Как воспитывали детей в казачьих семьях
17.12.2019 7 804 0 +249 Doomwind

Как воспитывали детей в казачьих семьях

---
+249
В закладки
Донские, сибирские, гребенские, кубанские и другие казаки – неотъемлемая часть русского народа. Они владели землей взамен на обязательство служить в армии и самостоятельно покупать оружие, лошадей, снаряжение, которое казаки называли «справой».

Люди прошлого не старались обучать детей разным наукам, а прививали им навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малых лет казачат учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из девочек растили верных жен и заботливых матерей, которые в час опасности могут встретить врага с оружием в руках.

Как воспитывали детей в казачьих семьях только, казаки, которых, Наурской, девочки, оружием, женщины, девушка, старались, работы, детей, опасности, станичники, навыки, жизни, рождения, учили, воевать, казаков, будущего

После окончания таинства крестин ребенка несли в родительский курень и проводили особый ритуал. В колыбель клали шашку, кинжал, пулю или стрелу. Называлось это проверить «на зубок». Если малыш начнет играть с оружием, то казак будет «добрый», а если расплачется, то отцу и крестному следует особое внимание уделить формированию у него воинского духа.

Как воспитывали детей в казачьих семьях только, казаки, которых, Наурской, девочки, оружием, женщины, девушка, старались, работы, детей, опасности, станичники, навыки, жизни, рождения, учили, воевать, казаков, будущего

В честь рождения девочки отец или дед сажал иву. Стройное дерево с гибкими ветвями символизировало будущую казачку и было ее талисманом. После рождения малышки ее тетки, мамки и будущая крестная «смывали с дочушки заботы». С песнями и добрыми словами родственницы омывали маленькую казачку и желали ей счастья. На этот праздник допускался только отец, которого угощали кашей, приготовленной из горелого пшена.

Кашу специально пересаливали, перчили и поливали горчицей. Отец съедал тарелку, чтобы новорожденной меньше горького в жизни досталось. На первый шаг девочке дарили ленточки на бантик и гребешок на косынку. С трех лет девочки уже нянчили младших, а после пяти лет некоторых отдавали «няньками» в другие семьи. В 4 года маленьких казачек учили собирать фрукты, кормить домашних птиц, в 5 они получали первые навыки рукоделия, а в 7 — помогали родителям на подворье и в огороде.

Как воспитывали детей в казачьих семьях только, казаки, которых, Наурской, девочки, оружием, женщины, девушка, старались, работы, детей, опасности, станичники, навыки, жизни, рождения, учили, воевать, казаков, будущего

С 10 лет девочки выполняли полевые работы – гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили еду. Во время работы и отдыха они пели и танцевали, этому их обучали старшие женщины. С 14 лет девушка участвовала в вечерних посиделках, на которых примечала себе будущего жениха. Вопреки расхожему мнению, выбор будущего мужа не зависел только от родителей. Девушка могла отказаться от замужества, если парень ей не нравится. Для этого существовал специальный ритуал.

Как воспитывали детей в казачьих семьях только, казаки, которых, Наурской, девочки, оружием, женщины, девушка, старались, работы, детей, опасности, станичники, навыки, жизни, рождения, учили, воевать, казаков, будущего

Казак-юноша вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты «чайку попить». При этом считалась зазорным говорить, что пришли на сватовство. Родители беседовали о делах, погоде, здоровье родственников и последнем урожае, а парень как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, значит жених ей пришелся по душе, а если оправляла на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.

Казачки в бою

Однако казачки не только работали в поле и у печи. В момент опасности, когда отца, мужа и брата рядом нет, они брали в руки оружие и защищали свои дома. Наиболее показательный пример — оборона станицы Наурской. Летом 1774 года восемь тысяч татар, кабардинцев и турок пришли на земли гребенских казаков и оказались под станицей Наурской. Взрослые казаки ушли в поход, а в домах остались только женщины, дети, старики и несколько мужчин. Казачки с оружием в руках вышли на валы и дали отпор налетчикам. Кроме сабель и ружей женщины использовали кипяток, которым обливали карабкающихся вверх горцев.

Взять Наурскую так и не получилось, а день 11 июня станичники назвали «Бабьим праздником». Еще долго казаки, сталкиваясь с горцами, напоминали им: «Как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». А при встрече с джигитами, у которых лица были обожжены, подшучивали: «Что, приятель, не щи ли в Наурской хлебал?». Однако станичники не всегда брали в жены русских девушек. Часто казаки женились на турчанках и татарках, которых приводили из походов.

Конец казачества

Конечно, к 1914 году заветы предков и казачье воспитание понемногу отмирали. Прогресс – это не только железные дороги, телеграф и газеты, но и изменение социального устройства. Татары и черкесы больше не устраивали набегов, но казаки продолжали служить в армии, становиться учеными, врачами, инженерами и генералами. Для описания ситуации лучше всего подходит поговорка: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!».

Однако в «старых» казачьих родах детей старались воспитывать, как «встарь», хотя в небе уже летали самолеты. Трагедия казачества наступила во время Гражданской войны и установления советской власти, инициировавшей политику расказачивания и упразднения самого казачьего сословия. Преемственность поколений оборвалось, как и закончилась история степного воинства.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]