Боевой ветеран. Бомбардировщик В-52 чуть не погубил свою страну
10.12.2019 3 540 0 +119 Agagrinn

Боевой ветеран. Бомбардировщик В-52 чуть не погубил свою страну

---
+119
В закладки
60 лет — возраст выхода на пенсию. Но это у людей, военная техника редко доживает до столь почтенных лет. Некоторые ее образцы снимаются с вооружения всего через 10-15 лет после начала их эксплуатации.

Боевой ветеран. Бомбардировщик В-52 чуть не погубил свою страну время, самолетов, бомбардировщиков, операции, бомбы, самолета, территории, ракет, крылатых, вооружение, самолеты, системы, боевых, войны, Вьетнама, четыре, восемь, против, ракетами, совершили

Рекорд по «долгожительству» среди боевых самолетов принадлежит американскому сверхдальнему стратегическому бомбардировщику-ракетоносецу В-52 Stratofortress — «Стратосферная крепость». В феврале этого года он отпраздновал шестидесятилетие начала своей службы в ВВС США. И, судя по всему, американский ветеран на пенсию не собирается — по данным Пентагона, он будет состоять в составе военной авиации США как минимум до 2040 года.

Носитель ядерной смерти

Первый из трех предсерийных самолетов В-52А, предназначенных для эксплуатационных испытаний, совершил полет 5 августа 1954 года. По замыслу заказчиков из Пентагона, новый сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец должен был сменить уже используемые ВВС США бомбардировщики В-36 и В-47. Дело в том, что заказчики потребовали создать самолет, который мог бы, стартовав с базы на территории США, достичь с грузом атомных или водородных бомб территории СССР — главного тогда противника Америки. Это во время войны, а в мирное время эти самолеты должны были нести постоянное боевое дежурство с ядерным оружием на борту, патрулируя границы СССР.

По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолетов В-52 различных модификаций, размещенных на 38 авиабазах. В-52 стояли на вооружении 42-й эскадрильи США. К 1978 году парк самолетов сократился до 574 единиц. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолеты модификации B-52G были сняты с вооружения. У Стратегического авиационного командования остались только 85 самолетов модификации В-52Н. На авиабазе Дэвис-Монтан (штат Аризона) началось уничтожение 350 самолетов В-52 согласно Договору по СНВ, подписанному с СССР. Специальная «гильотина» разрезает самолет на пять частей.

С июля 2008 года начато дальнейшее сокращение парка самолетов В-52Н. В ВВС США останется 75 бомбардировщиков В-52Н, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.

Первые B-S2B поступили в феврале 1955 года на вооружение 93-го бомбардировочного крыла Стратегического авиационного командования, они дислоцировались на авиабазе Кэсл, штат Калифорния. Но в качестве стратегических бомбардировщиков было построено всего тринадцать машин. Десять использовались для подготовки экипажей и не вооружались, а двадцать семь выпустили в варианте разведчиков. Эти машины получили обозначение RB-52B. Всего же было построено 744 бомбардировщика В-52. Последний В-52Н с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода фирмы «Боинг» 26 октября 1962 года.

Как он устроен

Бомбардировщик В-52 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным высокорасположенным крылом большого удлинения и стреловидным вертикальным оперением.

Два летчика, штурман, оператор системы РЭБ, бортинженер и оператор навигационной системы размещаются в двухпалубной кабине в носу самолета. Стрелок на ранних модификациях самолета размещался в отдельной кабине в хвостовой части самолета. В настоящее время весь экипаж самолета сосредоточен в носовой кабине. Все члены экипажа снабжены катапультными креслами.

Шасси велосипедного типа — то есть такие, где две главные опоры расположены в фюзеляже, а боковые поддерживающие опоры крепятся по бокам (обычно на законцовках крыла). У В-52 четыре основные двухколесные стойки и две вспомогательные стойки на концах крыльев. Правые стойки убираются назад, левые — вперед. При посадке все колеса касаются ВПП одновременно.

При размещении в ангарах киль самолета может складываться вправо на шарнирном узле. Имеется топливоприемник системы дозаправки в воздухе при помощи телескопической штанги.

Вооружение размещается в специальном отсеке (длина 8,5 м, ширина 1,8 м) и на двух подкрыльевых пилонах (между фюзеляжем и внутренними парами двигателей). Стратегическое бомбовое вооружение включает термоядерные бомбы В53 (1,45 Кт), В61 (селективная мощность 10-500 Кт) и В83 (селективная мощность 1-2 Мт). Максимальное число ядерных бомб на борту самолета согласно российско-американским договоренностям не должно превышать 10 единиц.

Ракетное вооружение состоит из 10 стратегических крылатых ракет AGM-86B (максимальная дальность пуска 2500 км) или AGM-129 (3500 км). Такое число крылатых ракет также регламентировано российско-американскими договоренностями, однако в случае необходимости после дооборудования каждый самолет может взять на борт до 20 крылатых ракет AGM-86B (12 под крылом и восемь в грузоотсеке) или 16 AGM-129 (четыре в грузоотсеке). Стратегические крылатые ракеты оснащены ядерной БЧ W80 (200 Кт).

Для поражения особо важных целей в неядерном конфликте В-52Н оснащен тактическими крылатыми ракетами AGM-86C (дальность пуска 1200 км).

Часть самолетов вооружается противокорабельными ракетами AGM-84 «Гарпун» (восемь на внутренней подвеске) или четырьмя ракетами класса «воздух — поверхность» AGM-142 «Рэптор» (четыре под крылом).

Обычное бомбовое вооружение включает свободно падающие бомбы Мк82 (масса 225 кг). Ml 17 (340 кг), Мк83 (450 кг) и Мк84 (910 кг), РБК CBU.87, CBU.89, CBU.97, морские мины Мк.55, Мк.56, Мк.36, Мк.62, Мк.63 и Мк.64. Вариант типовой боевой нагрузки включает 24 бомбы Мк82 или восемь бомб Мк84, размещенных в отсеке вооружения.

Стрелковое оборонительное вооружение располагалось на хвостовой турели и включало на самолете B-52G четыре пулемета «Браунинг МЗ» (12,7 мм, 4×600 патронов), а на В-52Н — одну шестиствольную пушку М61А1 (20 мм, 1200 патронов). В 1991 году было принято решение вывести стрелка из числа штатных членов экипажа, а в дальнейшем на самолетах пушки были демонтированы.

Участник всех конфликтов

Бомбардировщики В-52 впервые «понюхали пороха» во время американской агрессии против Вьетнама. Первый свой боевой вылет В-52 совершили в 1965 году.

Поначалу «Стратофортрессы» безнаказанно бомбили Вьетнам, Лаос и Камбоджу, превращая в «лунный ландшафт» их города и поселки. У средств ПВО этих стран тогда еще не было оружия, которое могло бы «достать» американские бомбардировщики. Но вскоре все изменилось.

Во время массированных бомбардировок Вьетнама в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15 237 тонн бомб на Ханой, Хайфон и другие цели на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 В-52. Большая часть уничтоженных стратегических бомбардировщиков была записана на счет ракетных частей ПВО Вьетнама. В свою очередь, за время войны стрелками B-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 г. и 24 декабря 1972 г. Последний боевой вылет бомбардировщиков В-52 был совершен 15 августа 1973 года.

Всего за семь лет войны самолеты В-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).

В войне антииракской коалиции в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, совершивших 1624 боевых вылета. Огромная бомбовая нагрузка этих самолетов обеспечила почти 40 процентов веса всех бомб, сброшенных авиацией объединенных сил на Ирак. Один В-52 при этом был потерян.

В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика В-52Н выпустили тринадцать крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34-часовой полет по замкнутому маршруту: авиабаза Андерсен (остров Гуам) — Багдад — авиабаза Андерсен.

В 1998 году самолеты В-52 участвовали в операции «Лиса пустыни» — бомбежке военных объектов на территории Ирака, в 1999 году — в операции «Союзная сила» (НАТО против Югославии), в 2001 году во время войны против афганских талибов. С большой высоты В-52 бомбили территорию Афганистана, не особенно разбирая, на чьи головы сыпались сброшенные ими бомбы. Американцы позднее сами признались, что большинство погибших во время этих налетов — мирные жители.

В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около сотни крылатых ракет AGM-86 по Ираку.

Постоянное совершенствование вооружения и оборудования, оснащение новейшими системами, дающими возможность действовать на сверхмалых высотах, позволили этому самолету сохранить свою ценность и в XXI веке. На сегодняшний день любой находящийся в строю В-52 имеет возраст более полувека. Планируется иметь на вооружении В-52Н вплоть до 83-летнего возраста к 2040 году — до полной выработки ресурса планера.

ОПАСЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДЛЯ СВОИХ

Так уж получилось, что как носитель ядерного оружия бомбардировщик В-52 был больше опасен для своих, чем для потенциальных противников. Вот список ЧП, когда в эпизодах с участием В-52 США получали реальный шанс оказаться в Красной книге.

24 января 1961 года В-52 с двумя термоядерными бомбами W39 (каждая мощностью 3,8 мегатонны — в 280 раз больше, чем у бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму) потерпел аварию у города Голдсборо (Северная Каролина). Одна из бомб на парашюте приземлилась практически неповрежденной, а вторая упала в болото и разрушилась. Как ни странно, самую большую опасность представляла бомба, которая благополучно совершила мягкую посадку. Выяснилось, что при срабатывании парашютной системы отключились также три из четырех предохранителей, приведя бомбу в боевую готовность. Лишь благодаря последнему из четырех предохранителей — низковольтному переключателю — удалось избежать катастрофы. Если бы боевое устройство все же сработало, погибли бы миллионы жителей США. В зону поражения попадали такие мегаполисы Восточного побережья Америки, как Вашингтон, Балтимор и Филадельфия.

В 1966 году «Стратофортресс» с четырьмя водородными бомбами (каждая по 1,45 мегатонны) столкнулся с самолетом-заправщиком у берегов Испании и «уронил» свой груз в районе рыбацкого поселка Паломарес. Первая бомба была обнаружена сразу. Еще две бомбы были найдены чуть позднее. В них произошла детонация обычного взрывчатого вещества, что привело к радиоактивному заражению территории площадью около 2 кв. км.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]