Из хлама - в небо!
---
АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" - ведущее предприятие по ремонту и обслуживанию авиационной техники малой авиации. Согласно данным статистики, 90% вертолетов Ми-2 и 70% самолетов Ан-2, эксплуатирующихся в России, были отремонтированы именно здесь.
За 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 29 типов летательных аппаратов и силовых установок. Первыми самолётами, ремонт которых был освоен в 1939 году, были По-2.
МАРЗ расположен в Балашихинском районе Московской области, близ деревни Федурново. Подробную экскурсию нам провел директор завода, Павел Николаевич Ненастьев, о самом заводе можете почитать здесь, а сегодня речь пойдёт об одной интересной машине...
Во второй половине 1960 годов предприятие вступило в "вертолётную эру", начавшуюся с Ми-1, Ми-4 ремонтировался с 1974 по 1982 год.
Темп работ был высокий – ежемесячно ремонтировали до 30 машин.
Один из вертолётов поступил на ремонт несколько десятков лет тому назад, да так и остался на задворках.
Первоначальное впечатление было так себе.
Лопастей нет, под слоями краски местами видна ржавчина, остекление частично уничтожено...
Внутри разруха.
Впрочем, если есть Мечта, то все преграды нипочём.
Павел Николаевич загорелся идеей восстановить и поднять Ми-4. А почему нет-то? Если в Америке это могут и делают, то мы чем хуже?
Для того, чтобы ответить на вопрос "Быть или не быть", в смысле – "Летать или не летать", нужно собрать воедино огромный массив информации. Для начала – найти документацию. К счастью, в архиве нашлась пусть и не актуализированная, но действующая, никем не отменённая ремонтная документация.
Первый поверхностный осмотр выявил хорошее состояние элементов конструкции планера.
Хвостовая балка внутри как будто только с завода.
Для более детального изучения состояния вертолета и восстановления агрегатов Ми-4 переместили в цех.
Больше всего переживали за состояние топливного бака, но он оказался в полном порядке.
Слой за слоем смывали краску. Начали эту работу в августе прошлого года, и только к зиме завершили.
Состояние планера – лучше, чем казалось.
Конечно, местами есть вмятины, царапины, встречается и коррозия. Но всё это поправимо.
Восстановление идёт медленно, ведь финансирование происходит за счет собственных средств. Ответом на письма в КБ и вертолетный холдинг приходит только молчание. Не приходится сомневаться, что кое-кто объявится уже ближе к завершению проекта по сосстановлению Ми-4.
А пока всё сами, своими силами...
Выглядит страшно, но это всё отмоется.
Сердце вертолёта – двигатель АШ-82В (В – вертолётный). Изначально это был Wright Cyclone, семейство двигателей разработки американской компании Curtiss-Wright. В 1930 годах по лицензии его собирали в СССР как М-25, ставился он на И-15, И-153, И-16 и другие истребители. Конструкторы последовательно увеличивали мощность и ресурс мотора, так появился М-62. Наконец, вместо однорядной 9-цииндровой "звезды" сделали двухрядный мотор (два ряда по семь цилиндров), который получил название М-82, переименованный в честь конструктора Аркадия Швецова в АШ-82.
К слову, вертолёт получит новое "сердце". Где-то на складах удалось найти двигатель первой категории: совершенно новый, в упаковке, законсервированный. Состояние такое, что "достал, тряпочкой протёр – и можно работать".
Исторических самолётов в состоянии лётной годности во всём мире летает больше, чем вертолётов.
С точки зрения физики вся конструкция намного сложнее, чем в самолёте. Если там все держится на подъёмной силе на крыле и нагрузки разносятся, то здесь все нагрузки сконцентрированы на редукторной раме. А ещё много вращающих моментов и большие вибрации...
Впереди – разборка, дефектация и ремонт шасси.
За прошедший год удалось отремонтировать часть трансмиссии и часть редуктора.
Хвостовая балка.
Валы хвостовой балки даже ремонтировать не пришлось - как новые.
Проблема, которую пока не удаётся решить – ремонт или изготовление лопастей. Первые вертолёты были с деревянными лопастями, сейчас таких не найти. На крайних сериях уже применялись металлические, но и их тоже не выпускают.
Завод сам лопасти не производит, но ребята из Киржача, узнав, что восстанавливается Ми-4, предложили подогнать новые лопасти рулевого винта, законсервированные.
Сейчас основная задача – снять лопасти несущего винта с памятника в Торжке и отремонтировать их.
фото стыжжено с просторов
Для того, чтобы восстановить вертолёт, пришлось привлекать мастеров, которые работали с ним в 1970-1980 годы.
"В какой-то момент мы поняли, что сами не можем продолжать вести восстановление вертолёта. Привлекли старых ветеранов, которые здесь работали. Старшему бригады, бывшему мастеру ОТК этого цеха, 76 лет. Он пришёл, говорит, вы что, это не можете найти? Да это вот так, а это тут, а это вот отсюда. Деды у нас что надо, дай ему автомат, в бой пойдёт!"
Ну и молодёжь тоже увлечённо занимается восстановлением Ми-4.
Цель всего проекта – довести машину до лётного состояния. Главные эксперты по авиареставрации работают в новосибирском СибНИА. Они подтвердили, что после восстановления деталей и агрегатов проверят системы и выдадут разрешения на пробный запуск.
Пилотов-испытателей, которые поднимут машину в первый полёт, тоже ещё предстоит найти.
Не каждый сядет в машину, которая простояла 30 лет. Для этого нужно быть немного безбашенным...
Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно, слишком много непредсказуемых факторов. Но в том, что коллектив МАРЗ доведёт эту сказку до счастливого конца, сомневаться не приходится.
Мы продолжим следить за состоянием процесса восстановления Ми-4 и периодически будем показывать его здесь и здесь.
Больше фоток Ми-4 тут.
В материале использованы мои фотографии, а также предоставленные заводом МАРЗ.
Вот такая красота!
За 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 29 типов летательных аппаратов и силовых установок. Первыми самолётами, ремонт которых был освоен в 1939 году, были По-2.
МАРЗ расположен в Балашихинском районе Московской области, близ деревни Федурново. Подробную экскурсию нам провел директор завода, Павел Николаевич Ненастьев, о самом заводе можете почитать здесь, а сегодня речь пойдёт об одной интересной машине...
Во второй половине 1960 годов предприятие вступило в "вертолётную эру", начавшуюся с Ми-1, Ми-4 ремонтировался с 1974 по 1982 год.
Темп работ был высокий – ежемесячно ремонтировали до 30 машин.
Один из вертолётов поступил на ремонт несколько десятков лет тому назад, да так и остался на задворках.
Первоначальное впечатление было так себе.
Лопастей нет, под слоями краски местами видна ржавчина, остекление частично уничтожено...
Внутри разруха.
Впрочем, если есть Мечта, то все преграды нипочём.
Павел Николаевич загорелся идеей восстановить и поднять Ми-4. А почему нет-то? Если в Америке это могут и делают, то мы чем хуже?
Для того, чтобы ответить на вопрос "Быть или не быть", в смысле – "Летать или не летать", нужно собрать воедино огромный массив информации. Для начала – найти документацию. К счастью, в архиве нашлась пусть и не актуализированная, но действующая, никем не отменённая ремонтная документация.
Первый поверхностный осмотр выявил хорошее состояние элементов конструкции планера.
Хвостовая балка внутри как будто только с завода.
Для более детального изучения состояния вертолета и восстановления агрегатов Ми-4 переместили в цех.
Больше всего переживали за состояние топливного бака, но он оказался в полном порядке.
Слой за слоем смывали краску. Начали эту работу в августе прошлого года, и только к зиме завершили.
Состояние планера – лучше, чем казалось.
Конечно, местами есть вмятины, царапины, встречается и коррозия. Но всё это поправимо.
Восстановление идёт медленно, ведь финансирование происходит за счет собственных средств. Ответом на письма в КБ и вертолетный холдинг приходит только молчание. Не приходится сомневаться, что кое-кто объявится уже ближе к завершению проекта по сосстановлению Ми-4.
А пока всё сами, своими силами...
Выглядит страшно, но это всё отмоется.
Сердце вертолёта – двигатель АШ-82В (В – вертолётный). Изначально это был Wright Cyclone, семейство двигателей разработки американской компании Curtiss-Wright. В 1930 годах по лицензии его собирали в СССР как М-25, ставился он на И-15, И-153, И-16 и другие истребители. Конструкторы последовательно увеличивали мощность и ресурс мотора, так появился М-62. Наконец, вместо однорядной 9-цииндровой "звезды" сделали двухрядный мотор (два ряда по семь цилиндров), который получил название М-82, переименованный в честь конструктора Аркадия Швецова в АШ-82.
К слову, вертолёт получит новое "сердце". Где-то на складах удалось найти двигатель первой категории: совершенно новый, в упаковке, законсервированный. Состояние такое, что "достал, тряпочкой протёр – и можно работать".
Исторических самолётов в состоянии лётной годности во всём мире летает больше, чем вертолётов.
С точки зрения физики вся конструкция намного сложнее, чем в самолёте. Если там все держится на подъёмной силе на крыле и нагрузки разносятся, то здесь все нагрузки сконцентрированы на редукторной раме. А ещё много вращающих моментов и большие вибрации...
Впереди – разборка, дефектация и ремонт шасси.
За прошедший год удалось отремонтировать часть трансмиссии и часть редуктора.
Хвостовая балка.
Валы хвостовой балки даже ремонтировать не пришлось - как новые.
Проблема, которую пока не удаётся решить – ремонт или изготовление лопастей. Первые вертолёты были с деревянными лопастями, сейчас таких не найти. На крайних сериях уже применялись металлические, но и их тоже не выпускают.
Завод сам лопасти не производит, но ребята из Киржача, узнав, что восстанавливается Ми-4, предложили подогнать новые лопасти рулевого винта, законсервированные.
Сейчас основная задача – снять лопасти несущего винта с памятника в Торжке и отремонтировать их.
фото стыжжено с просторов
Для того, чтобы восстановить вертолёт, пришлось привлекать мастеров, которые работали с ним в 1970-1980 годы.
"В какой-то момент мы поняли, что сами не можем продолжать вести восстановление вертолёта. Привлекли старых ветеранов, которые здесь работали. Старшему бригады, бывшему мастеру ОТК этого цеха, 76 лет. Он пришёл, говорит, вы что, это не можете найти? Да это вот так, а это тут, а это вот отсюда. Деды у нас что надо, дай ему автомат, в бой пойдёт!"
Ну и молодёжь тоже увлечённо занимается восстановлением Ми-4.
Цель всего проекта – довести машину до лётного состояния. Главные эксперты по авиареставрации работают в новосибирском СибНИА. Они подтвердили, что после восстановления деталей и агрегатов проверят системы и выдадут разрешения на пробный запуск.
Пилотов-испытателей, которые поднимут машину в первый полёт, тоже ещё предстоит найти.
Не каждый сядет в машину, которая простояла 30 лет. Для этого нужно быть немного безбашенным...
Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно, слишком много непредсказуемых факторов. Но в том, что коллектив МАРЗ доведёт эту сказку до счастливого конца, сомневаться не приходится.
Мы продолжим следить за состоянием процесса восстановления Ми-4 и периодически будем показывать его здесь и здесь.
Больше фоток Ми-4 тут.
В материале использованы мои фотографии, а также предоставленные заводом МАРЗ.
Вот такая красота!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]