтому нам увольнение (и сокращение ставок без нашего искреннего желания, как в моем случае) не грозит. И не светит :)
Основная часть коллег, как водится, собирается под конец перерыва, всем нужно показать Васю, всем все рассказать, а с кем-то даже пообсуждать рабочие моменты, поэтому я почти опаздываю на третью пару. Приходится прервать последний разговор и перенести его на "после четвертой"...
13:00. Возвращаюсь в класс, а там ещё никого нет - не вернулись из столовой:
Жду минут пять - наконец, собираются. Теперь - лекция по теории информационных систем. Сначала обсуждаем понятие информации в принципе, затем переходим к информационным процессам, технологиям, данным, документам, ресурсам и другим определениям, в составе которых есть слово "информационный". Успеваем поговорить об информационной системе, её составе, видах, сферах применения, целях и назначении. Я чуть-чуть не укладываюсь в третью пару, но это не страшно, потому что на практику у меня почти нет никаких планов.
Использовав перерыв между третьей и четвертой для завершения лекции (с разрешения студентов и под обещание раньше их отпустить), в начале последней пары я раздаю им первое задание на следующую неделю: придумать предметную область, в которой имеет смысл автоматизировать некоторые информационные процессы, перечислить эти процессы, сформулировать назначение гипотетической информационной системы, которая будет их автоматизировать, а затем провести анализ текущего состояния дел на предмет "есть ли похожие, и чем моя будет лучше". Дальше, в остальных четырех работах, мы будем эту ИС проектировать. Напишем ТЗ, нарисуем UML-модели, придумаем GUI и систему тестов.
Раздав задания, я... распускаю группу. Какой смысл сидеть и думать вместе, если дома, за чашкой чая и под любимую музыку думается в любом случае лучше, а контакт, скайп и почту никто не отменял (и я всегда студентам все мои контакты раздаю именно для того, чтобы часть работы перенести на удобное время и в удобное место). Обрадовались, уходят:
31.
14:45. А у меня есть ещё дела.
Во-первых, опять прошло более трех часов, и мне нужно имитировать очередное кормление ребенка:
Вот так выглядит упомянутая каморка секретаря изнутри с закрытыми жалюзи:
32.
А дальше, закинув полную бутылочку в холодильник, я бегу решать нерешенные вопросы по вузу. Сначала - на заочный факультет. Он у нас на пятом этаже, поэтому пользуюсь лифтом. В лифт студентам нельзя, о чем сообщает грозный знак:
33.
Зато можно преподавателям:
34.
На заочном факультете я узнаю сроки осенней сессии наших магистрантов (потому что на письма замдекана мне почему-то не отвечает):
35.
Следующая (и последняя) точка - кафедральный дисплейный класс с интерактивной доской. На четвертой паре в нем кураторский час у той преподавательницы, с которой у нас есть совместные проекты, и разговор с которой я не закончила на большом перерыве. Вот она, рассказывает первокурсникам разные интересные вещи про вуз, учебу и вообще Петербург (большинство - приезжие):
36.
Кураторский час заканчивается, мы обсуждаем пару вопросов (о наполнении системы MOODLE, установленной на институтском сервере, дистанционными курсами кафедры и о наших действиях по возобновлению приема бакалавров по анализу в следующем году) и расходимся. Я решаю вниз не ехать на лифте, а пойти по центральной красивой лестнице, вот по этой:
37.
Пью второй йогурт, ещё одну бутылку воды и бегу на вокзал. В мобильном телефоне у меня загружена страничка с активным расписанием электричек, поэтому я почти никогда их не жду и не опаздываю - просто выхожу ровно за столько минут до отправления, сколько мне нужно, чтобы дойти. И вот я снова на Витебском, прошло почти восемь часов с тех пор, как я была тут утром:
38.
Сорок минут чтения моей книжки, и я опять в Павловске. Стоят автобусы, ни один из них не мой. Моего приходится ждать минут десять:
39.
Пятнадцать минут в автобусе - и я снова на своем перекрестке:
40.
Младшая и самый старший сладко спят. Младшая, потому что только что допила вторую бутылочку (всего за мое отсутствие она съела 150 мл, ровно столько, сколько я принесла из института в термосумке и выложила в морозилку до следующей пятницы). А самый старший потому, что его утомил средний.
41.
Пока я умиляюсь младшей, бужу самого старшего и выслушиваю среднего, из школы приходит просто старший:
42.
Сегодня у него по плану бассейн, поэтому времени мало, и он убегает переодеваться. А я готовлю себе ужин:
43.
Переодетый в штатское старший тоже ужинает:
44.
А где двое едят еду, там и всем остальным немедленно тоже надо. Сначала просыпается и требует еды Василиса:
45.
А затем подтягиваются на чаепитие и остальные члены семьи:
46.
18:30. Провожаю старшего в бассейн (Макс его отвозит туда и едет на работу, чтобы хоть что-то успеть сделать и проконтролировать сделанное за сегодня работниками, а из бассейна старшего забирают мои родители по дороге с работы, им вроде как по пути и по времени подходит), средний вьется рядом - соскучился. Вот его пушистая голова в зеркале, где я пытаюсь фотографировать меня с Данькой:
47.
Я остаюсь дома с двумя младшими. Переодеваюсь и сажусь делать рабочие дела, которые нужно сделать срочно и сегодня. Василиса спит, а Игорь решает ещё немного перекусить:
48.
Беленький ноутбук мне нужен для интернета, а черненький - для работы, для которой интернет не требуется. Дело в том, что беленький очень слаб, а на черненьком вчера поломался wifi. По хорошему, вместо моих трех ноутов-инвалидиков мне нужен один хороший ноутбук, но, видимо, мне придется пока немного подождать...
Я рассылаю письма и сообщения. Приглашаю магистрантов на предложенную коллегой вакансию, высылаю коллегам, предложившим помощь в аргументации необходимости возобновить прием, рыбы писем ректору от будущих абитуриентов и руководителей компаний, заинтересованных в аналитиках... Отвечаю на письма и сообщения, которые накопились. Пишу объявления о предстоящих событиях в своих группах. Добавляю в группы новых студентов, подавших заявки... Игорь перекусил и тихонечко играет в своей комнате, поэтому все закончив, я рискую ещё немножко поредактировать материалы к учебному пособию по моделированию, в котором я соавтор.
49.
Пока я это делаю, на часах уже:
50.
Василиса просыпается и сообщает об этом миру:
51.
Увидев меня, проходящую через комнату, Игорь немедленно демонстрирует мне ту игрушку, с которой он сейчас играет:
52.
Беру Василису на руки и иду заниматься с Игорем. Василиса кушает, а Игорь занимается. Василиса наелась, а Игорь продолжает увлеченно заниматься:
53.
На 35 секунд домой заезжает Макс - забыл телефон. И сразу же испаряется. Теперь мы его увидим только поздним вечером.
54.
А это наши сегодняшние занятия с Игорем поближе. Во-первых, конечно, Петерсон. Это его любимое в последний месяц, с тех пор, как я купила тетрадку. Сегодня - первые цифры. Один и два. Нарисовать один шарик, где 1, и два - где 2. Игорь рисует даже ниточки к шарикам. Лишнюю зверюшку выбирает черную собачку. Потому что другого цвета. Я не сопротивляюсь, у Петерсон логические загадки всегда имеют несколько решений. На правой странице требуется обвести круги по контурам. И дорисовать мыльные пузыри драконьим головам. И раскрасить два пузыря.
55.
А здесь - выбрать те предметы, которых по два (верхняя картинка), определить, какая из дорожек до дома короче и продолжить раскрашивать бусы, соблюдая закономерность:
56.
Он бы и дальше занимался, но я останавливаю урок математики и сажаю его клеить кружочки на картинки. Это он может делать сам, а я смогу отлучиться и положить спящую Василису на нашу кровать, посетить ванную и выпить стакан воды. Пока я все это делаю, Игорь расклеивает кружки на черепах и раков:
57.
Последний урок - по книжке "Домашние питомцы" от семи гномов я почему-то не сфотографировала. Но после него Игорь сообщает, что он уже очень голодный, и мы идем ужинать второй раз. Мой ужин - фасоль, сосиски и кефир:
58.
У Игоря - грибной суп. Я не разделяю убеждение, что суп надо есть на обед, а кашу - на завтрак. Когда хочется, тогда и надо.
59.
После ужина Игорь решает порисовать:
60.
А я занимаюсь физикой с вернувшимся из бассейна старшим. Ужинать он отказывается, а вот заниматься физикой соглашается. У него в этой четверти по физике уже две тройки... Повторяем с ним тему про измерения и шкалы, вместе решаем тест и на следующий день, в субботу, он получает свою первую четверку. Уверена, что как и по алгебре с геометрией, он должен по физике выйти на твердые пятерки. Предметы смежные, просто физика - новый. Он ещё не втянулся, не понял, как оформлять работы, не разобрался в требованиях учительницы.
61.
В процессе освоения старшим физики, пока он решает тест, даю младшему вечерний кефир:
62.
И отправляюсь приводить его комнату в приличный вид. Вот так выглядит комната Игоря:
63.
В нашей спальне продолжает спать Василиса, завернутая в связанное беременной мной специально для неё одеяльце:
64.
А вот что у нас на кухне творится:
65.
Игорь допивает кефир и идет обниматься к Даньке.
66.
Василиса опять желает питаться, я не успеваю завершить уборку, поэтому под кормление Васи возвращаюсь к физике. Проверяю тест и решаю пройтись ещё раз по вопросам учебника.
67.
И вот, тест проверен, вся физика разобрана, Василиса сыта и уложена смотреть музыкальный мобиль, а я наконец привожу в порядок комнату Игоря:
68.
Пока старший моет его в душе:
69.
Кладу им чистую пижаму и книжку для чтения:
70.
И заканчиваю уборку кухни:
71.
72.
И, пока старший все ещё моет среднего, а Василису развлекает мобиль, у меня есть время на мои дела. Например, осуществить вечерние мероприятия по спасению шва. Закончив со швом, иду к Василисе и вижу, как старший одевает вымытого среднего:
73.
А я переодеваю недовольную Василису, в процессе рассматривания мобиля испачкавшую памперс. Напоминаю, Василиса у меня чистюля. В грязных трусиках лежать не станет. Мальчики такими чистюлями не были. Что, видимо, доказывает, что девочки в принципе более склонны к чистоте и аккуратности.
74.
Игорь засыпает быстро, мне остается только поцеловать его на ночь:
75.
Целую на ночь и старшего, и он уходит наверх, читать книжку и спать. Переношу чистую переодетую дочку на кухню и укладываю в переноску. Чистая дочка может довольно долго бодрствовать в хорошем настроении:
76.
И у меня наконец-то есть время посмотреть на часы. 22:06. Василиса разрешает мне несколько минут поредактировать методические указания без неё, а потом начинает требовать, чтобы я взяла её на ручки и все такое. Беру на ручки. Печатаю свободной рукой. Пью чай:
77.
И тут приходит Макс!
Не ужиная, сразу залипает в телефон. У него там общение с группой, "однокурсниками". Он сейчас учится на курсах. Учится по субботам, им на неделю выдают задания, часть которых можно сделать только вместе. В группе Макса 11 человек. И вот по вечерам они собираются в чате и решают задания. Василиса уже согласна опять полежать в переноске:
78.
Я продолжаю редактировать методичку:
79.
И редактирую её до 23:23. После чего понимаю, что пора спать. Все-таки я встала в половину седьмого, и уже отчетливо хочется лечь... Поэтому Василиса переселяется в кроватку, а я составляю план на субботу:
80.
И перед сном немного читаю, пока пью последнюю на сегодня чашку чая:
81.
Окончательно засыпаю где-то в половину первого.
Мой день длился 19 часов. Это была пятница, 16 сентября. Мой первый рабочий день после рождения Василисы. Василисе в этот день было ровно две недели. Игорю два года и почти девять месяцев. Даньке 12 лет. Мне почти 35.
Как только выйдет этот день, я сразу же оформлю ещё один (уже снятый), вторник 20 сентября, полностью домашний, с домашними делами, детьми, занятиями и прогулками...
Взято: odin-moy-den.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]