«Садиться при порывах ветра 22 метра в секунду очень непросто»: молодой пилот — о жизни и работе за полярным кругом
08.12.2019 7 690 0 +254 dmitryparmenov

«Садиться при порывах ветра 22 метра в секунду очень непросто»: молодой пилот — о жизни и работе за полярным кругом

---
+254
В закладки
Артур — 24-летний пилот вертолёта. Он летает по самым труднодоступным местам Крайнего Севера, несмотря на холод, пургу и полярные ночи. Он рассказал «Мелу», как выбрал профессию, почему без вертолётов на Севере не выжить и зачем пилотам хорошо считать.

Пилотом я работаю только несколько месяцев

Мне 24 года, я из небольшого города Нюрба в Якутии.

Он расположен в 800 километрах от Якутска по Колымской трассе, там живёт 10 тысяч человек. В 2013 году я поступил в Омский лётно-технический колледж, и с тех пор моя жизнь связана с авиацией.

Окончить училище я смог лишь спустя шесть лет. Не скажу, что было просто, но преодолевать трудности помогали родные, которые поддерживали меня во всём.

Я только начал карьеру пилота, работаю несколько месяцев. Летаю по всей территории Якутии. На работу поступил сразу после училища, какое-то время проходил наземную подготовку — изучал местность, документацию, обязанности второго пилота, авиационные правила, руководство по летной эксплуатации.

Базируюсь в столице, в Якутске, но основная работа — в командировках по Заполярью. Обычно они длятся по две недели, но сейчас уже месяц я работаю в Тикси, небольшом посёлке на берегу моря Лаптевых.

Боязнь первых полетов проходит ещё в училище. Главное — довериться инструктору и технике, которую эксплуатируешь

Конечно, я всё равно немного волновался: всё-таки впервые на меня легла ответственность за жизнь пассажиров. Но мне повезло — у меня был очень хороший и спокойный командир. Он просто сказал: «Не волнуемся, выполняем всё, как учили». И всё, я полетел.

На подготовку к полёту нам дают час. За это время нужно всё просчитать и проверить технику. Звучит сложно, но я уже делаю всё на автомате: прихожу на работу, мне говорят, куда лететь, я всё просчитываю. Вычислений нужно очень много делать, и, честно говоря, когда я только поступал в лётное, то и не представлял, сколько мне придётся считать каждый день.

Чтобы учесть, сколько нужно топлива, недостаточно знать, какое расстояние до пункта назначения, нужно учитывать вес, температуру и какой ветер. Бывает, что ветер встречный, и полёт тогда будет длиться намного дольше. От этого зависит, сколько топлива брать, сколько человек можешь перевезти, сколько груза взять с собой.

На севере Якутии температура редко опускается ниже минус 40

Сейчас у нас нехватка молодых пилотов. Есть старая гвардия — очень опытные пилоты, есть те, кому за тридцать, а таких, как я, мало. Все молодые хотят в больших городах летать, а не в деревнях. У нас же тут в основном маленькие населённые пункты, да ещё и климат суровый.

Летать на Крайнем Севере непросто: тут зимой полярные ночи, пурга. Кроме того, гористая местность, некоторые вершины достигают полутора тысяч метров.

«Садиться при порывах ветра 22 метра в секунду очень непросто»: молодой пилот — о жизни и работе за полярным кругом очень, человек, сколько, пилота, нужно, только, Якутии, можно, лететь, заменить, ветер, сложных, чтобы, тысяч, бывают, топлива, вертолёта, редко, мы летаем, сложно

На таких участках бывают очень сложные метеоусловия, сильные ветра, нисходящие и восходящие потоки воздуха, из-за которых сложно держать курс и управлять машиной: то ветер дунет сбоку, то ты словишь поток и у тебя либо неконтролируемый набор высоты, либо спад. Температуры зимой бывают экстремальные, но это не так страшно. По руководству наш Ми-8 можно эксплуатировать до минус 50 градусов, а тут, на севере Якутии, температура редко опускается ниже минус 40, сказывается влияние моря.

Самая большая проблема — сильный ветер и плохая видимость из-за снега, тумана или низкой облачности

Тогда мы летаем по приборам — можно сказать, практически вслепую. Бывало, попадаешь в облака или туман — и всё, ты ничего не видишь, визуально не можешь определить ни расстояние, ничего.

В отрезанных от цивилизации сёлах мы, по сути, превращаемся в скорую помощь

У нас есть три вида полётов: мы перевозим и доставляем грузы и пассажиров, выполняем санитарные рейсы, а ещё бывают поисковые, аварийно-спасательные работы. Это значит, что если в близлежащем районе упадёт вертолёт или пропадёт человек, то нас поднимут искать.

Мы летаем по маленьким сёлам и посёлкам, где живут от семисот до полутора тысяч человек. Они зависят от наших полётов, поскольку в основном отрезаны от цивилизации. К ним нет дорог, только зимники  (дороги, проложенные по замёрзшим руслам рек. — Прим. ред.)  и авиация, которая перевозит и людей, и грузы, и продукты. В таких условиях особенно важны санитарные рейсы. Когда мы их выполняем, мы, по сути, превращаемся в скорую помощь. Мы летаем даже в самых сложных условиях, чтобы успеть помочь. Все больницы находятся в крупных центрах, а большинство населённых пунктов — в полутора или двух часах лёта. Мы меняем конструкцию вертолёта, чтобы закрепить носилки, в нём обязательно дежурят врач и санитар. Также мы снижаем так называемый метеоминимум: в обычной ситуации при вертикальной видимости в 500 метров вылетать нельзя, а при санитарном рейсе можно.

Самое труднодоступное место, куда я летал,  — это горный аэродром посёлка Усть-Куйга, маленькое поселение на семьсот человек, абсолютно отрезанное от всего. Там сложные взлёт и посадка и нужно держать ухо востро из-за сложных погодных условий. Как-то пришлось садиться при порывах ветра в 22 метра в секунду — это очень непросто.

Искусственный интеллект вряд ли сможет заменить пилотов

К полётам я тщательно готовлюсь, поскольку каждый не похож на предыдущий, даже если маршруты одни и те же: разные задания, другие люди, разные условия. Всё зависит от метеоусловий, и командир решает, можем лететь или нет. Если нет, то даём задержку, и бывает, что не знаешь, когда вылетишь. Но это характерно не только для Севера, а для всех горных участков.

Я думаю, что профессию надо выбирать исходя из интереса. Я в авиацию пошёл потому, что мне было интересно: хотел увидеть новые места и людей. Надо было только решить, что мне ближе — самолёты или вертолёты. Выбрал второе: только так можно посетить самые дальние уголки Якутии. О своём выборе я не жалею, хоть и потратил на обучение целых шесть лет.

Ради интересного дела на учёбу можно потратить и шесть лет, и даже больше. Вуз, университет или самообучение — сейчас это не так важно, потому что профессии меняются так быстро, что учиться всё равно придётся всю жизнь. Гораздо сложнее выбрать специальность. Сейчас в этом может помочь проект «Билет в будущее», который недавно запустили в школах. Ученики с 6-го по 11-й класс могут пройти специальную диагностику и получить рекомендации от опытных наставников о выборе будущей профессии.

На вертолётах мы можем приземляться куда угодно, нам не нужна взлётно-посадочная полоса, мы летаем где хотим, лишь бы топлива хватило. Кроме того, на вертолёте видишь мир совсем по-другому. Ты можешь лететь на высоте птичьего полёта, а можешь подняться над облаками.

«Садиться при порывах ветра 22 метра в секунду очень непросто»: молодой пилот — о жизни и работе за полярным кругом очень, человек, сколько, пилота, нужно, только, Якутии, можно, лететь, заменить, ветер, сложных, чтобы, тысяч, бывают, топлива, вертолёта, редко, мы летаем, сложно

Мне кажется, профессия пилота, а тем более пилота вертолёта, всегда будет важна. Вертолёты трудно заменить другими воздушными судами, особенно в таких местах, как Якутия, где мало дорог и огромные расстояния, много маленьких населённых пунктов и нет возможности содержать полноценные взлётно-посадочные полосы.

Сейчас разрабатывают автоматику, чтобы меньше рисковать жизнями пилотов и пассажиров, уменьшить количество аварий, связанных с человеческим фактором и ошибками. Но не думаю, что искусственный интеллект когда-нибудь сможет заменить тут человека и те качества, которые пилот приобретает с годами, с опытом,  — чутьё и интуицию, помогающие в самых сложных ситуациях.

Филиппо Валоти-Алебарди
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]