Все на дно! Что военным морякам нужно в Марианской впадине
---
Российские военные заказали батискаф для работы в самой глубокой впадине Мирового океана. Что они там собрались делать? Мы разбираем гипотезы, выдвинутые прессой, и приходим к неожиданным выводам.
Одиннадцатого декабря 2019 года агентство ТАСС сообщило, что министерство обороны РФ заказало постройку батискафа для проведения работ в Марианской впадине. Вопрос, что военным потребовалось делать на глубине одиннадцати километров, не на шутку взбаламутил журналистов. Каких только диких гипотез не было высказано. Попробуем в них разобраться.
Справка. Марианская впадина, или Марианский жёлоб, — самое глубокое место земного шара. Названа впадина в честь Марианских островов, рядом с которыми располагается. Расстояние от уровня моря до самой нижней её точки, называемой «Бездна Челленджера», составляет 10994 метра. Первым дна впадины достиг экипаж батискафа «Триест» в 1960 году. Первым человеком, погрузившимся во впадину в одиночку, стал режиссёр Джеймс Кэмерон — он сделал это в 2012 году.
База под водой
Самое, пожалуй, невероятное предположение — что наши моряки собрались устроить в самой глубокой точке Мирового океана военную базу. Даже логические доводы приводят — мол, под такой толстой водной «подушкой» база будет неуязвима для оружия массового поражения и легко переживёт любую Третью мировую.
Зададимся неожиданным вопросом — а много ли сейчас военных баз расположено на Луне? Даже не у России, а у человечества в целом. Спросите, при чём тут Луна? Да при том, что построить на ней долговременное обиталище как бы не проще, чем в Марианской впадине.
С бытовой точки зрения кажется, что космос вон как далеко, а океан-то совсем рядом, что там такого трудного исследовать его и освоить? Между тем, условия больших глубин не менее сложны и опасны, чем межпланетный вакуум. И на Луне, например, побывало в несколько раз больше людей, чем в Бездне Челленджера.
Да, американцы в 1960-е планировали постройку целых подводных городов — но на глубине 50-100 метров, не более, — и то не осилили.
Но даже если мы допустим, что у наших есть какие-то секретные, не имеющие аналогов в мире технологии, реально позволяющие возвести на глубине одиннадцати километров обитаемую базу, — будет ли она неуязвимой? Э-э-э… нет, конечно. Если дна впадины может достичь аппарат с человеком на борту, значит, доплывёт туда и дрон с атомным зарядом. И прости-прощай несколько миллиардов народных рублей, не говоря уже о жизнях моряков.
Бахнем, обязательно бахнем!
Второе по распространённости предположение — что моряки хотят заложить на дне впадины мощный фугас мегатонн на несколько и в случае чего устроить обеим Америкам историческую реконструкцию Всемирного потопа.
Нет, теоретически такие планы существовать могут — на уровне «салфеточных» прикидок чего только не прорабатывалось. Наверняка и план отражения атаки марсианских треножников где-нибудь лежит. Вдруг пригодится? Но вот заниматься реализацией подобного на практике? Дороговато как-то и сложновато. В разгар холодной войны, может, и дали бы на такое бюджет, но сейчас — вряд ли. Сейчас в моде не тотальное уничтожение, а точечные удары и прокси-войны чужими руками.
К тому же, планета у нас, как ни крути, одна на всех. Вряд ли можно отправить на ужин Дэви Джонсу целое полушарие так, чтобы с противоположным при этом ничего плохого не случилось. А значит, если подобные планы и правда существуют, они являются оружием последнего удара из разряда «так не доставайся же ты никому!». В наши дни геополитическая обстановка напряжённая, но всё же не настолько, отнюдь не «полминуты до полуночи».
Мирный военный батискаф
Рассказы о том, что батискафы нужны для перерезания подводных коммуникаций вообще всерьёз рассматривать не стоит. Во-первых, на дне Марианской впадины их банально нет. Во-вторых, у нас на дворе давно не XIX век, когда единственной быстрой связью Европы с Америкой был трансатлантический телеграфный кабель. Подводные коммуникации играют далеко не такую важную роль, когда есть спутники.
Так что не знаем кому как, а нам наиболее вероятной кажется самая скучная версия — батискаф военным нужен для исследований. Океан до сих пор во многом — белое пятно. Изучение глубоководных процессов может помочь, например, лучше обнаруживать вражеские подлодки и эффективнее прятать свои.
Разработке новых субмарин, способных действовать более глубоко, чем нынешние, тоже поспособствует. Много всяких полезных применений можно найти глубоководному батискафу, даже не касаясь джеймсбондовских проектов типа искусственных цунами и подводных городов.
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь»
Вон, есть у нас, к примеру, в составе Северного флота судно «Янтарь». Мирное и исследовательское. Несёт на борту подводные аппараты «Русь» и «Консул». Чем занимается? Научными исследованиями и поисково-спасательными работами — например, принимало участие в поисках аргентинской подлодки «Сан-Хуан», пропавшей в 2017 году.
Да, было замечено и рядом с теми самыми пресловутыми подводными кабелями связи — ну так дело-то житейское. Если есть возможность узнать немножко информации о потенциальном противнике, грех проходить мимо — информация лишней не бывает.
Не только наши
И кстати, раз уж мы о военных на дне Марианской впадины, хочется напомнить, что в состав экипажа батискафа «Триест», впервые посетившего её дно, помимо легендарного океанолога Жака Пикара, человека сугубо мирного, входил и лейтенант ВМС США Дон Уолш. И принадлежал батискаф в это время американскому флоту.
Перед историческим погружением. На переднем плане — мирный батискаф ВМС США «Триест», на заднем — мирный эсминец ВМС США «Льюис»
Правда, как можно заметить, ни базу, ни атомную бомбу моряки на месте погружения не оставили. Так отчего бы нашим заниматься чем-то таким?
Одиннадцатого декабря 2019 года агентство ТАСС сообщило, что министерство обороны РФ заказало постройку батискафа для проведения работ в Марианской впадине. Вопрос, что военным потребовалось делать на глубине одиннадцати километров, не на шутку взбаламутил журналистов. Каких только диких гипотез не было высказано. Попробуем в них разобраться.
Справка. Марианская впадина, или Марианский жёлоб, — самое глубокое место земного шара. Названа впадина в честь Марианских островов, рядом с которыми располагается. Расстояние от уровня моря до самой нижней её точки, называемой «Бездна Челленджера», составляет 10994 метра. Первым дна впадины достиг экипаж батискафа «Триест» в 1960 году. Первым человеком, погрузившимся во впадину в одиночку, стал режиссёр Джеймс Кэмерон — он сделал это в 2012 году.
База под водой
Самое, пожалуй, невероятное предположение — что наши моряки собрались устроить в самой глубокой точке Мирового океана военную базу. Даже логические доводы приводят — мол, под такой толстой водной «подушкой» база будет неуязвима для оружия массового поражения и легко переживёт любую Третью мировую.
Зададимся неожиданным вопросом — а много ли сейчас военных баз расположено на Луне? Даже не у России, а у человечества в целом. Спросите, при чём тут Луна? Да при том, что построить на ней долговременное обиталище как бы не проще, чем в Марианской впадине.
С бытовой точки зрения кажется, что космос вон как далеко, а океан-то совсем рядом, что там такого трудного исследовать его и освоить? Между тем, условия больших глубин не менее сложны и опасны, чем межпланетный вакуум. И на Луне, например, побывало в несколько раз больше людей, чем в Бездне Челленджера.
Да, американцы в 1960-е планировали постройку целых подводных городов — но на глубине 50-100 метров, не более, — и то не осилили.
Но даже если мы допустим, что у наших есть какие-то секретные, не имеющие аналогов в мире технологии, реально позволяющие возвести на глубине одиннадцати километров обитаемую базу, — будет ли она неуязвимой? Э-э-э… нет, конечно. Если дна впадины может достичь аппарат с человеком на борту, значит, доплывёт туда и дрон с атомным зарядом. И прости-прощай несколько миллиардов народных рублей, не говоря уже о жизнях моряков.
Бахнем, обязательно бахнем!
Второе по распространённости предположение — что моряки хотят заложить на дне впадины мощный фугас мегатонн на несколько и в случае чего устроить обеим Америкам историческую реконструкцию Всемирного потопа.
Нет, теоретически такие планы существовать могут — на уровне «салфеточных» прикидок чего только не прорабатывалось. Наверняка и план отражения атаки марсианских треножников где-нибудь лежит. Вдруг пригодится? Но вот заниматься реализацией подобного на практике? Дороговато как-то и сложновато. В разгар холодной войны, может, и дали бы на такое бюджет, но сейчас — вряд ли. Сейчас в моде не тотальное уничтожение, а точечные удары и прокси-войны чужими руками.
К тому же, планета у нас, как ни крути, одна на всех. Вряд ли можно отправить на ужин Дэви Джонсу целое полушарие так, чтобы с противоположным при этом ничего плохого не случилось. А значит, если подобные планы и правда существуют, они являются оружием последнего удара из разряда «так не доставайся же ты никому!». В наши дни геополитическая обстановка напряжённая, но всё же не настолько, отнюдь не «полминуты до полуночи».
Мирный военный батискаф
Рассказы о том, что батискафы нужны для перерезания подводных коммуникаций вообще всерьёз рассматривать не стоит. Во-первых, на дне Марианской впадины их банально нет. Во-вторых, у нас на дворе давно не XIX век, когда единственной быстрой связью Европы с Америкой был трансатлантический телеграфный кабель. Подводные коммуникации играют далеко не такую важную роль, когда есть спутники.
Так что не знаем кому как, а нам наиболее вероятной кажется самая скучная версия — батискаф военным нужен для исследований. Океан до сих пор во многом — белое пятно. Изучение глубоководных процессов может помочь, например, лучше обнаруживать вражеские подлодки и эффективнее прятать свои.
Разработке новых субмарин, способных действовать более глубоко, чем нынешние, тоже поспособствует. Много всяких полезных применений можно найти глубоководному батискафу, даже не касаясь джеймсбондовских проектов типа искусственных цунами и подводных городов.
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь»
Вон, есть у нас, к примеру, в составе Северного флота судно «Янтарь». Мирное и исследовательское. Несёт на борту подводные аппараты «Русь» и «Консул». Чем занимается? Научными исследованиями и поисково-спасательными работами — например, принимало участие в поисках аргентинской подлодки «Сан-Хуан», пропавшей в 2017 году.
Да, было замечено и рядом с теми самыми пресловутыми подводными кабелями связи — ну так дело-то житейское. Если есть возможность узнать немножко информации о потенциальном противнике, грех проходить мимо — информация лишней не бывает.
Не только наши
И кстати, раз уж мы о военных на дне Марианской впадины, хочется напомнить, что в состав экипажа батискафа «Триест», впервые посетившего её дно, помимо легендарного океанолога Жака Пикара, человека сугубо мирного, входил и лейтенант ВМС США Дон Уолш. И принадлежал батискаф в это время американскому флоту.
Перед историческим погружением. На переднем плане — мирный батискаф ВМС США «Триест», на заднем — мирный эсминец ВМС США «Льюис»
Правда, как можно заметить, ни базу, ни атомную бомбу моряки на месте погружения не оставили. Так отчего бы нашим заниматься чем-то таким?
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]