«Ядерное бомбоубежище и кромешная темнота»: как люди в ДНР выживают под обстрелами ВСУ
---
Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
Трудовское – крайняя западная точка Донецка и всей Донецкой Народной Республики. В довоенное время был известен одноименной шахтой-гигантом, производственные запасы угля в ней составляли 82 миллиона тонн. Работы местным жителям и предприятию должно было хватить еще на 100 лет.
Но в 2014 году шахта и прилегающий к ней поселок оказались на линии соприкосновения. После нескольких прямых попаданий шахту законсервировали. Запускать ее теперь не только экономически невыгодно, но и банально невозможно из-за разрушений. Зато на объекте сохранилось бомбоубежище, где во время обстрелов прячутся люди. Специальный корреспондент Новостного агентства «Харьков» побывал там и выяснил, каково это – шестой год существовать под землей в ожидании тишины.
Не ядерная война
С началом войны людям пришлось искать укрытие – бомбоубежище при шахте, построенное в СССР на случай ядерной войны, им пригодилось. Во всем мире о нем заговорили после прошлогодней публикации спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером фото жившей здесь Марии Ивановны Ткаченко с подписью: «Вот некоторые из многих жертв «российской агрессии» в Восточной Украине! Мы можем остановить их страдания, если Россия выберет мир для Украины». Донецкие журналисты узнали бабушку и опубликовали опровержение – видеообращение, в котором она рассказывает, что причиной страданий является не Россия, а войска Украины.
В 2014 году в убежище одновременно прятались до 300 человек. Сегодня здесь постоянно проживают 10 человек: половина из них в 6 утра уезжает на работу и возвращается в 20 вечера, отсюда до центра Донецка всего час на транспорте. Другая половина – старики – «сторожат жилище».
«В 2015 году отсюда начали уезжать: кто домой, кто квартиру снял, — говорят жительницы. — Мы получаем пенсию 4000 рублей, нам нечем платить за аренду жилья. А свое разбито: крыша, стены треснули, окон нет. Ремонтировать надо. И возвращаться страшно, стреляют еще».
Бабушка Вера шестой год живет в бомбоубежище, под 8-метровой толщей земли, передвигается при помощи палочки, но жаловаться отказывается: «Здесь стираем, убираем, готовим кое-как. Все, как дома. Только там кровати мягче, а здесь доски. Сверху одеяла кладем, чтобы мягче было».
Отопления в убежище нет. У каждого свой «ветродуйчик» — небольшой электрический обогреватель. С их помощью люди переждали пять зим. Печки, у кого есть, электрические, еду готовят только на сковородах. В 2018 году представители ООН поменяли электропроводку, повесили лампы дневного света, поставили бойлер, душ и туалеты.
«До этого все было плохое, — вспоминают жители. — Теперь хоть вода горячая есть. Еще от ООН телевизор дали и настроили спутниковую антенну. Есть российские, украинские, белорусские, американские каналы, а донецких нет. Не знаем, что в республике делается».
Матрасы и елочку
Галина, соседка бабушки Веры, рассказывает о жизни в бомбоубежище неохотно. Говорит, не вопросы надоели, а жизнь на уровне «бомжей»: «На Украину за пенсией не выезжаем. Однажды я повелась на объявление перевозчиков, отдала деньги, чтобы документ сделали, а они исчезли. Не хочу больше».
Сюда давно никто не приходит. Год назад были волонтеры, записали «пожелания», количество живущих и ушли, так и не вернулись. Представители администрации города или района, соцслужбы, международные организации также не показываются. Приходят только знакомые и друзья «в гости». Раз в три месяца выдают гуманитарную помощь от «Красного креста»: крупы, муку, масло, консервы, тушенку.
Который год люди встречают праздники, как они говорят, «в глубокой яме». Посещать концерты в центре Донецка нет возможности, да и праздновать им нечего. Новый год не исключение.
«Пять лет Новый год тут встречаем. Первый раз кто-то привозил елку, теперь каждый раз ветку ставим. Гирлянды есть, «дождик» — тоже. Передайте кому-нибудь, пусть подарят елочку. И матрасы! А то твердо», – с улыбкой говорят жители.
9 декабря в Париже проходил «нормандский саммит» с участием лидеров России, Украины, Германии и Франции. Во время переговоров в районе поселка началась перестрелка, настолько сильная, что ее слышали даже в убежище. Хотя сейчас активно не стреляют – люди могут и на улицу выйти, но раз в день-два прилетает «случайная граната». Жители бомбоубежища очень хотят вернуться в свои дома, но только когда стороны официально объявят об окончании войны, чтобы не переживать, что вновь что-то «прилетит». Поэтому они каждый вечер смотрят телевизор в ожидании хороших новостей.
Александр Рекунспециально для Новостного агентства «Харьков».
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]