Вуктыльский тупик
---
Писать про Вуктыл - дело неблагодарное. Представьте себе 3-4 квартала хрущёвок, пару кварталов брежневок, пару-тройку домов посовременнее, райком, школу, котельную, новодельную деревянную церковь. представили?
Теперь забросьте это всё в тайгу, в глухомань за 220 км от ближайшего города-стотысячника, добавьте тупиковую дорогу, по которой не всегда можно проехать, пару градообразующих предприятий одной отрасли. Что ещё? Пожалуй всё. Это и есть Вуктыл. Проездом туда не попадёшь, там тупик, дальше дороги нет. Достопримечательностей в городе нет никаких совсем. Попасть туда можно только по делам. Хотя нет, нашёл я один отчёт о туристической поездке в Вуктыл. Люди потратили день на дорогу, чтобы в течение часа убедиться, что приехали зря. Вот по делам я там и оказался. И если в 2009-м я всё-таки провёл там 2 ночи и даже погулял с утра по городу минут 30-40, то в 2013-м мы просто пролетели над городом и с аэродрома сразу поехали на объект.
Сам город для туризма не представляет никакого интереса, но вот как отправная точка в расположенный на территории района национальный парк Югыд ва город важен. Если вы захотите посетить этот парк, то в Вуктыл заехать придётся, чтобы оформить разрешение, заказать транспорт, пройти инструктаж, потому как дорога на территорию парка - ведомственная, и на своём транспорте просто так по ней не проедешь.
Дорога эта не просто дорога, а вдольтрасоовый проезд для обслуживания газопроводов. Безлесная полоска справа от дороги - это и есть газопроводы.
Пройдёмся немного по городу. Вот так центральная улица выглядит вблизи.
Гранд-отель "Вуктыл". Последние буквы в словах здесь писать и произносить не принято. Таков местный диалект. Ныне этот отель, как и второй, как и общежитие, закрыты.
"Сиротский дом". В нём расположены квартиры руководящих работников Вуктыльского ЛПУ МГ (Линейного производственного управления магистральных газопроводов). Квартиры хорошие, но ведомственные. Пока работаешь, живёшь. Перевели в другое место - квартиру сдай. Вуктыльское ЛПУ - крайнее на трубе, в котором работают не вахтами. а на постоянной основе. Севернее уже вахты.
Хоть коренного населения в Вуктыле не больше 10%, названия улиц пишутся сперва на коми, потом на русском.
Летняя переправа. (Фото из Викимапии). Летом 2009-го работали два парома - один частный, второй газпромовский. Сейчас, говорят, переправу заменили понтонным мостом.
Зимняя переправа через Печору выглядит так. В лёд вморожено понтоны. (Фото uhta24.ru). Мост разбирают на период ледохода и ледостава.
Несколько недель весной и осенью Вуктыл оказывается отрезанным от большой земли. Свежие продукты не завозятся, больных в тяжёлых случаях эвакуируют вертолётом. В 2013-м я прилетал в Вуктыл на вертолёте. Аэропорт обслуживает в основном промысловиков Вуктыльского ГКМ. Раньше летали Ан-24, Як-40, Ан-2. Ещё год назад из Ухты и Сыктывкара летал L-410, но сейчас в расписании самолётов нет вообще. Может быть они летают только когда переправа не работает?
Вуктыл славен тем, что до ближайшего торгового центра 220 км. Ещё Вуктыл прославился тем, что в нём была зафиксирована самая низкая температура в Европе -58,1 градуса. Но эта слава сомнительного характера. Вуктыл стоит на реке Печоре. Но какого-то подобия набережной здесь нет, город от реки отделяет полоска леса.
На берегах Печоры прекрасные пляжи.
Но на них никто не загорает. Причина в комарах и прочем гнусе. Местное население нашло выход - загорают на крышах девятиэтажек. На их высоту гнус не поднимается, а если попытается, то его сдувает ветром. У местных народов был такой садистский способ казни - раздеть догола и привязать человека в лесу к дереву. Он сначала сходил с ума от укусов. а потом умирал от потери крови. Солнце даже летом высоко не поднимается, но зато его много, оно светит круглые сутки. Примерно так выглядят 11 часов вечера 27 июня 2009-го года.
Население Вуктыла насчитывает немного больше 11 тысяч человек. Два предприятия, которыми живёт город - это уже упомянутое ЛПУ МГ, занимающееся транспортировкой газа и ГПУ - газопромысловое управление, которое занимается добычей газа.
Один из объектов ГПУ.
Скважина, из которой в 1964-м году пошёл первый вуктыльский газ. Газ, надо сказать, хорошего качества - чистый и сухой.
ГПУ эксплуатирует 4 месторождения на территории республики Коми. Именно отсюда начался первый северный газопровод "Сияние Севера". Год образования ГПУ - 1968, такой же. как и ЛПУ. А первый кирпичный дом в Вуктыле - общежитие на 300 мест был построен в 1971-м году. Так что первые 7 лет приходилось жить в палатках и вагончиках. Это при том-то климате! В прошлом году и ГПУ и ЛПУ отметили 50-летие. Раньше и ГПУ и ЛПУ входили в газпромовскую "дочку" "Севергазпром" со столицей в Ухте. Но потом эффективные газпромовские менеджеры, которые газа не нюхали, решили всё упорядочить. Теперь вуктыльское ГПУ относится к ООО "Газпром добыча Краснодар". Барабанная дробь, занавес! Если раньше ехать до начальства было 4 часа, и за день можно было обернуться, то теперь как минимум 3 суток. А с учётом того, что количество рейсов в Ухту сильно сократилось и составляет 2-3 в неделю, то можно и на все 5 дней выписывать командировку. Я ещё застал время, когда было по 1-2 рейса в день. Компрессорная станция. Вместе с газопроводами в обе стороны она и образует ЛПУ.
3 газоперекачивающих агрегата (ГПА) "Балтика-25" компании Сименс. 0 Немножко забавной техники безопасности.
Хотели построить копию Пизанской башни. Похоже?
Первый перевал с западной стороны Уральских гор. Газовая труба вдоль дороги уходит через горы в сторону Югорска. Где-то здесь граница двух трансгазов.
А вот та светлая полоска на заднем плане - газопровод в Европу.
Вахтовка на базе КАМАЗа - самое то для такой дороги. Медленно, но верно.
Граница трансгазов "Газпром трансгаз Ухта" и "Газпром трансгаз Югорск"..
Теперь прикинем, сколько жителей города обеспечены работой на газпромовских предприятиях. ГПУ - 1140 человек, из них есть те, кто работает на дальних месторождениях, и в Вуктыле живут не постоянно, а то и вообще живут в других местах. ЛПУ - по опыту, в ЛПУ такого масштаба работает порядка 500 человек. В сумме получаем 1500. С членами семей - 4-5 тысяч. Городские и районные службы, ЖКХ, школы, магазины, сервис, аэродром, заповедник - ну пусть ещё 1-1,5 тысячи. Если посчитать по-другому - средний посёлок при ЛПУ с 500 работниками - это 2,5 тысячи человек + тысяча работает в ГПУ. Умножаем на 3, получаем 7,5 тысяч. В любом случае остаётся ещё около 4 тысяч. Чем они здесь занимаются, я не понимаю. Город постепенно пустеет. Если в конце прошлого века население насчитывало 19 тысяч, то сейчас - 11. Мечта многих вуктыльчан - заработать денег на квартиру на "большой земле" и свалить отсюда. Хоть Вуктыл и приравнен к районам Крайнего Севера, зарплаты здесь у рядовых работников не такие уж и высокие. Тем не менее, есть люди, которым здесь нравится, которые никуда уезжать не собираются. Дай бог им силы и здоровья. Ну а мы ещё слетаем на Мань-Пупунёр.
Теперь забросьте это всё в тайгу, в глухомань за 220 км от ближайшего города-стотысячника, добавьте тупиковую дорогу, по которой не всегда можно проехать, пару градообразующих предприятий одной отрасли. Что ещё? Пожалуй всё. Это и есть Вуктыл. Проездом туда не попадёшь, там тупик, дальше дороги нет. Достопримечательностей в городе нет никаких совсем. Попасть туда можно только по делам. Хотя нет, нашёл я один отчёт о туристической поездке в Вуктыл. Люди потратили день на дорогу, чтобы в течение часа убедиться, что приехали зря. Вот по делам я там и оказался. И если в 2009-м я всё-таки провёл там 2 ночи и даже погулял с утра по городу минут 30-40, то в 2013-м мы просто пролетели над городом и с аэродрома сразу поехали на объект.
Сам город для туризма не представляет никакого интереса, но вот как отправная точка в расположенный на территории района национальный парк Югыд ва город важен. Если вы захотите посетить этот парк, то в Вуктыл заехать придётся, чтобы оформить разрешение, заказать транспорт, пройти инструктаж, потому как дорога на территорию парка - ведомственная, и на своём транспорте просто так по ней не проедешь.
Дорога эта не просто дорога, а вдольтрасоовый проезд для обслуживания газопроводов. Безлесная полоска справа от дороги - это и есть газопроводы.
Пройдёмся немного по городу. Вот так центральная улица выглядит вблизи.
Гранд-отель "Вуктыл". Последние буквы в словах здесь писать и произносить не принято. Таков местный диалект. Ныне этот отель, как и второй, как и общежитие, закрыты.
"Сиротский дом". В нём расположены квартиры руководящих работников Вуктыльского ЛПУ МГ (Линейного производственного управления магистральных газопроводов). Квартиры хорошие, но ведомственные. Пока работаешь, живёшь. Перевели в другое место - квартиру сдай. Вуктыльское ЛПУ - крайнее на трубе, в котором работают не вахтами. а на постоянной основе. Севернее уже вахты.
Хоть коренного населения в Вуктыле не больше 10%, названия улиц пишутся сперва на коми, потом на русском.
Летняя переправа. (Фото из Викимапии). Летом 2009-го работали два парома - один частный, второй газпромовский. Сейчас, говорят, переправу заменили понтонным мостом.
Зимняя переправа через Печору выглядит так. В лёд вморожено понтоны. (Фото uhta24.ru). Мост разбирают на период ледохода и ледостава.
Несколько недель весной и осенью Вуктыл оказывается отрезанным от большой земли. Свежие продукты не завозятся, больных в тяжёлых случаях эвакуируют вертолётом. В 2013-м я прилетал в Вуктыл на вертолёте. Аэропорт обслуживает в основном промысловиков Вуктыльского ГКМ. Раньше летали Ан-24, Як-40, Ан-2. Ещё год назад из Ухты и Сыктывкара летал L-410, но сейчас в расписании самолётов нет вообще. Может быть они летают только когда переправа не работает?
Вуктыл славен тем, что до ближайшего торгового центра 220 км. Ещё Вуктыл прославился тем, что в нём была зафиксирована самая низкая температура в Европе -58,1 градуса. Но эта слава сомнительного характера. Вуктыл стоит на реке Печоре. Но какого-то подобия набережной здесь нет, город от реки отделяет полоска леса.
На берегах Печоры прекрасные пляжи.
Но на них никто не загорает. Причина в комарах и прочем гнусе. Местное население нашло выход - загорают на крышах девятиэтажек. На их высоту гнус не поднимается, а если попытается, то его сдувает ветром. У местных народов был такой садистский способ казни - раздеть догола и привязать человека в лесу к дереву. Он сначала сходил с ума от укусов. а потом умирал от потери крови. Солнце даже летом высоко не поднимается, но зато его много, оно светит круглые сутки. Примерно так выглядят 11 часов вечера 27 июня 2009-го года.
Население Вуктыла насчитывает немного больше 11 тысяч человек. Два предприятия, которыми живёт город - это уже упомянутое ЛПУ МГ, занимающееся транспортировкой газа и ГПУ - газопромысловое управление, которое занимается добычей газа.
Один из объектов ГПУ.
Скважина, из которой в 1964-м году пошёл первый вуктыльский газ. Газ, надо сказать, хорошего качества - чистый и сухой.
ГПУ эксплуатирует 4 месторождения на территории республики Коми. Именно отсюда начался первый северный газопровод "Сияние Севера". Год образования ГПУ - 1968, такой же. как и ЛПУ. А первый кирпичный дом в Вуктыле - общежитие на 300 мест был построен в 1971-м году. Так что первые 7 лет приходилось жить в палатках и вагончиках. Это при том-то климате! В прошлом году и ГПУ и ЛПУ отметили 50-летие. Раньше и ГПУ и ЛПУ входили в газпромовскую "дочку" "Севергазпром" со столицей в Ухте. Но потом эффективные газпромовские менеджеры, которые газа не нюхали, решили всё упорядочить. Теперь вуктыльское ГПУ относится к ООО "Газпром добыча Краснодар". Барабанная дробь, занавес! Если раньше ехать до начальства было 4 часа, и за день можно было обернуться, то теперь как минимум 3 суток. А с учётом того, что количество рейсов в Ухту сильно сократилось и составляет 2-3 в неделю, то можно и на все 5 дней выписывать командировку. Я ещё застал время, когда было по 1-2 рейса в день. Компрессорная станция. Вместе с газопроводами в обе стороны она и образует ЛПУ.
3 газоперекачивающих агрегата (ГПА) "Балтика-25" компании Сименс. 0 Немножко забавной техники безопасности.
Хотели построить копию Пизанской башни. Похоже?
Первый перевал с западной стороны Уральских гор. Газовая труба вдоль дороги уходит через горы в сторону Югорска. Где-то здесь граница двух трансгазов.
А вот та светлая полоска на заднем плане - газопровод в Европу.
Вахтовка на базе КАМАЗа - самое то для такой дороги. Медленно, но верно.
Граница трансгазов "Газпром трансгаз Ухта" и "Газпром трансгаз Югорск"..
Теперь прикинем, сколько жителей города обеспечены работой на газпромовских предприятиях. ГПУ - 1140 человек, из них есть те, кто работает на дальних месторождениях, и в Вуктыле живут не постоянно, а то и вообще живут в других местах. ЛПУ - по опыту, в ЛПУ такого масштаба работает порядка 500 человек. В сумме получаем 1500. С членами семей - 4-5 тысяч. Городские и районные службы, ЖКХ, школы, магазины, сервис, аэродром, заповедник - ну пусть ещё 1-1,5 тысячи. Если посчитать по-другому - средний посёлок при ЛПУ с 500 работниками - это 2,5 тысячи человек + тысяча работает в ГПУ. Умножаем на 3, получаем 7,5 тысяч. В любом случае остаётся ещё около 4 тысяч. Чем они здесь занимаются, я не понимаю. Город постепенно пустеет. Если в конце прошлого века население насчитывало 19 тысяч, то сейчас - 11. Мечта многих вуктыльчан - заработать денег на квартиру на "большой земле" и свалить отсюда. Хоть Вуктыл и приравнен к районам Крайнего Севера, зарплаты здесь у рядовых работников не такие уж и высокие. Тем не менее, есть люди, которым здесь нравится, которые никуда уезжать не собираются. Дай бог им силы и здоровья. Ну а мы ещё слетаем на Мань-Пупунёр.
Источник: myotpusk.mirtesen.ru
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]