Софт по-русски: сначала приняли, потом подумали
---
Закон о предустановке российских приложений на смартфоны ждет тяжелая судьба
Закон о предустановке российских приложений на электронные устройства принят. Теперь пришло время придумать, что с этим делать. Почему-то в России так повелось: сначала штампуются законы, а лишь потом начинается настоящее обсуждение, обнаруживаются непоправимые последствия и невозможность их реализации. Такому подходу даже есть звучное название: «рамочный закон». Это когда парламентарии вбрасывают в законодательство норму, которая к тому моменту является лишь эфемерной концепцией, чтобы потом исполнительная власть ее «довела до ума» своими подзаконными актами.
Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм
Особенно полюбилось Госдуме рамочно законотворствовать в отношении всего, что связано с Интернетом, программным обеспечением, высокими технологиями. Под знаменем цифровизации всея Руси в последние годы таких законов подписано немало. Нашумевший «пакет Яровой» принимался таким же. И что в итоге? Документ вступил в силу почти полтора года назад, а необходимыми подзаконными актами до сих пор до конца не оброс. Для законов такое «сиротство» подобно смерти: по сути, они не работают так, как задумывалось.
Вот и новое «дитя» парламентариев определило рамки: оно предписывает обеспечить потребителей «отдельных видов технически сложных товаров» заранее установленными на них программами отечественного производства. Все самое главное — виды этих товаров и список российских приложений — будет определять правительство. Когда у него руки дойдут. И как оно посчитает нужным. А если между ведомствами, принимающими решения, возникнут разногласия — процесс затянется сколь угодно надолго. Тем временем принятый закон должен заработать с 1 июля 2020 года, в чем очень сомневаются те, кому его придется исполнять. Короче говоря, «бешеный принтер» выплюнул очередную бумажку.
Правда, депутаты объяснились: мол, все главные решения отданы на откуп правительству, потому что сфера высоких технологий уж очень стремительно развивается, а подзаконными актами кабмина на вызовы современности отвечать удобнее и быстрее. Их не надо вносить на рассмотрения, пускать на подпись по всем ступеням иерархии и т.д.
Но вопрос целесообразности рамочного законотворчества тут второстепенный. Закон о предустановке российского софта позиционируется не как запретительный, а как антимонопольный. По задумке авторов, российским разработчикам приложений, мессенджеров, поисковых и почтовых систем хотят дать возможность честно конкурировать с уже предустановленными аналогами на иностранных устройствах. Сама идея хорошая. Вот только реализовывать ее решили в лучших традициях монополизма.
Честная конкуренция — это когда продукт выбирает потребитель, а не когда правительство решает, какие приложения он увидит в своем смартфоне. Да, конкуренцию иностранному софту мы создадим, но как и за какие взятки будет решаться, кто из отечественных компаний удостоится служить российскому потребителю? По каким критериям будут выбираться такие приложения — по их удобству для потребителя или просто по признаку страны изготовления? Оценит ли потребитель заботу государства после того, как обнаружит на новеньком навороченном смартфоне уже 10 лет как забытое ICQ и никому не известный «ТамТам»? Это не шутка: судя по сливам, с иностранными мессенджерами WhatsApp и iMessage будут конкурировать эти чудеса отечественной IT-мысли.
Если бы конкуренция была настоящей целью закона — возможность выбирать предложили бы потребителю. Технически это элементарно устроить: человек покупает гаджет, и при запуске ему самому предлагается выбрать приложения, которые установятся.
Поговаривают, что заказ на принятие нормы о предустановке российского софта был спущен в Госдуму сверху, чтобы подкрепить им другой закон — о суверенном Интернете. Сейчас, как пошутили известные комики, «по всей нашей родине уже заколосился суверенный Интернет», но неудобств это пока никому не приносит. Впрочем, страшилки об отключении России от Глобальной сети, видимо, и нужны только для того, чтобы пугать. А мы боимся. И чтобы не так тошно было, посмеиваемся над всеми этими цифровыми законами, принятыми и не принятыми.
Но в каждой шутке, как известно, всегда кроется правда. Кто знает, не суждено воплотиться в реальность «Суверенному Обозревателю Суверенного Интернета» из юмористической сценки? Аббревиатуру составьте сами.
Инна Деготькова
Закон о предустановке российских приложений на электронные устройства принят. Теперь пришло время придумать, что с этим делать. Почему-то в России так повелось: сначала штампуются законы, а лишь потом начинается настоящее обсуждение, обнаруживаются непоправимые последствия и невозможность их реализации. Такому подходу даже есть звучное название: «рамочный закон». Это когда парламентарии вбрасывают в законодательство норму, которая к тому моменту является лишь эфемерной концепцией, чтобы потом исполнительная власть ее «довела до ума» своими подзаконными актами.
Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм
Особенно полюбилось Госдуме рамочно законотворствовать в отношении всего, что связано с Интернетом, программным обеспечением, высокими технологиями. Под знаменем цифровизации всея Руси в последние годы таких законов подписано немало. Нашумевший «пакет Яровой» принимался таким же. И что в итоге? Документ вступил в силу почти полтора года назад, а необходимыми подзаконными актами до сих пор до конца не оброс. Для законов такое «сиротство» подобно смерти: по сути, они не работают так, как задумывалось.
Вот и новое «дитя» парламентариев определило рамки: оно предписывает обеспечить потребителей «отдельных видов технически сложных товаров» заранее установленными на них программами отечественного производства. Все самое главное — виды этих товаров и список российских приложений — будет определять правительство. Когда у него руки дойдут. И как оно посчитает нужным. А если между ведомствами, принимающими решения, возникнут разногласия — процесс затянется сколь угодно надолго. Тем временем принятый закон должен заработать с 1 июля 2020 года, в чем очень сомневаются те, кому его придется исполнять. Короче говоря, «бешеный принтер» выплюнул очередную бумажку.
Правда, депутаты объяснились: мол, все главные решения отданы на откуп правительству, потому что сфера высоких технологий уж очень стремительно развивается, а подзаконными актами кабмина на вызовы современности отвечать удобнее и быстрее. Их не надо вносить на рассмотрения, пускать на подпись по всем ступеням иерархии и т.д.
Но вопрос целесообразности рамочного законотворчества тут второстепенный. Закон о предустановке российского софта позиционируется не как запретительный, а как антимонопольный. По задумке авторов, российским разработчикам приложений, мессенджеров, поисковых и почтовых систем хотят дать возможность честно конкурировать с уже предустановленными аналогами на иностранных устройствах. Сама идея хорошая. Вот только реализовывать ее решили в лучших традициях монополизма.
Честная конкуренция — это когда продукт выбирает потребитель, а не когда правительство решает, какие приложения он увидит в своем смартфоне. Да, конкуренцию иностранному софту мы создадим, но как и за какие взятки будет решаться, кто из отечественных компаний удостоится служить российскому потребителю? По каким критериям будут выбираться такие приложения — по их удобству для потребителя или просто по признаку страны изготовления? Оценит ли потребитель заботу государства после того, как обнаружит на новеньком навороченном смартфоне уже 10 лет как забытое ICQ и никому не известный «ТамТам»? Это не шутка: судя по сливам, с иностранными мессенджерами WhatsApp и iMessage будут конкурировать эти чудеса отечественной IT-мысли.
Если бы конкуренция была настоящей целью закона — возможность выбирать предложили бы потребителю. Технически это элементарно устроить: человек покупает гаджет, и при запуске ему самому предлагается выбрать приложения, которые установятся.
Поговаривают, что заказ на принятие нормы о предустановке российского софта был спущен в Госдуму сверху, чтобы подкрепить им другой закон — о суверенном Интернете. Сейчас, как пошутили известные комики, «по всей нашей родине уже заколосился суверенный Интернет», но неудобств это пока никому не приносит. Впрочем, страшилки об отключении России от Глобальной сети, видимо, и нужны только для того, чтобы пугать. А мы боимся. И чтобы не так тошно было, посмеиваемся над всеми этими цифровыми законами, принятыми и не принятыми.
Но в каждой шутке, как известно, всегда кроется правда. Кто знает, не суждено воплотиться в реальность «Суверенному Обозревателю Суверенного Интернета» из юмористической сценки? Аббревиатуру составьте сами.
Инна Деготькова
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]