Школьные войны: Из-за чего конфликты между педагогами и учениками превращаются в жестокие разборки
---
Очередной скандал разгорелся в маленьком городке в Волгоградской области, где учительница литературы прямо на уроке решила «подстричь» подростка
Автор:
Степанов Александр
Разнузданные и избалованные донельзя дети или совершенно оторванные от реальной жизни учителя, «внедряющие» на практике собственные «педагогические» методы воспитания?
Вот вопрос, который вновь возник после конфликта в городе Палласовка (15 тысяч человек населения; неподалеку от границы Волгоградской области с Казахстаном), где классный руководитель прямо на уроке обрезала «чересчур длинную», по её мнению, челку одному из своих учеников.
Подросток утверждает, что в ходе «процедуры» педагог унижала его, выставив посмешищем перед остальными учениками. Та в свою очередь объясняет, что действовала из благих побуждений, ведь волосы мешали ребёнку нормально видеть, что он пишет в своей тетради.
«С такой причёской тебе будет лучше»
Вообще-то 8-й класс, в котором всё случилось, мягко говоря, совсем не простой – коррекционный, там обучаются сложные с точки зрения успеваемости ученики. И сам 14-летний Элхан, подросток из многодетной семьи, – тоже из таких, учёба ему дается очень сложно.
При этом его характеризуют в целом как тихого и спокойного мальчика, у которого не было серьёзных конфликтов ни с другими ребятами, ни с педагогами. Живёт он неподалеку от школы, но к учёбе тяги нет. По словам директора учебного заведения, когда он только пришёл, плохо говорил по-русски.
А классный руководитель и одновременно учитель русского языка и литературы Гульнара Мунтаева имеет 25 лет преподавательского стажа, непосредственно в палласовской школе работает уже десять лет, выигрывала конкурс «Самая классная классная».
И у неё по большому счету отличная репутация: этот самый класс она, как утверждают в руководстве учебного заведения, буквально вытянула, став для подопечных не только преподавателем, но и советчицей в личных вопросах – подсказывала, что из одежды с чем лучше сочетается, как правильно себя вести в обществе и так далее.
Однако в минувшую пятницу, 13 декабря, вышел инцидент.
По версии парня, которую он изложил дома родителям, Гульнара Мунтаева вызвала его к своему столу, взяла ножницы и – обкорнала челку. На глазах у всего класса. Да ещё и якобы сопровождала свои действия неприятными высказываниями.
Элхан, говорит его мать, сбежал с последнего урока, примчался домой в слезах и долго не мог прийти в себя, был в состоянии сильнейшей депрессии.
Мунтаева и директор школы преподносят всё произошедшее совершенно иначе – не отрицая, впрочем, самого факта этой незапланированной «стрижки». На том уроке, согласно их объяснениям, подросток был не собран, часто отвлекался, да и внешний вид его оставлял желать лучшего – старые джинсы, кофта. Плюс, говорит Гульнара Мунтаева, его ярко выраженное косоглазие и длинная чёлка, которая просто мешала видеть, что он пишет.
И вот, когда он подошёл к учительнице со своей рабочей тетрадью, она, вроде как желая показать, насколько нужно укоротить его волосы, «немного – может, на сантиметр-полтора», подрезала их обычными канцелярскими ножницами.
Есть ещё один нюанс, о котором рассказывает Мунтаева: после урока в коридоре она столкнулась с местным участковым, который пришёл в школу как раз по поводу Элхана и просил контакты его родителей.
Оказывается, буквально незадолго до этой неприятной истории его поставили в самом учебном заведении на учёт за неуспеваемость и плохое поведение. Вот и пойми, где правда: директор-то говорила, что особых проблем, не считая учебы, у парня не было!
Классный руководитель предполагает, что мальчик, желая сгладить объяснения дома, решил сыграть на этом инциденте.
Мать ребёнка, однако, обращает внимание, что сын и ранее жаловался на «придирки» со стороны классной.
Конечно, преподаватель не должна была этого делать (резать челку), но она уже извинилась, конфликт был исчерпан в тот же день, – сообщила директор школы Лидия Авдощенко. – Да только история разлетелась по соцсетям, поэтому на время проверки Мунтаева отстранена от работы.
Учителя порой вживаются в роль «классных мам». И начинают диктовать
Следует отметить, что «причесочные» конфликты в школах – явление вообще распространённое, но, как правило, в провинции, небольших городах.
Не так давно, например, в Волгодонске учительница математики отрезала девятикласснице прядь – в наказание за то, что та пришла на уроки не заплетённой: мол, такие порядки в лицее, у всех девочек волосы должны быть на занятиях собраны в хвостик.
Педагог (тоже со стажем и лауреат конкурсов, конечно) сделала ей сначала замечание – мол, в каком виде ты явилась? А та возьми да и огрызнись в ответ: не нравится – отрежьте. Дальше, что называется, за словом – дело. Девушка в шоке и слезах, «цирюльница» уволилась сразу, плюс получила «в нагрузку» проверку: ученики стали жаловаться, что она занижала оценки.
А вот совсем свежий случай. Четвероклассника из Красноярской области в школе стали травить за прическу «с хвостиком» на манер знаменитого футболиста Златана Ибрагимовича. В крупных региональных центрах пацанов с такими хипстерскими пучками – пруд пруди, никто и внимание особо не обращает. А вот в Сибири оказалось неприемлемо.
Парнишку чуть ли не ультимативно, под угрозой перевода на домашнее обучение пытались заставить отказаться от такой «красоты». История попала в интернет, поднялся шум. Директор учебного заведения заявила, будто запрещать учебу никто не собирался, но в школе есть правило насчёт «экстравагантности стрижек», поэтому лучше так не делать.
Неизвестно, чем бы всё закончилось, но на ситуацию обратили внимание именитые тренеры – в том числе наставники «Ростова» и «Локомотива» Валерий Карпин и Юрий Сёмин, ему высказала поддержку российская сборная по футболу, и от мальчика отстали.
Зачастую педагоги не хотят причинить зла – просто они действуют, что называется, по своему усмотрению, считая, что в классе именно они, учителя, главные, и всё должно быть так, как считают они, – объясняет психолог Татьяна Лимонова. – И берут на себя функции родителей – «классной мамы»: вот так, искренне полагает она, я бы сказала собственному ребенку.
А дети, которым к тому же этого не запрещают родители (в силу «прогрессивности мышления», назовём это так, или если ребёнок убедил, что «так ходят все», или ввиду отсутствия контроля), моментально встают на дыбы: кто вы такая, чтобы мне запрещать?
«Детская психология – дело очень сложное, некоторые уверены, что обычного приказа или команды будет достаточно, чтобы добиться послушания, но это не так, – продолжает психолог. – К тому же современные детки умеют манипулировать, у них это получается лучше, исходя из моего опыта, нежели у их сверстников даже лет 10-15 назад. Они тоже смотрят телевизор, видят различные сюжеты на тему «тварь ли я дрожащая или право имею» и накрепко усвоили, что они могут защищаться – и нападать».
Поэтому нередко безобидная со стороны ситуация может повернуться совершенно невообразимым образом: ученик понимает, что формально где-то учительница, может, и права, однако заставить его что-то сделать не имеет реальных оснований. Ответная негативная реакция (особенно, если язык подвешен, а одноклассники достали телефоны и начали снимать «шоу»), и всё – конфликт случился.
«К сожалению, приходится констатировать, что психологическая грамотность преподавателей недотягивает до нужного уровня», – отмечает эксперт Царьграда.
Впрочем, и детки – ещё те провокаторы
С другой стороны, напоминает она, и сами школьники, особенно учащиеся 8-10 классов, устраивают провокации. Как, например, это произошло минувшей осенью в одной из белгородских школ, где молодой учитель информатики вступил уже в силовой клинч со старшеклассником, который опоздал на урок, а в ответ на справедливое, в общем-то, замечание нагрубил преподавателю.
Инцидент снимали, как водится, на смартфоны остальные «зрители». Учитель попытался вывести из аудитории юношу, вальяжно отказывавшегося подчиняться, тот отпрыгнул и начал имитировать удары, в итоге вышла настоящая драка. Впрочем, преподаватель, скорее, пытался скрутить подростка (ещё бы – мужчина, на него смотрят другие ученики, а тут недоросль хочет его отметелить!), тот размахивал руками.
Чем всё закончилось, по записи, распространившейся в соцсетях, непонятно, однако тут же начались инспекции, проверки. Учителя пообещали уволить за нарушение этики, но неожиданно за него заступились сами школьники, появились несколько петиций в его защиту, педагог остался работать, а вот парня перевели в другое учебное заведение.
Да, очевидно, были провокация и оскорбления, унижающие достоинство молодого учителя информатики, – комментирует Татьяна Лимонова. – Однако никак не должен педагог опускаться до уровня выяснения отношений с ребёнком – а тот, как ни крути, ребёнок по возрасту.
По её словам, можно жёстко указать ученику, что он не прав и за подобное поведение придется ответить. Апеллировать к аудитории, чтобы понять, на чьей она стороне (это важно). И, наконец, предупредить, что вопрос будет решаться с родителями подростка, а об инциденте будет уведомлено руководство школы. И всё это – без рассуждений, уговоров: констатация фактов, рубленые короткие фразы.
«Дети всегда боятся наказания, даже если они чувствуют себя «королями положения», но существуют и для них свои знаки «стоп!», только надо понять, в чём они заключаются», – уверена Лимонова.
А вот откровенные грубости со стороны учителей, которые, увы, встречаются нередко по инициативе самих преподавателей, должны не просто пресекаться, а жёстко наказываться: дети впитывают такой поведенческий стиль, поэтому говорить позже, что они ведут себя неподобающе, уже просто неверно.
Примером тому – ЧП в городе Шахты Ростовской области, когда на встрече депутата регионального парламента от «Единой России» со школьниками одиннадцатиклассник стал спорить с ним, объясняя, что у них расходятся политические взгляды, поскольку он лично поддерживает КПРФ.
И что же?
На другом уроке классный руководитель обрушился на «оппозиционера» с матом и оскорблениями, заявив, что депутат помогает учебному заведению, покупает мебель и грамоты вручает, а этот «клинический идиот начинает нести чушь» (последнее слово было иным, мы его заменили из этических соображений).
Итог: учителя (победителя областного конкурса «Учитель года») отстранили от классного руководства, объявили ему выговор, а парню предложили поступить в молодежный парламент.
«Понимаю, преподавателю, наверное, было стыдно за поведение своего подопечного, однако оскорблять недопустимо! Хочешь баттл устраивать – пожалуйста, на любое политическое шоу на центральном ТВ: там простор для таких товарищей», – считает эксперт.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]