Байга: люди-панды, которых не заставить работать
---
Этот индийский народ, имеет прекрасное второе название – панда. Вот только характер у них далеко не плюшевый. Можно сказать, что он у них даже крутой. Но интересно не это, а их образ жизни, который пока еще, каким-то чудом, уцелел.
Всего их около 15–20 тысяч, но точную цифру назвать сложно, ибо в Индии в этом плане вообще все очень приблизительно. К тому же байга-панда живут в центральной части страны в глухих лесах.
Казалось бы, лесные жители должны заниматься охотой и собирательством, но байга делают ставку на земледелие. Они вырубают в лесах небольшие участки и просто разбрасывают на них семена возделываемых растений. Землю они никогда не пашут, поскольку считают, что она их мать, и пахать ее – все равно, что грудь ей расцарапать.
Из этого нетрудно сделать вывод, что в основе их мировоззрения лежит анимизм – вера в то, что у всего сущего есть душа. В свою очередь такие взгляды привели их к выводу, что нельзя требовать от Земли, чтобы она каждый раз давала урожаи из одного и того же участка. Их нужно менять, чтобы мать не истощалась.
Соответственно, каждые несколько лет байга меняют место жительства и переходят на новое место. Казалось бы, такой подход должен был бы привести к планомерному уничтожению леса, который вырубают то тут, то там. Но на деле он, напротив, способствует его сохранению: как-никак – метод, проверенный веками.
Помимо выращивания растений, байга еще занимаются охотой и собирательством, но чего они точно не желают делать – так это работать на других. На себя они смотрят как на часть леса, где они равны со всей живностью, а батрачить для них унизительно, хотя это постепенно и проникает в их жизнь. Одним словом, байга никогда не станет унижаться до того, чтобы кланяться перед кем-то и подобострастно шептать «Саиб! Саиб!».
Индуизм с его варварской кастовой системой им неводом: вероятно, они еще и по этой причине неохотно контактируют с другими народами Индии, которые в основной своей массе все еще смотрят друг на друга через призму касты. Ну а тот, кто вне касты, для них хуже неприкасаемого.
Неизвестно, какова история взаимоотношений байга с другими народами, но не исключено, что некогда контакты были плотными и этот народ смог понять, как на них смотрят остальные индусы. Как бы там ни было, но теперь общаться с не-байга для них считается преступлением.
Образ жизни у них сильно отличается от жизни соседей, что и не удивительно, учитывая разницу в религии. Когда и их семье кто-то умирает, семья перебирается в другой дом, оставляя старый. Кроме этого племя прославилось своими татуировками. Только делают их не мужчины, а, в основном, женщины. Они настолько увлечены этим занятием, что оно успело стать чем-то вроде спортивного состязания.
Для тату годятся любые части тела, и у байга есть даже татуировщицы, которые специализируются почти исключительно на этом деле. Свои секреты и навыки они передают из поколения в поколение, и даже знают, в какой деревне какие тату наиболее востребованы. У байга даже есть своеобразный сезон татуировок, начинающийся с холодами и заканчивающийся летом. Это и понятно: когда работы становится меньше, можно предаться разукрашиванию себя любимых.
Примерно 50 лет назад индийские власти стали принудительно выселять байга из их исконных мест обитания. Формально это объяснялось желанием сохранить популяцию тигров. Правда, байга веками жили рядом с тиграми и последние почему-то не вывелись, но это упорно не принимается к сведению, как и то, что перемещенные семейства сталкиваются с серьезным кризисом.
Некоторые утверждают, что забота о тиграх – лишь удобный предлог. Истинной же целью является стремление завладеть территориями байга, а самих их в конце концов превратить в батраков. И проще всего это сделать, выселив байга подальше и лишив их своей племенной идентичности.
Правда, индийское законодательство запрещает скупку таких земель, но в любом законе можно найти лазейку, а уровень коррупции в Индии столь высок, что нарушать закон можно порой безо всяких лазеек. Главное – связи. У чиновников они есть, а у байга – отсутствуют.
Всего их около 15–20 тысяч, но точную цифру назвать сложно, ибо в Индии в этом плане вообще все очень приблизительно. К тому же байга-панда живут в центральной части страны в глухих лесах.
Казалось бы, лесные жители должны заниматься охотой и собирательством, но байга делают ставку на земледелие. Они вырубают в лесах небольшие участки и просто разбрасывают на них семена возделываемых растений. Землю они никогда не пашут, поскольку считают, что она их мать, и пахать ее – все равно, что грудь ей расцарапать.
Из этого нетрудно сделать вывод, что в основе их мировоззрения лежит анимизм – вера в то, что у всего сущего есть душа. В свою очередь такие взгляды привели их к выводу, что нельзя требовать от Земли, чтобы она каждый раз давала урожаи из одного и того же участка. Их нужно менять, чтобы мать не истощалась.
Соответственно, каждые несколько лет байга меняют место жительства и переходят на новое место. Казалось бы, такой подход должен был бы привести к планомерному уничтожению леса, который вырубают то тут, то там. Но на деле он, напротив, способствует его сохранению: как-никак – метод, проверенный веками.
Помимо выращивания растений, байга еще занимаются охотой и собирательством, но чего они точно не желают делать – так это работать на других. На себя они смотрят как на часть леса, где они равны со всей живностью, а батрачить для них унизительно, хотя это постепенно и проникает в их жизнь. Одним словом, байга никогда не станет унижаться до того, чтобы кланяться перед кем-то и подобострастно шептать «Саиб! Саиб!».
Индуизм с его варварской кастовой системой им неводом: вероятно, они еще и по этой причине неохотно контактируют с другими народами Индии, которые в основной своей массе все еще смотрят друг на друга через призму касты. Ну а тот, кто вне касты, для них хуже неприкасаемого.
Неизвестно, какова история взаимоотношений байга с другими народами, но не исключено, что некогда контакты были плотными и этот народ смог понять, как на них смотрят остальные индусы. Как бы там ни было, но теперь общаться с не-байга для них считается преступлением.
Образ жизни у них сильно отличается от жизни соседей, что и не удивительно, учитывая разницу в религии. Когда и их семье кто-то умирает, семья перебирается в другой дом, оставляя старый. Кроме этого племя прославилось своими татуировками. Только делают их не мужчины, а, в основном, женщины. Они настолько увлечены этим занятием, что оно успело стать чем-то вроде спортивного состязания.
Для тату годятся любые части тела, и у байга есть даже татуировщицы, которые специализируются почти исключительно на этом деле. Свои секреты и навыки они передают из поколения в поколение, и даже знают, в какой деревне какие тату наиболее востребованы. У байга даже есть своеобразный сезон татуировок, начинающийся с холодами и заканчивающийся летом. Это и понятно: когда работы становится меньше, можно предаться разукрашиванию себя любимых.
Примерно 50 лет назад индийские власти стали принудительно выселять байга из их исконных мест обитания. Формально это объяснялось желанием сохранить популяцию тигров. Правда, байга веками жили рядом с тиграми и последние почему-то не вывелись, но это упорно не принимается к сведению, как и то, что перемещенные семейства сталкиваются с серьезным кризисом.
Некоторые утверждают, что забота о тиграх – лишь удобный предлог. Истинной же целью является стремление завладеть территориями байга, а самих их в конце концов превратить в батраков. И проще всего это сделать, выселив байга подальше и лишив их своей племенной идентичности.
Правда, индийское законодательство запрещает скупку таких земель, но в любом законе можно найти лазейку, а уровень коррупции в Индии столь высок, что нарушать закон можно порой безо всяких лазеек. Главное – связи. У чиновников они есть, а у байга – отсутствуют.
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]