Этот день в авиации. 10 декабря
---
1907 — Дата основания Запорожского ОАО «Мотор Сич».
До декабря 1915 года на нем производились сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнялись различные виды механической обработки, отливали чугун и медь. В декабре 1915 года акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило профиль его производственной деятельности.
В ноябре 1916 г. был собран первый шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Дека» М-100.
С этого времени на заводе освоили производство и длительное время выпускали широкую гамму поршневых двигателей: М-6, М-11, М-22, М-85, М-86, М-87, М-88, АШ-82ФН, АШ-62ИР, которые не уступали, а в ряде случаев превосходили лучшие мировые аналоги того времени.
В 1953 г. на заводе начали изготовливать реактивные двигатели РД-45, РД-500, положившие начало наступлению эры газотурбинных двигателей. Представителями нового поколения явились турбовинтовые двигатели АИ-20 (1957 г.) и АИ-24 (1962 г.) конструкции А. Г. Ивченко, различные модификации которых эксплуатируются до настоящего времени. В 1967 г. на заводе началось освоение производства двухконтурных турбореактивных двигателей и последовательно были запущены в серию двигатели АИ-25, АИ-25ТЛ, Д-36, Д-18Т, Д-436Т1/ТП.
Газотурбинные турбовальные двигатели семейств ТВЗ-117, ВК-1500, ВК-2500 вместе с Д-136 поднимают в небо вертолеты с марками «Ми», «Ка».
В 1995 г. предприятие преобразовано в открытое акционерное общество « Мотор Сич». В настоящее время на предприятии серийно производятся авиационные двигатели: Д-27, АИ-22, АИ-222, ВК-1500, АИ-450, Д-36 сер. 4А,
Д-436-148, АИ-25ТЛШ для самолетов Ан-70, Ту-324, Як-48, Як-130, L-159, Ан-3, Ан-38, Бе-132МК, Ан-74ТК-300, Ан-148, вертолета Ка-226, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Ан-2, Ми-2, L-39.
1908 — Первый полет «бесхвостки» со стреловидным крылом. Джон Данн в 1908 году представил ряд так называемых «моторных планеров». Наиболее успешная модель D4 совершила первый полет на высоту 120 футов 10 декабря 1908 года в Великобритании.
1910 — Первый в мире подлет реактивного летательного аппарата. Совершает его румын Анри КОАНДА на обычном аэроплане, оснащенном 50-сильным мотором, выдававшим 1000 об/минуту и создающим необходимую тягу. Самолёт использовал четырёхцилиндровый поршневой двигатель Клерже для привода компрессора, который должен был приводить в движение самолет за счет всасывания воздуха на входе в компрессор и создания потока воздуха на выходе. Вращающий момент через редуктор передавался на компрессор, диск которого вращался со скоростью 4000 об/мин. Перед компрессором был установлен обтюратор, предназначенный для контроля за двигателем. Камера сгорания представляла собой два сегмента кольца, установленных с обеих сторон фюзеляжа. Воздух закачивался компрессором в камеру сгорания, где происходило горение паров бензина; эти газы, двигаясь вдоль фюзеляжа назад, создавали реактивный момент. Но не только этим был славен самолет Коанды: впервые силовые элементы крыла и конструкция их крепления к фюзеляжу были выполнены из стали вместо дерева, а крыло оборудовано механизацией для увеличения подъемной силы, которая представляла из себя отклоняемые поверхности, увеличивающие подъемную силу и критический угол атаки крыла. Бензобак и масляный бак находились внутри верхнего крыла, значительно большего нижнего и находившегося от него на максимально большом расстоянии для уменьшения взаимного воздействия. Коанда запатентовал эту технологию во Франции в 1910 году и в Великобритании и Швейцарии в 1911 году. Первый полет, к сожалению, не удался. При увеличении оборотов двигателя самолет быстро взлетел и Анри потерял управление, так как не имел опыта пилотирования; самолет потерял скорость, задел крылом землю и загорелся. Анри при ударе выпал, но не пострадал, однако машина была уничтожена пожаром. Коанда не смог получить финансирования для продолжения работ, так что развитие его идеи получили только в конце 30-х годов.
Однако «Coanda-1910» считается одним из предшественников реактивной авиации.
1914 — (23 декабря н.ст.) Утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Находилось Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего в Ставке Верховного главнокомандующего.
1917 — Родился лётчик-истребитель дважды Герой Советского Союза Д. Б. Глинка, гвардии полковник (1951). Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. Воевал в составе 45 (100 гв.) иап. Совершил около 300 боевых вылетов, в 90 воздушных боях сбил 50 самолётов противника.
1917 — Первый полёт самолёта предназначенного для непосредственной поддержки войск Junkers J.8. Хуго Юнкерс начал работы по создания самолета непосредственной поддержки войск на базе моноплана J.7. По сравнению с J.7 Junkers J.8 имел более длинный фюзеляж для размещения наблюдателя и крылья увеличенного размера для возможности полета на более медленных скоростях над полем боя. J.8 был готов всего через три месяца после первого полета J.7. 10 декабря 1917 года он поднялся в воздух пилотируемый Арведом фон Шмидтом.
1918 — Родился Н. А. Семихатов. Крупный российский ученый и конструктор, специалист в области теории, методологии проектирования, экспериментальной отработки и изготовления систем управления движущихся объектов, работающих в экстремальных условиях. В 1953 году Н. А. Семихатов назначается главным инженером и главным конструктором разработок специального конструкторского бюро в Свердловске (ныне Екатеринбург), родоначальника НПО автоматики, с которым была связана вся его последующая трудовая деятельность. Н. А. Семихатов возглавлял НПО автоматики с 1953 по 1992 год. Н. А. Семихатов доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина (четырежды), лауреат Ленинской и дважды лауреат Государственной премии СССР. Скончался 11 апреля 2002 года.
1923 — Завод «Икар » (ГАЗ №2, бывший «Гном и Рон») возобновил производство авиамоторов
1929 — Для планирования и руководства ГВФ образована Главная инспекция ГВФ СССР
1931 — Первый полёт в Великобритании учебного Blackburn B-2
1939 — Первый полёт самолёта ПЛО Lockheed A-28 (A-29) Hudson
1941 — Первый полет штурмовика Ил-2, построенного в Куйбышеве на эвакуированном заводе № 18, К. К. Рыков
1942 — Начались войсковые испытания Як-1Б. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолеты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт).
1945 — Первый полёт Lockheed 34 Big Dipper. Он рассматривался в качестве «летающего автомобиля» — как для военных (своего рода «летающий джип»), так и для гражданских заказчиков. Самолет был также спроектирован Джоном Торпом (John Thorp) и отличался необычным расположением двигателя с толкающим воздушным винтом
1946 — Изготовлен первый опытный ТРД А. А. Микулина АМ ТКРД-01. Второй полетопригодный отечественный ТРД (после ТР-1 А. М. Люльки)
1946 — Первый полёт чехословацкого учебного реактивного самолёта CS-92 (Me.262)
1951 — Первый полет американского вертолета Каман К-225. По контракту с флотом США Каман установил на свой вертолет К-225 газотурбинный двигатель Boeing YT50 Модель 502-2 мощностью 130кВт
1951 — Первый полёт Fiat G.80-1B, первого итальянского военного реактивного самолета. Первые полеты выполнялись с заводского аэродрома в Турине, затем испытания продолжались в Амендоле.
1952 — В корейских событиях американские самолёты F3D «Skyknight» встречались не только с новыми реактивными советскими самолетами. Несколько раз им доводилось одерживать победы и над тихоходными «Чарли»- так называли американцы знаменитые бипланы По-2. 10 декабря 1952 года экипаж F3D-2 сбил По-2 над островом Чходо. Вот как рассказывал об этом вылете командир экипажа в своем рапорте на имя командира эскадрильи: «В районе 1935/1 оператор РЛС доложил о контакте с воздушной целью. Цель была захвачена РЛС, на расстоянии 900 м произошел захват. Через несколько секунд дистанция с самолетом противника сократилась до 100 — 150 м и я открыл огонь из всего бортового оружия. Было видно, что снаряды попадают в цель, и «Чарли» загорелся. С экрана РЛС отметка цели пропала, а на земле был виден очаг пожара, вероятнее всего это горел сбитый самолет противника»
1954 — Первый полёт учебного самолёта Hispano HA-100 Triana.
После Второй Мировой войны многие немецкие конструкторы начали искать работу за границей. Одним из таких конструкторов стал Вилли Мессершмитт. Он был приглашен в испанскую фирму HASA. Его проект Me.106G стал основой для разработки проекта HA.1109. Работы над самолетом были начаты в 1951 году в отделении фирмы получившей название Officina Technica Prof. Messerschmitt. Двухместный учебный самолет HA.100 Triana впервые поднялся в воздух 10 декабря 1953 года. Он стал первым самолетом построенный Вилли Мессершмиттом после Второй Мировой войны.
1955 — Первый полёт СВВП Ryan X-13 Vertijet.
1957 — Первый полёт Aermacchi M.B.326
1959 — Состоялся первый полёт самолета Ил-18В. Отличался двигателями АИ-20К (взлетная мощность, э. л.с. 4х4000), усиленным фюзеляжем и компоновкой пассажирского салона. В 1959-1965 годах изготовлено 334 самолёта.
1959 — Постановление СМ СССР о задачах по осуществлению первого полета человека в космос
1960 — Катастрофа Ан-2 (СССР-33181), Казахская ССР, 35 км южнее Семипалатинска, Казахского управления ГВФ близ Семипалатинска
Экипаж встретил сложные метеоусловия на маршруте и принял решение на возврат в аэропорт вылета. На обратном пути самолет внезапно потерял управление и столкнулся с землей.
Всего погибших — 12, экипаж — 2, пассажиры — 10.
1961 — На Базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния, США) состоялся двадцать первый испытательный полет ракетного самолета «Х-15» N 1. Аппарат пилотировал испытатель Нейл Армстронг (Neil Armstrong). В полете достигнута максимальная скорость 4026 километров в час при максимальной высоте подъема 24700 метров.
1964 — С космодрома на мысе Канаверал осуществлён первый успешный и второй испытательный запуск новой РН «Титан-3А». В ходе испытательного запуска на околоземную орбиту была выведена последняя ступень и головная часть ракеты.
1964 — На Базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полет ракетного самолета «Х-15» N 1. Аппарат пилотировал испытатель Джо Энгл (Joe Engle). Достигнута максимальная высота 34503 м при скорости 5913 км/ч.
1969 — Катастрофа Ил-14 (СССР-52010), Дагестанская АССР, близ Махачкалы, Грузинское УГА, Тбилисский ОАО, Рейс: 2953
Экипаж 112 летного отряда произвел посадку в Махачкале в 17:58 и после дозаправки произвел взлет в 18:29 с МК=123° в сторону моря. На борту находились 11 пассажиров и, вероятно, безбилетный пассажир – второй пилот Ту-104 112 ло, находившийся в отпуске. Погода (на происшествие не повлияла) : облачность 10 баллов слоисто-кучевая 860 м, 3-4 балла 360 м, видимость 7 км. Через 1 минуту 45 сек. после взлета КВС доложил о нем. После запроса РП данных о погоде (о нижней кромке облаков) экипаж доложил, что над морем наблюдалась разорвано-слоистая облачность 120-150 м, не указанная в прогнозе погоды. Затем в течение 11 минут радиообмена не было, а после экипаж на связь не вышел и на запросы не отвечал. Самолет был обнаружен 11 декабря на глубине 10 м в 3 500 м от берега на удалении 8 км от КТА с азимутом 65°. Полет продолжался около 4–х минут. Самолет набрал высоту 250-280 м и выполнил левый разворот на курс следования над морем и на высоте 300-350 м вышел из разворота, продолжая набор высоты. На высоте 350-400 м возникла скоротечная аварийная обстановка, приведшая к непроизвольному снижению с большой вертикальной скоростью и столкновению с поверхностью воды под большим углом в 18:33. В течение нескольких последующих дней на берег были выброшены различные мелкие обломки самолета, а также трупы всех трех находившихся на борту детей и труп женщины. Со дна были подняты различные части самолета, в том числе оба двигателя и элементы пилотской кабины, а также часть тела мужчины. Было установлено, что при столкновении с поверхностью моря оба двигателя работали, а шасси и закрылки были убраны. Между рёбер цилиндров левого двигателя обнаружены кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов – остатки крыльев и многочисленные перья.
Всего погибших — 17, экипаж — 5, пассажиры — 12.
1969 — Полёт первого серийного самолёта Су-15УТ «изделие 42» на Новосибирском АПО им. В. Чкалова.
1977 — Запуск КК «Союз-26», Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко
.
Первая основная экспедиция орбитальной научной станции «Салют-6». После неудачной стыковки предыдущего корабля «Союз-25», возникли сомнения в исправности переднего стыковочного узла станции. Поэтому корабль «Союз-26» пристыковался к кормовому стыковочному узлу станции «Салют-6».
1979 — Катастрофа Ан-26, в районе Комсомольска-на-Амуре, Министерство радиоэлектронной промышленности СССР, НПО Взлёт Данные по этому случаю неполные. Самолет с экипажем испытателей — сотрудников НПО «Взлет» выполнял полет с целью проверки некоего оборудования, возможно военного назначения. По официальной версии в сложных метеоусловиях самолет попал в снежный заряд, отклонился от курса, после чего столкнулся с деревом на вершине сопки и упал. Поиск места катастрофы продолжался больше недели.
В связи с секретным характером оборудования, все связанное с этой катастрофой было сразу же засекречено. Даже родственники погибших не имеют информации о точном месте падения и результатах расследования причин произошедшего.
Всего погибших — 9.
1986 — На аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском состоялся 7-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичус. Произведено отключение автоматики перед самым касанием ВВП
1989 — В США зарегистрирован первый полет вертолета-мускулолета
1998 — Первый полет вертолета Ка-60 «Касатка» с ТВлД РД-600В ОАО «Рыбинские моторы», А. К. Смирнов
1998 — Рекорд дальности полета на открытую дистанцию с возвращением (женщины) : 783,83 км установлен на новом поколении планеров гоночного класса — SZD-56 Diana (Польша)
2002 — НПП «Аэросила» получен сертификат типа на ВГТД ТА-18-100 для самолетов Ту-334, Бе-200, Як-42, Ту-134М, Ан-74ТК-300
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]