Боевой ветеран. Бомбардировщик В-52 чуть не погубил свою страну
---
60 лет — возраст выхода на пенсию. Но это у людей, военная техника редко доживает до столь почтенных лет. Некоторые ее образцы снимаются с вооружения всего через 10-15 лет после начала их эксплуатации.
Рекорд по «долгожительству» среди боевых самолетов принадлежит американскому сверхдальнему стратегическому бомбардировщику-ракетоносецу В-52 Stratofortress — «Стратосферная крепость». В феврале этого года он отпраздновал шестидесятилетие начала своей службы в ВВС США. И, судя по всему, американский ветеран на пенсию не собирается — по данным Пентагона, он будет состоять в составе военной авиации США как минимум до 2040 года.
Носитель ядерной смерти
Первый из трех предсерийных самолетов В-52А, предназначенных для эксплуатационных испытаний, совершил полет 5 августа 1954 года. По замыслу заказчиков из Пентагона, новый сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец должен был сменить уже используемые ВВС США бомбардировщики В-36 и В-47. Дело в том, что заказчики потребовали создать самолет, который мог бы, стартовав с базы на территории США, достичь с грузом атомных или водородных бомб территории СССР — главного тогда противника Америки. Это во время войны, а в мирное время эти самолеты должны были нести постоянное боевое дежурство с ядерным оружием на борту, патрулируя границы СССР.
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолетов В-52 различных модификаций, размещенных на 38 авиабазах. В-52 стояли на вооружении 42-й эскадрильи США. К 1978 году парк самолетов сократился до 574 единиц. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолеты модификации B-52G были сняты с вооружения. У Стратегического авиационного командования остались только 85 самолетов модификации В-52Н. На авиабазе Дэвис-Монтан (штат Аризона) началось уничтожение 350 самолетов В-52 согласно Договору по СНВ, подписанному с СССР. Специальная «гильотина» разрезает самолет на пять частей.
С июля 2008 года начато дальнейшее сокращение парка самолетов В-52Н. В ВВС США останется 75 бомбардировщиков В-52Н, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Первые B-S2B поступили в феврале 1955 года на вооружение 93-го бомбардировочного крыла Стратегического авиационного командования, они дислоцировались на авиабазе Кэсл, штат Калифорния. Но в качестве стратегических бомбардировщиков было построено всего тринадцать машин. Десять использовались для подготовки экипажей и не вооружались, а двадцать семь выпустили в варианте разведчиков. Эти машины получили обозначение RB-52B. Всего же было построено 744 бомбардировщика В-52. Последний В-52Н с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода фирмы «Боинг» 26 октября 1962 года.
Как он устроен
Бомбардировщик В-52 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным высокорасположенным крылом большого удлинения и стреловидным вертикальным оперением.
Два летчика, штурман, оператор системы РЭБ, бортинженер и оператор навигационной системы размещаются в двухпалубной кабине в носу самолета. Стрелок на ранних модификациях самолета размещался в отдельной кабине в хвостовой части самолета. В настоящее время весь экипаж самолета сосредоточен в носовой кабине. Все члены экипажа снабжены катапультными креслами.
Шасси велосипедного типа — то есть такие, где две главные опоры расположены в фюзеляже, а боковые поддерживающие опоры крепятся по бокам (обычно на законцовках крыла). У В-52 четыре основные двухколесные стойки и две вспомогательные стойки на концах крыльев. Правые стойки убираются назад, левые — вперед. При посадке все колеса касаются ВПП одновременно.
При размещении в ангарах киль самолета может складываться вправо на шарнирном узле. Имеется топливоприемник системы дозаправки в воздухе при помощи телескопической штанги.
Вооружение размещается в специальном отсеке (длина 8,5 м, ширина 1,8 м) и на двух подкрыльевых пилонах (между фюзеляжем и внутренними парами двигателей). Стратегическое бомбовое вооружение включает термоядерные бомбы В53 (1,45 Кт), В61 (селективная мощность 10-500 Кт) и В83 (селективная мощность 1-2 Мт). Максимальное число ядерных бомб на борту самолета согласно российско-американским договоренностям не должно превышать 10 единиц.
Ракетное вооружение состоит из 10 стратегических крылатых ракет AGM-86B (максимальная дальность пуска 2500 км) или AGM-129 (3500 км). Такое число крылатых ракет также регламентировано российско-американскими договоренностями, однако в случае необходимости после дооборудования каждый самолет может взять на борт до 20 крылатых ракет AGM-86B (12 под крылом и восемь в грузоотсеке) или 16 AGM-129 (четыре в грузоотсеке). Стратегические крылатые ракеты оснащены ядерной БЧ W80 (200 Кт).
Для поражения особо важных целей в неядерном конфликте В-52Н оснащен тактическими крылатыми ракетами AGM-86C (дальность пуска 1200 км).
Часть самолетов вооружается противокорабельными ракетами AGM-84 «Гарпун» (восемь на внутренней подвеске) или четырьмя ракетами класса «воздух — поверхность» AGM-142 «Рэптор» (четыре под крылом).
Обычное бомбовое вооружение включает свободно падающие бомбы Мк82 (масса 225 кг). Ml 17 (340 кг), Мк83 (450 кг) и Мк84 (910 кг), РБК CBU.87, CBU.89, CBU.97, морские мины Мк.55, Мк.56, Мк.36, Мк.62, Мк.63 и Мк.64. Вариант типовой боевой нагрузки включает 24 бомбы Мк82 или восемь бомб Мк84, размещенных в отсеке вооружения.
Стрелковое оборонительное вооружение располагалось на хвостовой турели и включало на самолете B-52G четыре пулемета «Браунинг МЗ» (12,7 мм, 4×600 патронов), а на В-52Н — одну шестиствольную пушку М61А1 (20 мм, 1200 патронов). В 1991 году было принято решение вывести стрелка из числа штатных членов экипажа, а в дальнейшем на самолетах пушки были демонтированы.
Участник всех конфликтов
Бомбардировщики В-52 впервые «понюхали пороха» во время американской агрессии против Вьетнама. Первый свой боевой вылет В-52 совершили в 1965 году.
Поначалу «Стратофортрессы» безнаказанно бомбили Вьетнам, Лаос и Камбоджу, превращая в «лунный ландшафт» их города и поселки. У средств ПВО этих стран тогда еще не было оружия, которое могло бы «достать» американские бомбардировщики. Но вскоре все изменилось.
Во время массированных бомбардировок Вьетнама в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15 237 тонн бомб на Ханой, Хайфон и другие цели на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 В-52. Большая часть уничтоженных стратегических бомбардировщиков была записана на счет ракетных частей ПВО Вьетнама. В свою очередь, за время войны стрелками B-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 г. и 24 декабря 1972 г. Последний боевой вылет бомбардировщиков В-52 был совершен 15 августа 1973 года.
Всего за семь лет войны самолеты В-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).
В войне антииракской коалиции в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, совершивших 1624 боевых вылета. Огромная бомбовая нагрузка этих самолетов обеспечила почти 40 процентов веса всех бомб, сброшенных авиацией объединенных сил на Ирак. Один В-52 при этом был потерян.
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика В-52Н выпустили тринадцать крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34-часовой полет по замкнутому маршруту: авиабаза Андерсен (остров Гуам) — Багдад — авиабаза Андерсен.
В 1998 году самолеты В-52 участвовали в операции «Лиса пустыни» — бомбежке военных объектов на территории Ирака, в 1999 году — в операции «Союзная сила» (НАТО против Югославии), в 2001 году во время войны против афганских талибов. С большой высоты В-52 бомбили территорию Афганистана, не особенно разбирая, на чьи головы сыпались сброшенные ими бомбы. Американцы позднее сами признались, что большинство погибших во время этих налетов — мирные жители.
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около сотни крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
Постоянное совершенствование вооружения и оборудования, оснащение новейшими системами, дающими возможность действовать на сверхмалых высотах, позволили этому самолету сохранить свою ценность и в XXI веке. На сегодняшний день любой находящийся в строю В-52 имеет возраст более полувека. Планируется иметь на вооружении В-52Н вплоть до 83-летнего возраста к 2040 году — до полной выработки ресурса планера.
ОПАСЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДЛЯ СВОИХ
Так уж получилось, что как носитель ядерного оружия бомбардировщик В-52 был больше опасен для своих, чем для потенциальных противников. Вот список ЧП, когда в эпизодах с участием В-52 США получали реальный шанс оказаться в Красной книге.
24 января 1961 года В-52 с двумя термоядерными бомбами W39 (каждая мощностью 3,8 мегатонны — в 280 раз больше, чем у бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму) потерпел аварию у города Голдсборо (Северная Каролина). Одна из бомб на парашюте приземлилась практически неповрежденной, а вторая упала в болото и разрушилась. Как ни странно, самую большую опасность представляла бомба, которая благополучно совершила мягкую посадку. Выяснилось, что при срабатывании парашютной системы отключились также три из четырех предохранителей, приведя бомбу в боевую готовность. Лишь благодаря последнему из четырех предохранителей — низковольтному переключателю — удалось избежать катастрофы. Если бы боевое устройство все же сработало, погибли бы миллионы жителей США. В зону поражения попадали такие мегаполисы Восточного побережья Америки, как Вашингтон, Балтимор и Филадельфия.
В 1966 году «Стратофортресс» с четырьмя водородными бомбами (каждая по 1,45 мегатонны) столкнулся с самолетом-заправщиком у берегов Испании и «уронил» свой груз в районе рыбацкого поселка Паломарес. Первая бомба была обнаружена сразу. Еще две бомбы были найдены чуть позднее. В них произошла детонация обычного взрывчатого вещества, что привело к радиоактивному заражению территории площадью около 2 кв. км.
Рекорд по «долгожительству» среди боевых самолетов принадлежит американскому сверхдальнему стратегическому бомбардировщику-ракетоносецу В-52 Stratofortress — «Стратосферная крепость». В феврале этого года он отпраздновал шестидесятилетие начала своей службы в ВВС США. И, судя по всему, американский ветеран на пенсию не собирается — по данным Пентагона, он будет состоять в составе военной авиации США как минимум до 2040 года.
Носитель ядерной смерти
Первый из трех предсерийных самолетов В-52А, предназначенных для эксплуатационных испытаний, совершил полет 5 августа 1954 года. По замыслу заказчиков из Пентагона, новый сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец должен был сменить уже используемые ВВС США бомбардировщики В-36 и В-47. Дело в том, что заказчики потребовали создать самолет, который мог бы, стартовав с базы на территории США, достичь с грузом атомных или водородных бомб территории СССР — главного тогда противника Америки. Это во время войны, а в мирное время эти самолеты должны были нести постоянное боевое дежурство с ядерным оружием на борту, патрулируя границы СССР.
По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолетов В-52 различных модификаций, размещенных на 38 авиабазах. В-52 стояли на вооружении 42-й эскадрильи США. К 1978 году парк самолетов сократился до 574 единиц. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолеты модификации B-52G были сняты с вооружения. У Стратегического авиационного командования остались только 85 самолетов модификации В-52Н. На авиабазе Дэвис-Монтан (штат Аризона) началось уничтожение 350 самолетов В-52 согласно Договору по СНВ, подписанному с СССР. Специальная «гильотина» разрезает самолет на пять частей.
С июля 2008 года начато дальнейшее сокращение парка самолетов В-52Н. В ВВС США останется 75 бомбардировщиков В-52Н, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Первые B-S2B поступили в феврале 1955 года на вооружение 93-го бомбардировочного крыла Стратегического авиационного командования, они дислоцировались на авиабазе Кэсл, штат Калифорния. Но в качестве стратегических бомбардировщиков было построено всего тринадцать машин. Десять использовались для подготовки экипажей и не вооружались, а двадцать семь выпустили в варианте разведчиков. Эти машины получили обозначение RB-52B. Всего же было построено 744 бомбардировщика В-52. Последний В-52Н с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода фирмы «Боинг» 26 октября 1962 года.
Как он устроен
Бомбардировщик В-52 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным высокорасположенным крылом большого удлинения и стреловидным вертикальным оперением.
Два летчика, штурман, оператор системы РЭБ, бортинженер и оператор навигационной системы размещаются в двухпалубной кабине в носу самолета. Стрелок на ранних модификациях самолета размещался в отдельной кабине в хвостовой части самолета. В настоящее время весь экипаж самолета сосредоточен в носовой кабине. Все члены экипажа снабжены катапультными креслами.
Шасси велосипедного типа — то есть такие, где две главные опоры расположены в фюзеляже, а боковые поддерживающие опоры крепятся по бокам (обычно на законцовках крыла). У В-52 четыре основные двухколесные стойки и две вспомогательные стойки на концах крыльев. Правые стойки убираются назад, левые — вперед. При посадке все колеса касаются ВПП одновременно.
При размещении в ангарах киль самолета может складываться вправо на шарнирном узле. Имеется топливоприемник системы дозаправки в воздухе при помощи телескопической штанги.
Вооружение размещается в специальном отсеке (длина 8,5 м, ширина 1,8 м) и на двух подкрыльевых пилонах (между фюзеляжем и внутренними парами двигателей). Стратегическое бомбовое вооружение включает термоядерные бомбы В53 (1,45 Кт), В61 (селективная мощность 10-500 Кт) и В83 (селективная мощность 1-2 Мт). Максимальное число ядерных бомб на борту самолета согласно российско-американским договоренностям не должно превышать 10 единиц.
Ракетное вооружение состоит из 10 стратегических крылатых ракет AGM-86B (максимальная дальность пуска 2500 км) или AGM-129 (3500 км). Такое число крылатых ракет также регламентировано российско-американскими договоренностями, однако в случае необходимости после дооборудования каждый самолет может взять на борт до 20 крылатых ракет AGM-86B (12 под крылом и восемь в грузоотсеке) или 16 AGM-129 (четыре в грузоотсеке). Стратегические крылатые ракеты оснащены ядерной БЧ W80 (200 Кт).
Для поражения особо важных целей в неядерном конфликте В-52Н оснащен тактическими крылатыми ракетами AGM-86C (дальность пуска 1200 км).
Часть самолетов вооружается противокорабельными ракетами AGM-84 «Гарпун» (восемь на внутренней подвеске) или четырьмя ракетами класса «воздух — поверхность» AGM-142 «Рэптор» (четыре под крылом).
Обычное бомбовое вооружение включает свободно падающие бомбы Мк82 (масса 225 кг). Ml 17 (340 кг), Мк83 (450 кг) и Мк84 (910 кг), РБК CBU.87, CBU.89, CBU.97, морские мины Мк.55, Мк.56, Мк.36, Мк.62, Мк.63 и Мк.64. Вариант типовой боевой нагрузки включает 24 бомбы Мк82 или восемь бомб Мк84, размещенных в отсеке вооружения.
Стрелковое оборонительное вооружение располагалось на хвостовой турели и включало на самолете B-52G четыре пулемета «Браунинг МЗ» (12,7 мм, 4×600 патронов), а на В-52Н — одну шестиствольную пушку М61А1 (20 мм, 1200 патронов). В 1991 году было принято решение вывести стрелка из числа штатных членов экипажа, а в дальнейшем на самолетах пушки были демонтированы.
Участник всех конфликтов
Бомбардировщики В-52 впервые «понюхали пороха» во время американской агрессии против Вьетнама. Первый свой боевой вылет В-52 совершили в 1965 году.
Поначалу «Стратофортрессы» безнаказанно бомбили Вьетнам, Лаос и Камбоджу, превращая в «лунный ландшафт» их города и поселки. У средств ПВО этих стран тогда еще не было оружия, которое могло бы «достать» американские бомбардировщики. Но вскоре все изменилось.
Во время массированных бомбардировок Вьетнама в ходе операции Linebacker II в 1972 году бомбардировщики В-52 за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15 237 тонн бомб на Ханой, Хайфон и другие цели на территории Северного Вьетнама. В этой операции были потеряны 15 В-52. Большая часть уничтоженных стратегических бомбардировщиков была записана на счет ракетных частей ПВО Вьетнама. В свою очередь, за время войны стрелками B-52D было заявлено об уничтожении двух вьетнамских истребителей МиГ-21: 18 декабря 1972 г. и 24 декабря 1972 г. Последний боевой вылет бомбардировщиков В-52 был совершен 15 августа 1973 года.
Всего за семь лет войны самолеты В-52 совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков (из них 18 — в результате действий противника).
В войне антииракской коалиции в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков B-52G, совершивших 1624 боевых вылета. Огромная бомбовая нагрузка этих самолетов обеспечила почти 40 процентов веса всех бомб, сброшенных авиацией объединенных сил на Ирак. Один В-52 при этом был потерян.
В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика В-52Н выпустили тринадцать крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34-часовой полет по замкнутому маршруту: авиабаза Андерсен (остров Гуам) — Багдад — авиабаза Андерсен.
В 1998 году самолеты В-52 участвовали в операции «Лиса пустыни» — бомбежке военных объектов на территории Ирака, в 1999 году — в операции «Союзная сила» (НАТО против Югославии), в 2001 году во время войны против афганских талибов. С большой высоты В-52 бомбили территорию Афганистана, не особенно разбирая, на чьи головы сыпались сброшенные ими бомбы. Американцы позднее сами признались, что большинство погибших во время этих налетов — мирные жители.
В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около сотни крылатых ракет AGM-86 по Ираку.
Постоянное совершенствование вооружения и оборудования, оснащение новейшими системами, дающими возможность действовать на сверхмалых высотах, позволили этому самолету сохранить свою ценность и в XXI веке. На сегодняшний день любой находящийся в строю В-52 имеет возраст более полувека. Планируется иметь на вооружении В-52Н вплоть до 83-летнего возраста к 2040 году — до полной выработки ресурса планера.
ОПАСЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДЛЯ СВОИХ
Так уж получилось, что как носитель ядерного оружия бомбардировщик В-52 был больше опасен для своих, чем для потенциальных противников. Вот список ЧП, когда в эпизодах с участием В-52 США получали реальный шанс оказаться в Красной книге.
24 января 1961 года В-52 с двумя термоядерными бомбами W39 (каждая мощностью 3,8 мегатонны — в 280 раз больше, чем у бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму) потерпел аварию у города Голдсборо (Северная Каролина). Одна из бомб на парашюте приземлилась практически неповрежденной, а вторая упала в болото и разрушилась. Как ни странно, самую большую опасность представляла бомба, которая благополучно совершила мягкую посадку. Выяснилось, что при срабатывании парашютной системы отключились также три из четырех предохранителей, приведя бомбу в боевую готовность. Лишь благодаря последнему из четырех предохранителей — низковольтному переключателю — удалось избежать катастрофы. Если бы боевое устройство все же сработало, погибли бы миллионы жителей США. В зону поражения попадали такие мегаполисы Восточного побережья Америки, как Вашингтон, Балтимор и Филадельфия.
В 1966 году «Стратофортресс» с четырьмя водородными бомбами (каждая по 1,45 мегатонны) столкнулся с самолетом-заправщиком у берегов Испании и «уронил» свой груз в районе рыбацкого поселка Паломарес. Первая бомба была обнаружена сразу. Еще две бомбы были найдены чуть позднее. В них произошла детонация обычного взрывчатого вещества, что привело к радиоактивному заражению территории площадью около 2 кв. км.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]