В поисках третьего соска: охота на ведьм в Салеме
---
Бояться стоит не ведьм, а людей, которые в них верят. Доказано еще в 17 веке самым религиозным городом Новой Англии.
В Нигерии — скандал. Местные христиане активно препятствуют проведению в ноябре 2019 года конференции по колдовству в университете города Нсукка. И хоть доклады касаются лишь феномена и традиции колдовства с академической точки зрения, верующие протестанты выступили против. Пятидесятники объявили «двухдневную молитву войны», а под университетом собралась толпа с плакатами «Университет Нигерии принадлежит Иисусу», «Скажи собранию ведьм и волшебников нет», «Мы — христианская община».
Страх ведьм и колдовства все еще живет в современном обществе, но закон удерживает его в рамках приличия. А что случится, если закон встанет на сторону мракобесия? WAS напомнит на печальном примере первых американских колоний.
ТЕНЬ НАД САЛЕМОМ
Февральская ночь 1692-го года, поселение Салем, британская колония Массачусетс. Элизабет, 9-летняя дочь пастора Сэмюэла Пэрриса, и его 11-летняя племянница Эбигейл Уильямс начинают кричать, корчиться, бросать вещи и замирать в неестественных позах. Девочек осмотрит врач и не найдет физических признаков какой-либо болезни.
Пастор Пэррис обеспокоен. Он обращается к своему коллеге из соседнего городка, Джону Хейлу. Тот признает, что припадки у девочек сильнее, чем при эпилепсии или любой другой известной ему болезни.
По Салему ползут нехорошие слухи.
ПРОИСКИ САТАНЫ
Обыватели решили, что причина перемен с детьми — сверхъестественная. Подобных случаев в городе становилось все больше. Припадки поражали именно молодых девушек, иногда прерывая проводимые пастором религиозные церемонии. Пошли разговоры о ведьмах, которые насылают проклятия. Первыми обвиняемыми в колдовстве стали темнокожая рабыня Пэрриса Титуба, редко посещавшая церковь Сара Осборн и бездомная Сара Гуд.
Этих троих привели к местному судье и допрашивали несколько дней. Осборн и Гуд утверждали, что невиновны, Титуба призналась в колдовстве.
«КО МНЕ ПРИХОДИЛ ДЬЯВОЛ И ПРИКАЗАЛ СЛУЖИТЬ ЕМУ», — РАССКАЗАЛА ЖЕНЩИНА СУДУ.
Она говорила о высоком мужчине в черном, который хотел, чтобы она расписалась в его книге и помогла уничтожить пуритан. Титуба призналась, что видела и других «ведьм», которые расписались в этой книге. Показания рабыни стали отправной точкой охоты на ведьм — наконец-то пуритане получили «доказательство», что имеют дело с нечистой силой. Всех троих женщин немедленно отправили в тюрьму.
Гравюра Альфреда Фредерикса «Титуба и дети» из «Популярной истории Соединенных Штатов» Уильяма Каллена Брайанта.
МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ
Неизвестно, почему Титуба оклеветала себя. Скорее всего, это была известная полицейская схема — подпиши «чистосердечное», назови сообщников и будешь жить. Ее рассказ получил огласку — паника распространялась по Салему со скоростью лавины.
Обвиняемые в колдовстве один за другим называли имена знакомых, стремясь избежать смерти. Волна арестов все разрасталась. Некоторые жители города решили использовать ситуацию в корыстных целях, желая отомстить за нанесенную когда-то обиду или отобрать у соседа участок земли. А так как суд верил обвинителям на слово, то им достаточно было сказать, что во сне им являлся чей-то дух, иногда за руку с дьяволом, и мучил их. Тюрьма Салема наполнялась со скоростью света.
Избежать такого правосудия не мог никто — независимо от возраста, пола и социального статуса. Арестовывали женщин, мужчин, детей. Так, 4-летняя дочь бездомной Сары Гуд, Дороти, была вызвана в суд давать показания, и ее робкие слова были трактованы как признание в колдовстве — как для нее, так и для матери. Девочку отправили в тюрьму. Через несколько дней после ареста маленькая Дороти рассказала, что мать ей дала ей фамильяра — змею, и поручила кормить ее кровью.
Первой жертвой стала некая Бриджит Бишоп, против которой свидетельствовали сразу несколько человек — пять девушек обвиняли ее в использовании приворотных заклятий, сосед по фамилии Шаттак считал, что она прокляла его сына, а другие соседи обвиняли ее в наведении порчи на кота. Весомым доказательством против Бриджит Бишоп стал найденный на теле третий сосок. Ее повесили.
«Процесс над салемскими ведьмами», литография Joseph E. Baker.
«Процесс над салемскими ведьмами», литография William A. Crafts.
Суд над Сарой Гуд сопровождался весьма странным событием. Как только женщина вошла в зал суда, свидетели сразу стали раскачиваться на стульях и стонать, как будто реагируя на ее появление. Одна девушка после приступа конвульсий обвинила Гуд в том, что она атаковала ее ножом и даже показала суду его обломок. Утверждала, что нож сломался во время нападения. Один из жителей города доказал, что это был кусочек от его ножа, который он сломал вчера в присутствии той девушки. Но судья все равно использовал историю в обвинении Сары.
29 июля 1692 года Сара Гуд была повешена вместе с четырьмя другими женщинами, обвиняемыми в колдовстве. Она до последнего отказывалась признавать вину. «Ты — лжец. Я такая же ведьма, как ты — колдун! Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью», — крикнула Сара Гуд священнику Николасу Ноесу перед своей казнью. Ноес действительно умер от кровоизлияния в мозг, буквально захлебнувшись своей кровью. Правда, только через 25 лет.
Во время судебного разбирательства также вспоминились позабытые виды пыток. 80-летний фермер Жиль Кори отказался оговорить себя, и к нему применили peine forte et dure — положили на грудь доску и два дня подкидывали на нее камни, пока он не умер. Это был сугубо процедурный нюанс. Без него или свидетельских показаний суд не мог признать Кори виновным, а значит — не мог конфисковать его имущество. Старый фермер умер, не сказав мучителям ничего, но его семью это не спасло — их всех тоже повесили.
От «правосудия» не ушел даже бывший пастор Берроуз, несмотря на то, что три десятка прихожан за него вступились.
Повешение ведьм, гравюра 1650 года.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ:
- Борцы з дьяволом не ограничились одним Салемом, «народная инквизиция» запылала в соседних городках и докатилась до Бостона. После этого в дело вмешались власти штата Массачусетс. Губернатор учредил Верховный суд штата, который начал постепенно отпускать арестованных. В мае 1693-го, всех заключенных по делу Салемских ведьм, кто еще был жив, освободили. Постепенно случаи припадков с детьми прекратились. Салем вернулся к привычной жизни, как будто ничего и не было.
- Всего за этот год паники и истерии в тюрьме оказалось полторы сотни людей. 31 человека успели осудить, 19 — повесить, фермер Кори не перенес пыток, несколько человек умерли в тюрьме, не дожив до суда. Была и совсем невинная жертва — Сара Гуд родила в тюрьме, но ребенок не дожил до казни матери. Дальнейшая судьба Дороти неизвестна. По некоторым данным, после своего освобождения она скиталась по улицам Салема и умерла в возрасте 16 лет.
- В 1702 году суд объявил казни незаконными, а в 1711-ом колония приняла закон, который признал невиновность пострадавших и даже выплатил их потомкам компенсацию. И только в 1957 году, более чем 250 лет спустя, штат Массачусетс формально извинился за события в Салеме.
- Выражение «охота на ведьм» стало нарицательным. Во времена Холодной войны, в 1950-х, когда комиссия под руководством американского сенатора Джозефа Маккарти работала над выявлением скрытых коммунистов и агентов влияния, писатель Артур Миллер сказал: «Маккарти часто говорит то же, что говорили охотники на ведьм в Салеме».
КОРЕНЬ ЗЛА
Никто не знает, настоящую причину приступов у молодых людей не установили. Возможно, это было массовое отравление попавшим в муку грибком или вспышка редкой формы энцефалита. По одной из версий, ржаной хлеб оказался заражен спорыньей. Ситуацию усугубил особый менталитет пуританской общины, известной чрезвычайно строгими порядками, выраженной религиозностью и нетерпимостью.
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]