Чем закончились попытки ученых научить приматов разговаривать
---
Давно известно, что речь — это не только инструмент человеческого интеллекта, но и неотъемлемая часть процесса его формирования. Поэтому совсем неудивительно, что ученые, с давних времен пытающиеся «очеловечить» животных, первым делом стараются научить их говорить. Ничего не изменилось и сейчас, с той лишь разницей, что оставлены безуспешные попытки разговорить лошадей и котов, а все силы приложены к наиболее перспективным братьям нашим меньшим — приматам.
Первых успехов удалось добиться лишь в 1916 году. Англичанин Уильям Фернесс смог научить орангутана более-менее отчетливо выговаривать слова «папа» и «чашка». Для этого понадобилось немало усилий и времени, но время не было потрачено зря. В процессе затяжного эксперимента ученый установил, что обезьяны издают звуки, не прибегая к помощи языка и губ. Это усложняло работу, но вносило в нее определенную ясность.
В середине XX века психологи супруги Кит и Кэтрин Хейс сравнили логические способности шимпанзе по имени Вики и нескольких человеческих детей. К своему удивлению, ученые увидели, что разница в интеллекте оказалась не слишком большой. В процессе эксперимента Вики даже удалось выучить четыре слова, хотя и с большим трудом.
Необычные исследования, которыми увлеклись зоологи, психологи и лингвисты в разных уголках планеты, не могли не породить волну критики со стороны скептически настроенных коллег. Основным аргументом в спорах было то, что обезьяны демонстрировали лишь те жесты, которые уже видели в исполнении людей, то есть просто подражали.
В своей книге «Когда горилла заговорила» научный журналист Борис Жуков писал следующее:
Первые публикации Гарднеров вызвали сенсацию – и, конечно же, волну сомнений и критики. Оспорены были буквально все их результаты, начиная от самого факта активного использования обезьяной такого обширного набора знаков. Но главный удар пришелся по интерпретации. «Смысл увиденного понят человеком, а он приписывает эту способность обезьяне», – писал психолог Герберт Террейс, комментируя «составные» высказывания Уошо.
Параллельно с Гарднерами исследования в этом направлении проводил еще один ученый, Дэвид Премак. Его подопечной была шимпанзе Сара, которую он обучал особой методике передачи информации при помощи абстрактных фигур, каждая из которых обозначала предмет, его свойство или действие. Для общения с Сарой Премак разработал особый язык, позволявший общаться посредством демонстрации символов.
Происходило все очень просто — чтобы сообщить что-то Дэвиду, Сара находила в коробке соответствующую фигуру и вешала ее на магнитную доску. У метода Премака был важный плюс — его нельзя было раскритиковать стандартным способом. Обычно скептики утверждали, что обезьяна складывает пальцы как ей вздумается, а ученые интерпретируют этот жест так, как им нужно.
В случае с Сарой обвинить экспериментатора в ненаучном подходе было нельзя, так как животное уверенно извлекало из набора фигуру с четко присвоенным значением. Работа Дэвида Премака с Сарой убедила многих, что обезьяна пользуется изученными смыслами совершенно осознанно.
Спустя еще десять лет, уже в 80-е, перспективный метод Премака был доработан. Это позволило молодому самцу бонобо по имени Канзи выучить 600 слов! Интересно, но его мать оказалась совершенно неспособна к обучению речи и Канзи, а также его сестра, работали как переводчики, объясняя ей значения слов.
Но, несмотря на все успехи, особых иллюзий насчет обезьян испытывать не стоит. Уже точно известно, что их интеллектуальное развитие происходит в первые годы жизни и они остаются с тем, что успели за это время усвоить. Как правило, они близки по уровню к двух- трехлетним детям и добиться дальнейшего прогресса в обучении уже невозможно.
При этом нужно помнить, что произношение слов неподвластно ни обезьянам, ни другим млекопитающим. Для этого нужно выполнять тонкие движения губ и языка, а также серьезный контроль за дыханием. При этом мозг человекообразных обезьян оказался достаточно развит в тех зонах, которые отвечают за речь. В связи с этим остается только удивляться, почему эволюция не способствовала появлению у обезьян речевых навыков.
Напоследок нужно напомнить об интересном и странном случае. Одна из обезьян, участвующих в эксперименте по обучению речи, сказала об умершем котенке: «Он ушел туда, откуда не возвращаются». Не кажется ли вам, что обезьяны гораздо умнее, чем кажутся и знают то, о чем пока неизвестно ни одному человеку?
Очень редко изъясняться примитивным способом удается научить и других животных, например, собак. Но в этом случае речь идет скорее о выработке рефлексов на уровне цирковых трюков, чем об осознанной речи.
Первых успехов удалось добиться лишь в 1916 году. Англичанин Уильям Фернесс смог научить орангутана более-менее отчетливо выговаривать слова «папа» и «чашка». Для этого понадобилось немало усилий и времени, но время не было потрачено зря. В процессе затяжного эксперимента ученый установил, что обезьяны издают звуки, не прибегая к помощи языка и губ. Это усложняло работу, но вносило в нее определенную ясность.
В середине XX века психологи супруги Кит и Кэтрин Хейс сравнили логические способности шимпанзе по имени Вики и нескольких человеческих детей. К своему удивлению, ученые увидели, что разница в интеллекте оказалась не слишком большой. В процессе эксперимента Вики даже удалось выучить четыре слова, хотя и с большим трудом.
Необычные исследования, которыми увлеклись зоологи, психологи и лингвисты в разных уголках планеты, не могли не породить волну критики со стороны скептически настроенных коллег. Основным аргументом в спорах было то, что обезьяны демонстрировали лишь те жесты, которые уже видели в исполнении людей, то есть просто подражали.
В своей книге «Когда горилла заговорила» научный журналист Борис Жуков писал следующее:
Первые публикации Гарднеров вызвали сенсацию – и, конечно же, волну сомнений и критики. Оспорены были буквально все их результаты, начиная от самого факта активного использования обезьяной такого обширного набора знаков. Но главный удар пришелся по интерпретации. «Смысл увиденного понят человеком, а он приписывает эту способность обезьяне», – писал психолог Герберт Террейс, комментируя «составные» высказывания Уошо.
Параллельно с Гарднерами исследования в этом направлении проводил еще один ученый, Дэвид Премак. Его подопечной была шимпанзе Сара, которую он обучал особой методике передачи информации при помощи абстрактных фигур, каждая из которых обозначала предмет, его свойство или действие. Для общения с Сарой Премак разработал особый язык, позволявший общаться посредством демонстрации символов.
Происходило все очень просто — чтобы сообщить что-то Дэвиду, Сара находила в коробке соответствующую фигуру и вешала ее на магнитную доску. У метода Премака был важный плюс — его нельзя было раскритиковать стандартным способом. Обычно скептики утверждали, что обезьяна складывает пальцы как ей вздумается, а ученые интерпретируют этот жест так, как им нужно.
В случае с Сарой обвинить экспериментатора в ненаучном подходе было нельзя, так как животное уверенно извлекало из набора фигуру с четко присвоенным значением. Работа Дэвида Премака с Сарой убедила многих, что обезьяна пользуется изученными смыслами совершенно осознанно.
Спустя еще десять лет, уже в 80-е, перспективный метод Премака был доработан. Это позволило молодому самцу бонобо по имени Канзи выучить 600 слов! Интересно, но его мать оказалась совершенно неспособна к обучению речи и Канзи, а также его сестра, работали как переводчики, объясняя ей значения слов.
Но, несмотря на все успехи, особых иллюзий насчет обезьян испытывать не стоит. Уже точно известно, что их интеллектуальное развитие происходит в первые годы жизни и они остаются с тем, что успели за это время усвоить. Как правило, они близки по уровню к двух- трехлетним детям и добиться дальнейшего прогресса в обучении уже невозможно.
При этом нужно помнить, что произношение слов неподвластно ни обезьянам, ни другим млекопитающим. Для этого нужно выполнять тонкие движения губ и языка, а также серьезный контроль за дыханием. При этом мозг человекообразных обезьян оказался достаточно развит в тех зонах, которые отвечают за речь. В связи с этим остается только удивляться, почему эволюция не способствовала появлению у обезьян речевых навыков.
Напоследок нужно напомнить об интересном и странном случае. Одна из обезьян, участвующих в эксперименте по обучению речи, сказала об умершем котенке: «Он ушел туда, откуда не возвращаются». Не кажется ли вам, что обезьяны гораздо умнее, чем кажутся и знают то, о чем пока неизвестно ни одному человеку?
Очень редко изъясняться примитивным способом удается научить и других животных, например, собак. Но в этом случае речь идет скорее о выработке рефлексов на уровне цирковых трюков, чем об осознанной речи.
Источник: labuda.blog
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]