В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми
12.12.2019 3 999 0 +96 Adriezan

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми

---
+96
В закладки
На кладбище принято приносить цветы, а на поминках наливать умершему рюмку водки и занавешивать зеркала. Впрочем, совершая эти и другие ритуалы не все россияне отдают себе отчет в том, что они означают. Чтобы разобраться в вопросе, фотографы Александр Сорин, Федор Телков и антрополог Наталья Конрадова побывали почти во всех марийских деревнях Свердловской области и Пермского края, стараясь зафиксировать живые еще обряды, ритуалы и поверья, связанные с умершими. Полтора года экспедиций превратились в проект «Урал мари. Смерти нет», созданный при поддержке Фонда «Хамовники». Эти записи и фотографии — попытка городских людей понять традиционные деревенские отношения со смертью.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиХотя марийцы живут на Урале с XVI века, об их существовании, а тем более о традициях за пределами марийских деревень практически ничего неизвестно

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

Мы, горожане, стараемся не думать о плохом. Вся наша культура обслуживает желание забыть о смерти, поэтому смерть для нас всегда внезапна и вероломна. Для жителей марийской деревни граница между мирами гораздо более демократичная. С их точки зрения, человек после смерти продолжает вести активную загробную жизнь.

Похороны — обряд, благодаря которому покойник должен благополучно добраться до того света, найти там свое место и хорошо устроиться. После смерти он не должен беспокоить живых своими жалобами или просьбами, а тем более приносить им неприятности. Так покойному и говорят на поминках: «Иди и не беспокой нас больше».

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

На похороны и поминки приходят всей деревней — в том числе, чтобы вспомнить и покормить своих собственных умерших родных.

После похорон в некоторых марийских деревнях, например, в Нижнем Бардыме, на кладбище проводят специальные ритуалы, перекрывающие покойникам дорогу обратно в деревню: сжигают одежду умершего и проходят через дым от нее, кормят на прощание владыку и сторожа (духов) кладбища, чтобы они хорошо выполняли свои функции.

Марийское кладбище обычно находится недалеко от деревни, и в те дни, когда нет похорон, туда стараются не ходить, чтобы не тревожить покойников. В деревне Юва нам удалось услышать довольно подробное объяснение ритуалов, защищающих от неприятностей. Покойники могут принести эти неприятности, сами того не желая: «Когда покойник вот умер, мы оставляем веник, ложим на полати, воду ставим и как бы говорим: “Мойтесь в бане, но нам не помогайте, нам не помогайте!” Или “Замуж за тебя не выйду! — если муж умирает у жены. — Ты там женись, меня не жди!” “Скотину смотреть не помогайте, сами смотрим!” Потому что они помогают уже по-своему, получается. Наоборот помогают».

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиАрхивное фото. Деревня Артимейкова, Свердловская область

Cтаршие марийцы готовят все необходимое заранее.

Аняй Семенова из деревни Курки уже давно подготовилась к собственным похоронам и даже жалуется, что за ней не приходят. В сундуке у Аняй лежат платки, платье, одеяло, бутылка водки, которую она собирается передать умершей маме, а также три белых нитки — «чтобы качаться там на качелях». Свой ялан (кафтан) Аняй тоже приготовила на похороны — в нем она сможет перенести деньги на тот свет. В кармане праздничного ялана Аняй держит мешочек с монетками. По ее словам, на том свете нужно иметь с собой не бумажные купюры, а монетки, чтобы они звенели. Аняй обещает присниться дочери после своей смерти и рассказать, что она увидела на том свете.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиАняй Семенова. Деревня Курки, Свердловская область, 2017. Аняй обещает присниться дочери после своей смерти и рассказать, что она увидела на том свете

***

Ольга Вапаева, деревня Андрейково, Свердловская область:

«Ту одежду, в которой человек умер, полностью тоже кладут. Получается три вида: в чем он лежит, чистая одежда и одежда, в которой он умер. У меня брат умер, так тоже так сделали. Он умер летом. Зимние туфли рядышком положили. У марийцев — неважно, лето или зима, — когда хоронят человека, обязательно надевают варежки или перчатки.

В новых вещах нельзя хоронить, а если все-таки, например, у человека старых нет, мы режем. Купили мы ему, например, брюки и ножницами порезали. Или делают дырки, чтобы он в новой одежде не умер. Почему так говорят? Если человека хороним в новой одежде, он не может носить эту одежду, эта одежда до него не доходит. У нас разговор такой. Нельзя человека хоронить у нас, у марийцев, в новой одежде. Сколько во сне снится: "Галоши не мои, я босиком хожу"».

***

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

Сейчас в марийской одежде хоронят только людей старшего поколения — тех, кто ходит в костюме при жизни и специально откладывает его на похороны. Другие вещи покойного, не надетые на тело и не положенные в гроб, подвешивают на три года — в доме или на дерево у могилы.

***

Аня Максимова, деревня Усть-Маш, Свердловская область:

«В гроб что кладут — подушку делают из веников, из листьев веника березового, потом одевают, что есть, да положат. Если женщина (мужчине все равно), на нее кладут специальный ниже колена и до подбородка материал и нитки трех цветов — черные, оранжевые и зеленые, чтобы качаться на качелях, у нас говорят. Потом сверху укрывают покрывалом или чем — и все. Еще одежду взамен, переодеваться-то.

Носки, варежки. Деньги кладут в мешочки — под пазуху туда. На левую пазуху кладут блинчики, специально пекут, а на правую пазуху — деньги. Чтобы деньги были, взаймы не просили ни у кого, без денег-то куда? Три палки кладут для того, чтобы пугать собаку, змею и когда в гору подниматься. Вот, для этого… Окошко делают. Молодежь-то ведь не знает сейчас — заставляем делать».

***

После похорон с умершими регулярно поддерживается связь. Для этого есть, во-первых, специальные праздники, когда они приходят погостить в деревню и возвращаются обратно, а во-вторых — сны. Главный марийский праздник — Кугече, или марийская Пасха. Кугече приходится на весну и справляется несколько дней, которые строго расписаны: в некоторые дни нельзя работать и топить печь, в другие нужно ходить в баню и готовить еду. Апогей Кугече — четверг, время перед самым рассветом, когда покойники посещают родные дома, где их нужно угощать любимой едой, а также яйцами, лепешками и самогоном.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиКугече, деревня Сызганка, Пермский край, 2018.

Следующее важное событие в потусторонней жизни покойного происходит на сороковой день. В некоторых деревнях — на тридцать девятый, и это для марийцев является важным отличием от русской традиции. Этот день до сих пор называют «свадьбой» — моментом окончательного перехода на тот свет, где покойники должны начать новую жизнь, не связанную с земной, снова жениться или выйти замуж. Поэтому умерших хоронят не по семьям, а по родам — то есть рядом с родителями, а не с супругами. На тридцать девятый или сороковой день родственники снова едут на кладбище, где сначала кормят покойного, после чего «везут» его домой погостить. Чтобы покормить, нужно не только положить еду, но и сказать «шужо» («это тебе», «пусть до тебя дойдет») и назвать имя. «Говорят, что если имя не назвать, то угощение может не дойти — тот, кто на том свете их распределяет, не будет знать, кому его отдать», — сказали нам в деревне Верхний Потам.

В деревне Андрейково нам рассказали, что на сороковой день у изголовья могилы оставляют еду для мертвых. Ее кладут на маленькие трехногие столики, рядом с которыми ставят маленькие стулья. Это специальная мебель для мертвых, которая не должна быть похожа на обычную, поэтому у столов и стульев по три ножки. Там же, на могилах, оставляют ведра с пробитым дном, «чтобы на том свете легче было воду носить».

***

Наталья Шуматова, деревня Артимейкова, Свердловская область:

«Муж умер... И вот 40 дней тело живет. Мы это тело кормим каждый день, каждое утро. Горячей пищей. Только уже за порогом. Вот у нас главная штакетина — основатель, матка дома, на которой лежат доски, потолок держится и за нее гостям можно, живым. А дальше — это уже другой силе, которая уже ушла, мертвецам, по крайней мере. И вот мы ставим сюда полотенчико, свечку зажигаем, горячий чай, горячий суп, кашу, что угодно, но только горячее. Сигаретку зажигаем, и рюмочку водки ставим. Все это кормим какое-то время и выкидываем на улицу скотине. На улицу, или как получится, желательно на улицу. Вот 40 дней это идет у нас».

***

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

В начале лета, перед православной Троицей, после нескольких недель, проведенных покойниками в деревне, их провожают обратно на кладбище и празднуют Семик — родительский день. Этот обряд знаком многим горожанам, потому что сохранился лучше всего: рюмка водки с куском хлеба на могиле — это и есть следы Семика, который раньше праздновали не только финно-угры, но и славяне. Сегодняшние деревенские марийцы празднуют его гораздо более интенсивно: крошат на могилу еду, льют самогон, а если покойный курил, то кладут зажженную сигарету.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки9 Мая, кладбище. Деревня Верхний Потам, Свердловская область, 2018

«Свекор ветераном войны был, много пил, — рассказала нам Наталья Шуматова из деревни Артимейкова. — И как-то дочь его говорит: “Вот умрешь, буду приходить к тебе на 9 Мая и выливать целую бутылку водки на могилу!” Так и вышло. Ходит теперь каждый год».

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиНаталья Шуматова, деревня Артимейкова, Свердловская область, 2010. Наталья Шуматова — учительница младших классов, работает в школе в деревне Марийские Карши. Она поет в народном коллективе и чтит марийские обычаи, а также увлекается разнообразной эзотерикой. Одно время она много общалась с парапсихологом из Екатеринбурга, автором нескольких книг, в которых он излагает синтетические эзотерические взгляды на мир

Общение с покойным продолжается до тех пор, пока о человеке помнят — то есть в пределах двух-трех поколений.

Первые три года покойника кормят в день смерти, а старых покойников — то есть тех, кто умер давно, — на Семик и Кугече, а также по специальному требованию, если они доносят его во снах. На то, что родственники не приходят на кладбище во время праздников, а также не участвуют в других деревенских поминках, покойные могут обидеться. О мести мы ни разу не слышали, но нам часто рассказывали, что умершие снятся, жалуются на голод и требуют покормить их.

Сны — канал связи с умершими не такой стабильный, как праздники, но более интимный. Они приходят, чтобы пожаловаться на забвение, просят покормить или убрать на могиле, иногда предупреждают о беде или, наоборот, зовут к себе.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиКладбище. Деревня Верхний Потам, Свердловская область, 2017

За время экспедиций мы собрали коллекцию таких снов. Один покойник регулярно просит вдову принести ему еды — семь лепешек, грибов, капусты. Другая жаловалась детям на проволоку, которая ее окутала, — нужно было убрать искусственные цветы, воткнутые в могилу. Третий сообщал родным, что лежит в воде, — значит, им нужно меньше плакать, вспоминая его. Четвертая приснилась своей племяннице в бигуди и с расческой, и это сообщение было понято как просьба принести эти вещи на могилу, чтобы передать ей.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиАня Максимова рассказывает об умершем муже, который приходит во снах и просит покормить его. Деревня Усть-Маш, Свердловская область

Покойников нужно помнить и уважать их желания, но нельзя допускать слишком близко, потому что, перейдя границу жизни и смерти, они меняют свойства, перестают быть людьми и становятся частью иного мира. Поэтому покойники во снах часто зовут своих родственников к себе или приносят им угощения. Принимать их еду или идти на их зов очень опасно — можно заболеть, попасть в аварию, умереть раньше положенного срока.

Нестандартное поведение при похоронах ведет за собой и проблемное поведение умерших. В деревне Сызганка Пермского края нам рассказывали о похоронах гармониста во время Великой Отечественной войны, с телом которого водили хороводы перед тем, как положить его в могилу. После похорон он снился вдове с жалобами на беспокойство. В 1990-е годы в Верхнем Потаме Свердловской области один деревенский житель, о родовом месте которого не было известно, был похоронен рядом с родом жены. Он снился родственникам с сообщением о том, что не может найти свое место на том свете. Однако марийцы никогда не перезахоранивают покойников, поэтому жалоба не могла быть удовлетворена.

Похоронные ритуалы, кормление покойников по праздникам и по требованию, сны — неотъемлемая часть деревенской жизни современных уральских марийцев. За пределами деревни, где тоже живут марийцы, такой интенсивной связи с предками нет. Покойные не путешествуют по планете и не становятся безымянными привидениями, как в кино или в комиксах. Они лежат на деревенском кладбище и приходят гостить в свои дома, но не выходят за магическую территорию деревни.

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водки

В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми Свердловская, чтобы, кладбище, кладут, смерти, нужно, время, деревне, приходят, после, марийцы, более, покормить, деревня, область, когда, также, Артимейкова, Деревня, водкиДеревня Артимейкова, Свердловская область, 2017

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]